Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:33, реферат
Пятьсот лет назад в Западной Европе началась религиозная Реформация, которая стремительно распространилась на многие страны. В итоге это движение не только полностью реформировало церковь, но также преобразовало экономику и культуру всех стран, которые оно затронуло. В основе Реформации лежало стремление прогрессивной части церкви вернуться к чистоте Слова Божия от наносного человеческого, приобретенного церковью в Средние века. Основателем лютеранской церкви и вдохновителем реформаторского движения мы по праву считаем Мартина Лютера Лютер Мартин (1483-1546)
1. Введение
2. Мартин Лютер
3. Сущность и предпосылки Реформации
4. Протестантская этика и её роль в формировании европейской культуры
5. Формирование протестантской трудовой этики
6. Положительное отношение к миру
7. Возрождение идеи призвания христианина
8. Протестантская трудовая этика
9. Реформационная мысль и происхождение капитализма
10. Заключение
11. Список использованной литературы
Протестантская этика - это неформальная система норм и ценностей протестантизма, регламентирующих человеческие отношения и общественное поведение и являющихся основанием социально-этических оценок. В отличие от декалога и евангельских заповедей правила протестантской этики строго не фиксированы и не входят в канон. Они содержатся в учениях идеологов Реформации или выводимы из них, отдельные правила включены в конкретные исповедания веры. Термин "протестантская этика" и его эквиваленты ("кальвинистская мораль", "пуританская трудовая этика") не характерны для богословской лексики - они обрели понятийную строгость главным образом в социологических и религиоведческих исследованиях. Тем не менее, существует определенный корпус нравственных принципов, реальная общность которых в протестантизме определена тем, что они выражают существенное содержание реформированного христианства. Теоретическую базу протестантской этики составляет протестантское понимание человека, конкретизированное в концепции благодати, предопределения, призвания и т.п. Основанные на них принципы нравственности, заметно расходились с привычной христианской моралью средневековья. Согласно протестантизму, основными признаками избранности к спасению являются сила веры, продуктивность труда и деловой успех. Стремление верующего доказать себе и другим свою богоизбранность создало сильнейший стимул к предпринимательству и базу новых моральных норм и критериев. Деловая сметка и богатство стали богоугодны. Протестантская этика освятила труд и осудила праздность, практическим следствием чего в ряде стран было суровое законодательство против бродяг. Трактовка профессии как ответа на требование (призыв) Бога сделало обретение специальности и постоянное совершенствование в ней моральным долгом. Призрение нищих, рассматривавшееся в католицизме как одно из "добрых дел", протестантизмом осуждалось - милосердие понималось прежде всего как предоставление возможности обучиться ремеслу и работать. Особой добродетелью считалась бережливость - расточительность или невыгодное капиталовложение были греховны. Протестантская этика регламентировала весь образ жизни: её требования относились к производственной и социальной (законопослушание) дисциплине и качеству труда; она осуждала пьянство и разврат, требовала крепить семью, приобщать детей к труду и обучать читать и понимать Библию; истинный христианин обязан был быть опрятным в быту, аккуратным и прилежным в труде, честным в выполнении обязательств. Грамотность была угодна Богу, поэтому в некоторых странах, принявших протестантизм как государственную религию, были приняты законы об обязательном начальном образовании.
Необходимо обратить внимание на социальный смысл протестантской этики и на её роль в становлении буржуазного общества. Кульминацией такого подхода в начале XX века явилось исследование немецкого учёного Макса Вебера "Протестантская этика и дух капитализма", в котором делалась попытка доказать, что протестантская этика была решающим фактором возникновения капитализма и быстрого экономического развития Западной Европы.
Положительное отношение к миру
Реформация стала
С приходом Реформации формирующие центры христианской жизни переместились из монастырей на рыночные площади в процессе превращения городов Европы в колыбели и горнила новых образов христианского мышления и поведения. В этом переходе отражаются политические, социальные, экономические и церковные перемены, лежащие в основе формирования современной западной культуры. Основное течение Реформации отвергало монашеский уход от мира.
Возрождение идеи призвания христианина
Поскольку монашеская идея о призвании влекла за собой оставление мира, реформаторы решительно отвергли ее. Человек призван, в первую очередь, быть христианином, а, во вторую, - проявить свою веру в конкретной сфере деятельности в миру. Эта идея, связанная с центральной доктриной священства всех верующих, придала новый импульс приверженности к повседневному миру. Все христиане призваны очистить и освятить повседневный мир изнутри. Лютер кратко излагает эту мысль следующим образом: "То, что кажется светскими трудами, является на самом деле восхвалением Бога и представляет собой покорность, которая приятна Ему" Мартин Лютер. Избранные произведения. СПб, 1994
Это понятие призвания не имеет ограничений. Лютер восхвалял даже религиозную ценность работы по дому, объявляя, что "хотя в ней нет явной святости, домашние обязанности следует ценить больше, чем все труды монахов и монахинь". "Бог не обращает внимание на незначительность делаемой работы, но смотрит в сердце того, кто служит Ему этой работой. Это касается даже таких повседневных работ, как мытье посуды и доение коровы". Этот вопрос является важным аспектом протестантской трудовой этики - одного из наиболее значительных вкладов Реформации в формирование западной культуры.
Протестантская трудовая этика
Реформация изменила такое отношение к труду окончательно и бесповоротно. Для реформаторов, как результат труда, так и трудящийся человек имели равное значение в глазах Божиих. Не существовало различий между духовным и мирским, священным и светским трудом. Все человеческие труды, какими бы низменными они ни были, вполне способны прославить Бога. Труд был актом восхваления, потенциально продуктивным актом восхваления. Как отмечал Лютер: "Весь мир можно заполнить служением Богу - не только церкви, но и дома, кухни, погреба, мастерские и поля". Как Лютер, так и Кальвин отмечали важность плодотворной деятельности для христианского самоуважения. Трудясь для Бога, христиане в состоянии достичь чувств удовлетворения и самоуважения, которых иначе достичь нельзя. Для реформаторов окончательный мотив человеческой деятельности направлен на Бога.
Историческое преобразование статуса труда благодаря этой этике является примечательным. Не случайно те регионы Европы, которые приняли протестантизм, вскоре оказались экономически процветающими - таковым оказалось неожиданное следствие нового религиозного значения, придаваемого труду. Это подводит нас к рассмотрению влияния Реформации на экономику и известному Вебера о взаимоотношениях протестантизма и капитализма.
Реформационная
мысль и происхождение
Вебер отметил, что капитализм существовал задолго до Реформации. Капиталистические отношения характерны как для средневековых купеческих князей, так и для традиционных крестьянских обществ. Вебер назвал капитализм, который он увидел в средневековом периоде, "авантюрным капитализмом". Он утверждал, что эта форма капитализма была беспринципной: она предполагала трату своих денежных доходов на пышный и испорченный образ жизни. Вебер утверждал, что новый "дух капитализма" возник в XVI веке. В отличие от средневекового "авантюрного капитализма", эта новая версия капитализма имела твердое нравственное основание. Хотя она поощряла приобретение и накопление богатств, она, тем не менее, относилась к ним аскетически. Вебер связывает эти новые настроения с возникновением протестантизма. Протестантизм, утверждал Вебер, выработал психологические условия, необходимые для развития современного капитализма. Следует отметить, что Вебер правильно определил мощное экономическое и социальное влияние религиозных идей на раннюю Европу нового времени.
Заключение
Появление протестантизма стало переломным моментом во всей европейской культуре. Повышенный интерес протестантизма к внутреннему, личностному миру человека, объясняет его огромное влияние на европейскую историко-культурную традицию. Поскольку христианская вера рассматривается как мотивация всей повседневной жизни, то для того, чтобы понять характер этой веры, необходимо принимать во внимание совокупность его нравственно-духовных переживаний, его специфичность жизненного мира. В последствии протестантский акцент на внутреннем мире человека и практической религиозности сказался на развитии немецкой классической философии, в частности на учении И.Канта Кант Иммануил (1724-1804) - немецкий философ, основоположник классической немецкой философии. Свою философскую систему, исходящую из признания "вещей в себе" и их принципиальной непознаваемости, Кант применил к проблемам религии и морали..
Идеи Реформации несли в себе потенциал перемен. Реформация являлась движением, в котором религиозные идеи сыграли ведущую роль. В этом движение были и другие факторы - социальные, экономические и культурные, которые вполне заслуживают внимания. Некоторым современным светским исследователям этого движения иногда трудно понять религию как историческую силу. Поскольку их мир напрямую не определяется религией, они предполагают, что так было всегда. Однако это не так. Нам, вероятно, еще предстоит освоить самый трудный из исторических навыков: способность погружаться в уже не существующий культурный мир и представлять себя в среде, в которой религиозные идеи и настроения играли ведущую роль.
Список использованной литературы
1. Биографические очерки: Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола. - М.: Республика, 1995
2. Вебер М. “Протестантская этика и дух капитализма” в книге "Избранные произведения", М. Просвещение, 1990
3. Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. М.: Знание, 1996
4. Краткий катехизис д-ра Мартина Лютера и христианское учение. Издание Финляндской Церкви Лютеранского Исповедания STLK, - Лахти, Финляндия, 1992
5. Кузнецова Т.М. и др. Очерки по истории мировой культуры. Учебное пособие. М.: “Языки русской культуры”, 1997
6. Лютер Мартин. Избранные произведения. - Санкт-Петербург, Издательство "Андреев и согласие" и Фонд Лютеранского Наследия, 1994
7. Протестантизм. Словарь. - М.: Политиздат, 1990
8. Радугина А.А. Культурология: Курс лекций. Учебное пособие. Составитель и ответственный редактор Радугина А.А.. М.: Центр, 1996
9. Энгельс Ф. Сочинения в 9 томах. Т.7. - М. Политиздат, 1991
10. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуры. М., 1991
11. Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995
12. Лютер М. Время молчания прошло. Избранные произведения 1520–1526. Харьков, 1994
13. Лютер М. Избранные произведения. СПб, 1997
14. Порозовская Б.Д. Мартин Лютер. Его жизнь и реформаторская деятельность. СПб, 1997