Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:07, курсовая работа
Цель работы: изучить этические аспекты профессиональной деятельности работников таможенных органов на проблеме взяток.
В связи с поставленной целью можно сформулировать следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты изучения этики;
2. Определить основные понятия, раскрывающие сущность этики как науки;
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения этики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Этика – учение о нравственности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Основные категории этики как науки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
Глава 2. Этические аспекты профессиональной деятельности работников таможни. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.1. Этические нормы в профессиональной деятельности работников таможни. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
2.2. Проблема коррупции в таможенных органах с точки зрения этики . . . . 11
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
- воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение у граждан в объективном и добросовестном исполнении ими должностных обязанностей;
- принимать активное участие в создании благоприятной атмосферы в коллективе, свободной от дискриминации и насилия, в укреплении взаимного доверия и корпоративного духа;
- не допускать конфликта интересов и иных ситуаций, когда личная заинтересованность или личные отношения с гражданами могут повлиять на объективное исполнение служебных обязанностей и привести к обвинениям в недобросовестности.
Должностные лица таможенных органов Российской Федерации призваны дорожить духовными и нравственными ценностями, завещанными нашими предками, хранить и приумножать лучшие традиции многовековой истории российской таможни, проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и иностранных государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий.
Более того, для каждого должностного лица таможенного органа Российской Федерации должно быть нормой безусловное соблюдение этических норм и правил поведения, представленных в настоящем Кодексе9.
2.2. Проблема коррупции в таможенных органах с точки зрения этики
Коррупция (от лат. corrumpere — «растлевать») — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.
Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя, либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.
Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания.
В целом, проблема коррупции на таможне не представляется экспертному сообществу уникальной, поскольку «обвинения в коррупции можно предъявить любому государственному ведомству» и любой другой отрасли.
Отдельные эксперты на фоне преобладающих негативных оценок масштабов коррупционного размаха в таможенных органах выделяют положительную тенденцию к сокращению поля для взяток. Это связано с повышением грамотности и ответственности самих участников ВЭД, а также с тем, «что стало невыгодно давать взятки: сумма взятки и сумма платежей, легально заплаченных, приблизительно равна». Подобные мнения свидетельствуют о том, что за последние годы созданы экономические стимулы обеления Российской таможенной системы10.
Стоит так же подчеркнуть, что тема коррупции и её этические аспекты не перестают быть актуальными и сегодня. Подтверждением этого является организованный в Институте Философии РАН в октябре этого года круглый стол, посвящённый обсуждению проблемы этики госслужащих в свете борьбы с коррупцией.
Одной из предпосылок дискуссии стал проект Минздравсоцразвития об этике госслужбы. Данный проект был подготовлен в связи с тем, что Россия подписала конвенцию ОЭСР по борьбе с коррупцией, и теперь должна учитывать предложения этой организации. Если смотреть на эту проблематику шире, то стоит отметить следующий факт: Россия заняла очередное первое место в очередном рейтинге коррумпированности. Опрошенным был задан вопрос: как считаете, представители каких экспертных компаний скорее всего буду давать взятки? На первом месте оказалась Россия, на втором - Китай. Такая репутация страны в мире заставляет задуматься об эффективности тех мер, что принимаются сегодня властью (и активно декларируются ею) в целях борьбы со злоупотреблениями госслужащих11.
Что касается решения президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23.12.2010 года, о котором говорилось ранее, то, стоит указать, что основные его положения «размазаны» и ввиду этого сложны для применения. Так, в частности, в модельном кодексе строго оговорено, что «личная заинтересованность» подразумевает под собой любую выгоду для служащего, а также его друзей, родственников, близких и для организаций, с которыми он связан.
Однако в кодексе этики указано, что предложение подарков и других видов вознаграждений сотрудникам таможенных органов может быть расценено как попытка повлиять на принятие решения, поэтому таможенникам запрещается принимать подарки и различные знаки гостеприимства, за исключением следующих случаев: преподнесение символических подарков, таких как календарь, ежедневник, кружка, в знак благоприятных деловых отношений; отказ от принятия подарка может оскорбить культурные чувства; подарок преподносится на общественном собрании, форуме, и отказ от него может вызвать замешательство; знаки гостеприимства непосредственно связаны со служебной необходимостью (деловые обеды). Во всех случаях независимо от стоимости полученной в подарок вещи, сотрудник таможенной службы должен уведомить вышестоящего руководителя о полученном подарке или знаке гостеприимства в письменной форме, полученная в подарок вещь фиксируется в специальном журнале (с описанием и указанием приблизительной стоимости).
Таким образом, мы видим, что на данном этапе развития Российского общества достаточно много внимание уделяется проблеме этических аспектов коррупции. Однако не смотря на принятие типового кодекса этики, многие положения данного документа носят «размытый» характер, которые можно трактовать по-разному.
Однако, на наш взгляд, разработка подобного документа является первой ступенью в борьбе с коррупцией.
Заключение
В ходе теоретического анализа литературы, посвящённой исследуемому вопросу, нами было установлено, что:
1. Этика как наука имеет достаточно долгую и богатую историю. Принято выделять, в зависимости от того, в чём усматривалось основание морали, два типа учения о морали.
2. Этика как и любая
другая наука имеет свой
3. Неоспорима актуальность исследования этических аспектов профессиональной деятельности работников таможни. В частности особого внимания требует изучение такого феномена как «коррупция» и методы борьбы с ней.
4. Нами было установлено, что в мировой и отечественной практике выработаны типовые документы, которые призваны регламентировать деятельность работников государственных служб, в частности таможни, с учётом этических норм.
5. Однако не смотря
на разработанность данных
Соответственно, из всего выше сказанного можно заключить, что необходима дальнейшая работа в совершенствовании критериев соблюдения этических норм в профессиональной деятельности работника таможни, необходима выработка и совершенствование эффективных способов противодействию коррупции. В данном случае, на наш взгляд, необходим комплексный подход. Должна учитывать этика, экономика, политика, уголовное и административное право.
Список литературы
1 Канке В.А. Современная этика. М., 2007
2 Новая философская энциклопедия: В 4 тт./ Под ред. В. С. Стёпина. М., 2001
3 Энциклопедический словарь / Под. ред. А.А. Ивина. М., 2004
4 Витгеншнейн Л. Лекция по этике.— В сб.: Историко-философский ежегодник. М., 1989
5 Философский энциклопедический словарь / Под. ред. Л.Ф. Ильичёва П. Н. Федосеева, С. М. Ковалёва, В. Г. Панова. М.,1983
6 Словарь по этике/Под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. 6-е изд. М., 1989
7 Ротенфельд Ю. Понятийный аппарат этики как объективной науки // http://www.servicism.lg.ua (17.11.11)
8 Приказ ФТС России от 14.08.2007 года № 977 // http://www.customs.ru
9 Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих // Решение президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23.12.2010 года (протокол №21)
10 http://www.customs-review.ru (18.11.11)
11Проблемы этики госслужащих в свете борьбы с коррупцией // http://antikorrupciya.spb.ru (17.11.11)
Информация о работе Этические основы профессиональной деятельности работников таможенных органов