Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 12:07, реферат
В условиях рынка делового человека оценивают не только по его профессиональным качествам, но и по тому, насколько он владеет своими чувствами, волей, как умеет общаться с клиентами и партнерами. Установленный порядок поведения называется этикетом.
Введение..........................................................................................................2
1. Понятие и виды этического кодекса.......................................................3
2. Профессионально-этический кодекс.......................................................4
3. Корпоративно-этический кодекс.............................................................5
4. Этический кодекс цивилизованного предпринимателя и его
основные постулаты.................................................................................10
5. Разработка этического кодекса................................................................11
6. Коммуникативный кодекс........................................................................12
Заключение......................................................................................................15
Список литературы.........................................................................................16
Примеры...........................................................................................................17
Как
правило, кодексы
содержат две части:
• идеологическую (миссия, цели, ценности);
• нормативную (стандарты рабочего поведения).
При этом идеологическая часть может
не включаться в содержание кодекса.
В профессионально однородных организациях (банки,
консалтинговые компании) часто используются
кодексы, описывающие в первую очередь
профессиональные дилеммы. Эти кодексы
«вышли» из описанных ранее кодексов профессиональныхсообществ.
Соответственно, содержание таких кодексов
в первую очередь регламентирует поведение
сотрудников в сложных профессиональных
этических ситуациях. В банковской деятельности,
например, это доступ к конфиденциальной
информации о клиенте и сведениям об устойчивости
своего банка. Кодекс описывает правила
обращения с такой информацией, запрещает
использовать сведения в целях личного
обогащения.
В первую очередь здесь решаются управленческие
задачи. Дополнение такого кодекса главами
о миссии и ценностях компании способствует
развитию корпоративной культуры. При
этом кодекс может иметь значительный
объем и сложное специфическое содержание
и адресоваться всем сотрудникам компании.
В больших неоднородных
корпорациях сочетание всех трех функций
становится сложным. С одной стороны, существует
ряд политик и ситуаций, традиционно закрепляемых
этическими кодексами в международной
практике. Это политики по отношению к
клиентам, поставщикам, подрядчикам; описание
ситуаций, связанных с возможными злоупотреблениями:
взятки, подкуп, хищения, обман, дискриминация.
Исходя из управленческой функции, кодекс
описывает стандарты образцового поведения
в таких ситуациях. Такой кодекс имеет
значительный объем и достаточно сложное
содержание. Адресация его всем группам
сотрудников в условиях значительной
разницы в образовательном уровне и социальном
статусе сотрудников затруднена. В то
же время развитие корпоративной культуры
компании требует единого кодекса для
всех сотрудников – он должен задавать
единое понимание миссии и ценностей компании
для каждого сотрудника.
В такой ситуации используются
2 варианта кодекса – декларативный и
развернутый.
«Кредо», или декларативный вариант этического
кодекса используется для предъявления
этических принципов с начала XX века. К
таким кодексам относятся Кредо (декларация
ценностей) «Джонсон и Джонсон» (1944 г.),
Кодекс «Семь духов (принципов)» поведения
сотрудников «Мацусита электрик» (1933 г.).
Они описывают общие принципы поведения
сотрудников на уровне деклараций.
По сути, декларативный
вариант – это только идеологическая
часть кодекса без регламентации поведения
сотрудников. Например «Кредо» включает
4 развернутых ценности, «Семь духов» –
семь основных принципов. При этом в конкретных
ситуациях сотрудники сами должны ориентироваться,
как им себя вести, исходя из базовых этических
норм.
Подобные кодексы действуют
и по сей день. Однако в ряде случаев сотрудникам
трудно оценить этическую правомерность
конкретного поступка исходя из общих
принципов. Следовательно, для того, чтобы
кодекс действительно работал, компании
прибегают к постоянной трансляции этих
принципов через пение гимна, регулярное
обсуждение и другие корпоративные ритуалы.
Например, начиная с 70-х годов, компания
«Джонсон и Джонсон» установила практику
постоянного обсуждения и критического
обзора «Кредо». Во время кризиса, вызванного
отравлением тайленола, Ларри Фостер,
вице-президент компании по связям с общественностью,
сказал, что у компании не было иного варианта
поведения, кроме удаления тайленола с
рынка. Отказаться сделать это значило
нарушить «Кредо».
Итак, декларативный
вариант кодекса решает в первую очередь
задачи развития корпоративной культуры.
При этом для предоставления кодекса международному
сообществу и решения конкретных управленческих
задач необходима разработка дополнительных
документов.
С 80-х
годов XX века распространение получил
также развернутый вариант кодекса с подробной
регламентацией этики поведения сотрудников
(P&G, ВР). В них была зафиксирована конкретная
регламентация поведения сотрудников
в отдельных областях, где риск нарушений
был высок или возникали сложные этические
ситуации. Эти регламенты описывались
в виде политик в отношении заказчиков,
потребителей, государства, политической
деятельности, конфликта интересов, безопасности
труда.
При этом большой объем
и сложность содержания таких кодексов
определяют их выборочную адресацию. В
большинстве компаний такие кодексы разрабатываются
для высшего и среднего менеджмента и
не являются всеобщим документом, объединяющим
всех сотрудников.
Итак, каждая компания
определяет собственные задачи, для решения
которых она намерена использовать такой
инструмент, как кодекс корпоративной
этики. Но создание кодекса, естественно,
не ограничивается только написанием
текста документа. Существует специфика
исполнения подобных документов: заставить
исполнять этический кодекс нельзя. Поэтому
для того, чтобы он действительно работал,
еще на этапе его создания необходимо
предусмотреть процедуры, включающие
в процесс разработки документа по возможности
всех сотрудников компании. Только при
условии принятия каждым сотрудником
кодекса корпоративной этики он будет
реально исполняться.
Тем не менее кодексы корпораций в известной мере полезны. Но они недостаточны, чтобы выполнять как роль руководства для морального поведения, так и роль гарантии служения профессии или фирмы на благо общества, они не могут помешать членам профессии и работникам фирмы действовать в ущерб интересам населения. Часто это все же лучше, чем ничего, и существует несколько аспектов пользы от них. Во-первых, сам по себе опыт их разработки полезен, особенно когда он вынуждает большое число людей в фирме по-новому осмысливать свое предназначение и свои важные обязанности в качестве группы и в качестве индивидуумов по отношению к фирме, по отношению друг к другу, к своим клиентам или покупателям и к обществу в целом. Во-вторых, будучи принятым, кодекс может быть использован для широкого обсуждения его достоинств и недостатков, а возможно, и для его усовершенствования. В-третьих, он может внушить новым работникам всех уровней представление об их ответственности, о необходимости осмысливать свои действия в нравственном плане, о важном значении выработки качеств, соответствующих занимаемому ими положению. В-четвертых, кодекс может быть использован в качестве документа, на который работники вправе ссылаться, когда им велят делать что-то противоречащее положениям кодекса. В-пятых, кодекс может быть использован для подтверждения клиентам и широкой публике того факта, что фирма придерживается моральных принципов, он способен служить критерием, на основе которого можно судить о реальной деятельности фирмы.
В лучшем
случае кодекс корпорации может служить
не только руководством при рассмотрении
юридических проблем и
4. Этический кодекс цивилизованного предпринимателя
и
его основные постулаты.
Морально-этический
кодекс цивилизованного бизнесмена
включает в себя принципы, которыми
должен руководствоваться каждый предприниматель,
который стремится к сохранению успешного
бизнеса и взаимоуважению с другими предпринимателями.
Каждый уважающий себя бизнесмен должен
чувствовать ту границу дозволенного
поведения, преступать которую нельзя.
Малограмотные и невоспитанные люди нарушают
законы морально-этического кодекса в
силу своей неосведомленности в этом вопросе.
У них есть шанс изменить свое поведение,
изучив элемента
рные нормы предпринимательского поведения.
Но существуют бизнесмены, которые прекрасно
осознают свое аморальное поведение и
действуют так намеренно, ради собственной
выгоды.
В начале
ХХ века российскими предпринимателями
были выделены основные принципы поведения
в процессе предпринимательской
деятельности.
1. Будь честен и правдив. Основой успешного
предпринимательства, а также залогом
устойчивых и гармоничных отношений в
бизнесе являются честность и правдивость.
2. Люби и уважай человека. Уважая своих
подчиненных, предприниматель обеспечивает
себе ответное уважение и авторитет. Люди
чувствуют доверие со стороны своего руководителя
и стараются приложить все свои способности
и знания для достижения отличных результатов.
3. Уважай власть. Уважение к власти дисциплинирует
бизнесмена и обеспечивает порядок и соблюдение
юридических и административных законов.
4. Будь верен слову. Слово делового человека
ценится очень высоко
, если оно никогда не расходится с делом.
Часто сделки совершаются устно, без составления
документов. В таких случаях успех предприятия
напрямую зависит от взаимного доверия
участников сделки.
5. Уважай право частной собственности.
Уверенность в соблюдении права частной
собственности обеспечивает свободному
предпринимателю возможность успешно
и благотворно трудиться на благо своего
государства.
6. Будь целеустремленным. Начиная свою
деятельность, предприниматель должен
поставить перед собой ясную цель, которую
нужно достичь. На пути достижения этой
цели нельзя отвлекаться на другие, второстепенные
цели.
7. Живи по средствам. Перед началом любой
бизнес-операции предприниматель обязан
правильно оценить свои возможности и
размер своих денежных средств.
Соблюдая эти нехитрые правила ведения
предпринимательской деятельности, бизнесмен
обеспечивает себе уверенность не только
в успешном будущем своего дела, но и создает
себе стойкую репутацию порядочного человека.
Основные
постулаты этического
кодекса предпринимателя:
5.
Разработка этического
кодекса
Как руководитель предприятия Вы можете создать базу собственных представлений об этических нормах в компании. Не лишним будет ознакомиться с аналогичными документами, действующими на других предприятиях (см. также: Семь принципов ведения дел в России). Дальнейшую работу поручите службе персонала, которая обычно формулирует основные положения этического кодекса. Нужно выяснить, какие проблемы профессионально-этического характера возникают в повседневной деятельности Ваших сотрудников, классифицировать эти проблемы и на конкретных примерах описать желательное и нежелательное поведение персонала. Этический кодекс должен быть рассчитан на разные ситуации (например, стиль поведения работников как возле нефтяной вышки, так и у бензоколонки).
При разработке этического кодекса важна вовлеченность в обсуждение его положений сотрудников всех уровней. Например, в Международном московском банке в обсуждении этических стандартов принимали участие несколько десятков тысяч сотрудников. «Если я увижу в этом документе хоть одно свое слово, я буду считать его своим», — сказал один из рабочих большого производственного предприятия после обсуждения корпоративных норм. Нужно учитывать, что в России стандарты могут не всегда приниматься сотрудниками, а попытка их внедрения в директивном порядке, скорее всего, провалится. При разработке этического кодекса следует учитывать, что его положения должны быть выполнимы. Например, требования к дресс-коду должны учитывать финансовые возможности сотрудников.
Чтобы
сотрудники начали придерживаться введенных
правил, их следует популяризировать
среди персонала. Публикуйте выдержки
из кодекса во внутренних СМИ, на сайте,
повесьте их на стенде, сделайте фильм.
Принимаемых на работу сотрудников
обязательно знакомьте с этическим кодексом,
чтобы получить согласие кандидата ему
следовать.
Правила разработки этического кодекса:
1) научная основа кодекса, то есть положения кодекса должно быть научно обоснованными и одновременно реалистичными, то есть выполнимыми для сотрудников.
2) необходимо
изложение кодекса простым,
3) творческое
использование зарубежного
4) учёт
специфики исторического опыта
страны и национальных
5) исходить
из того, что хотя кодекс делается
на годы , должна быть предусмотрена
возможность изменения его
6.Коммуникативный кодекс
В речевом общении существуют также свои правила, убеждения, т.е. коммуникативный кодекс. Общение (коммуникация) необходимо каждому человеку как воздух, как вода. Если рядом нет собеседника, человек начинает говорить с домашними животными, птицами – и даже сам с собой.
Заметим, что подобные примеры не являются исключением, а наоборот становятся нормой в век высоких технологий. В повседневной занятости, суматохе мы теряем связь с родными, близкими посредством слова. Вспомните, с кем вы в последнее время говорили по душам? В Японии одинокие люди общаются с роботами. Они очень внимательные и добродушные слушатели.
Человек – социальное существо. Ему необходимо общаться. Проблему общения он решает сам. Заговаривает с неизвестными ему людьми в автобусе, поликлинике, в магазине и т.д. Разные жизненные ситуации диктуют свои правила общения. Выяснить эти правила коммуникации есть цель данного исследования.
Отечественные и зарубежные учёные в области теории речевых актов – А.А.Леонтьев, Л.С.Выготский, М.Р.Львов, А.Е.Супрун, Е.В.Клюев, Т.Г.Винокур, Дж.Остин, Дж.Р.Сёрль, Г.Грайс, Г.Санс и др. – разработали правила (принципы) речевой коммуникации: принцип кооперации; принцип последовательности; принцип предпочитаемой структуры; принцип вежливости; принцип равной безопасности; принцип децентрической направленности; принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано. Итак, коммуниканты, участники речевого общения, прежде всего должны быть воспитанными людьми, уважать друг друга, быть великодушными, скромными, доброжелательными и объективными. Всё это, разумеется, будет способствовать эффективности общения.