Автор: Екатерина Волкова, 05 Октября 2010 в 09:50, курсовая работа
В качестве самостоятельной научной дисциплины физическая антропология оформилась во второй половине XIX в. В 60-х гг. в странах Западной Европы были учреждены первые антропологические общества и стали издаваться первые специальные антропологические работы. В Париже, по инициативе П. Брока, в 1859 г. впервые было основано Антропологическое научное общество, при котором были организованы музей и Антропологическая школа. В 1863 г. основывается Антропологическое общество в Лондоне. Позднее аналогичные организации возникают в Германии, Италии и других странах.
Но процесс накопления антропологических знаний начался намного ранее, он включал в себя:
изучение особенностей физического типа народов (современные этническая антропология и расоведение);
развитие общетеоретических представлений о происхождении человека (сейчас - теория антропогенеза).
Вопросы же, связанные с изучением вариаций строения отдельных систем и органов человека, возрастной изменчивости и физического развития (современная морфология человека) долгое время не выходили из круга интересов анатомов и медиков.
В данной контрольной работе остановимся на антропологии отечественной.
Введение 3
1. Истоки антропологических исследований в России (XVIIIв.) 5
2. Антропологические работы К.М. Бэра (первая половина XIX в.) 8
3. Антропология в XIX в.: общественный и научный интерес к науке 10
4. Антропологическая "школа" А.П. Богданова 13
5. Д.Н. Анучин: развитие традиций и новые идеи 16
6. Начало "советского периода" российской антропологии 19
Вывод 21
Литература 22
Содержание
Введение
…изучение
коллективного человека, во всем разнообразии
его типов в пространстве и времени…
Д.Н. Анучин
о задаче антропологии
В качестве самостоятельной научной дисциплины физическая антропология оформилась во второй половине XIX в. В 60-х гг. в странах Западной Европы были учреждены первые антропологические общества и стали издаваться первые специальные антропологические работы. В Париже, по инициативе П. Брока, в 1859 г. впервые было основано Антропологическое научное общество, при котором были организованы музей и Антропологическая школа. В 1863 г. основывается Антропологическое общество в Лондоне. Позднее аналогичные организации возникают в Германии, Италии и других странах.
Вопросы же, связанные с изучением вариаций строения отдельных систем и органов человека, возрастной изменчивости и физического развития (современная морфология человека) долгое время не выходили из круга интересов анатомов и медиков.
В
данной контрольной работе остановимся
на антропологии отечественной.
"Официальной" датой рождения
антропологии в России считается 1864 г.,
когда по инициативе "первого российского
антрополога" А.П.
Богданова
был организован Антропологический отдел
Общества любителей естествознания (переименованного
впоследствии в Общество любителей естествознания,
антропологии и этнографии - ОЛЕАЭ).
Эта важная веха в развитии антропологии
была описана великим русским учёным и
организатором науки Д.Н.
Анучиным следующим
образом: "Было весьма смелым шагом
основать в то время такой отдел, когда
и на западе-то существовало всего с 1860-го
года Общество антропологии в Париже,
а в Москве, за исключением самого А.П.
Богданова, не было, можно сказать, вовсе
лиц, знакомых с элементами этой науки.
Извинением могло служить то обстоятельство,
что ведь это было не общество учёных антропологов,
а кружок (отдел) любителей антропологии,
которые желали учиться и собирать материалы
по антропологии России".
Но желание "учиться и собирать материалы", а также систематизировать их возникало у деятелей русской науки задолго до работ проф. А.П. Богданова, и задолго до того, как были выработаны специальные методы антропологических исследований. В этой связи вспомним о приведенной ранее цитате про "покляповатые" носы и "широкие" плечи. Это фрагмент из анкеты, составленной В.Н. Татищевым в 1737 г. Его знаменитое "Предложение о сочинении истории и географии российской" содержит в себе первую (и не только в России) систематизированную программу описания Земли, содержащее около 200 вопросов по различным разделам географии, истории и, конечно, этнографии. В том числе указывается, что "при описании каждого народа состояние телес обсчественное нуждно описать", и говорится, как это сделать.
Существенным этапом на этом пути было начало исследования Сибири, Дальнего Востока и Северных территорий России. Следуя за В.Н. Татищевым, участник Великой Северной Экспедиции 1733-1743 гг. историк Г.Ф. Миллер разработал первую подробную анкету (фактически - антропологический бланк), содержавшую десятки вопросов: рост, телосложение, форма и цвет волос, цвет глаз, размеры и форма лица, носа, рта, подбородка, ушей, величина, посадка и цвет зубов и так далее. Большинство из этих признаков входит и в современные антропологические бланки, правда, в унифицированной форме.
Антропологические характеристики различных народов Российской империи продолжают поступать на протяжении XVIII-XIX вв. Среди них описания антропологического типа камчадалов, коряков и курильцев, разбросанные в этнографической монографии С.П. Крашенинникова ("Описание земли Камчатки", 1755 г.). Автор отмечает, например, что камчадалы "ростом низки, телом смуглы, не мохнаты, черноволосы, малобороды, лицом калмыковаты, с покляпыми носами...", курильцы "в телесном виде" резко от них отличны: "Сей народ ростом средней, волосом черен, лицем кругловат и смугол, но гораздо пригоже других народов. Бороды у них большие, окладистые, тело мохнатое...". Огромный материал был собран участниками академической экспедиции 1768-1774 гг. под руководством П.П. Палласа. В значительной степени сводкой накопленных этнографических и антропологических материалов явилось вышедшее в 1776-1777 гг. сочинение Георги "Описание всех в Российском государстве обитающих народов". Сведения эти не упорядочены, не приведены ещё в систему, а иногда и просто забавны, но представляют несомненный интерес и для современной науки.
В
последние десятилетия XVIII в. были проведены
русские экспедиции на Алеутские
острова, Аляску, основаны русские поселения
на Тихоокеанском побережье
В то время как накопление данных о физическом типе народов России и зарубежных стран шло параллельно с этнографическими исследованиями, другая область антропологии, трактующая вопросы происхождения человека и его места в системе животного мира, развивалась в связи с "натуральной историей".
Работы А.П. Протасова, С.Г. Забелина, А.М. Шумлянского, Д.И. Иванова и других русских анатомов еще в XVIII в. заложили прочные основы для развития отечественной анатомии. Представителем анатомии начала XIXв. был выдающийся анатом и физиолог П.А. Загорский - автор ряда тератологических исследований.
На
русский язык переводились наиболее
крупные произведения мировой
Близкой
идеи придерживался русский писатель
и философ А.Н.
Радищев, написавший
в 1792-1796 гг. трактат "О человеке, о его
смертности и бессмертии". "Паче всего
сходственность человека примечательна
с животными… Все органы, коими одарен
человек, имеют и животные, разумея в назначенной
их постепенности". Отмечая сходство
с животными и указывая, что "нет в человеке,
может быть, ни единый склонности, ни единый
добродетели, коих бы сходственность в
животных не находилося", А.Н. Радищев
подчеркивает и отличия человека. Это,
в первую очередь, прямохождение - "паче
всего человека отличающее качество".
"Широкая его ступня, большой у ноги
палец и положение других с движущими
ступню мышцами суть явное доказательство,
что человек не пресмыкаться должен по
земле, а смотреть за ее пределы". Важнейшей
особенностью человека является лишь
одному ему свойственная речь, " …ее
пособию одолжен человек всеми своими
изобретениями и своим совершенствованием…".
В начале XIX в. антропология еще не оформилась в качестве самостоятельной отрасли знания. В России первые шаги в этом направлении связаны с деятельностью академика К.М. Бэра (1792-1876). Один из крупнейших естествоиспытателей XIXв., основатель современной эмбриологии, выдающийся географ и путешественник, К.М. Бэр известен и как один из крупнейших антропологов своего времени, как организатор антропологических и этнографических исследований в России. Особый интерес представляет его работа "О происхождении и распространении человеческих племен" (1822г.), в которой развивается взгляд о происхождении человечества из общего корня, о том, что различия между человеческими расами выработались после их расселения из общего центра, под влиянием различных природных условий в зонах их обитания. Пожалуй, эта работа впервые представляет собой не просто сборник антропологических сведений, и не сводится к простому постулированию некоторой идеи, а является попыткой доказательного логического вывода определенной гипотезы. В 1824г. К.М. Бэр опубликовал свои лекции по антропологии. Из трех задуманных автором частей была напечатана только первая - антропография, излагающая основы анатомии и физиологии человека. Другие две части должны были быть посвящены сравнению человека с животными, его положению в системе животного мира, а также описанию различий внутри человечества, вопросу о подразделениях внутри вида, о влиянии климатических факторов и условий жизни на строение человека. К сожалению, в завершенном виде работа так и не увидела свет. Частично свои идеи К.М. Бэр изложил в ряде популярных статей, опубликованных в 50-60-х гг. в Петербурге.
С 1842г. К.М. Бэр возглавляет Анатомический кабинет Академии наук в Петербурге, где хранилась небольшая краниологическая коллекция, знаменитая Петровская коллекция уродов и анатомические препараты, приобретенные Петром I у голландского анатома Рюйша. Благодаря Бэру этот кабинет становится основой будущего крупного музея. Бэр руководил им и отдал много сил пополнению и систематизации в первую очередь его краниологических коллекций. В процессе их изучения Бэр опубликовал ряд статей по краниологии. Первая из них относится к 1844 г. и посвящена описанию карагасского черепа, который он сравнивает с самоедским и бурятскими черепами. Это не только первая в России краниологическая работа, но, несомненно, одно из первых краниологических исследований, в котором поставлены многие методические и общие вопросы антропологии.
К
1859г. относится статья К.М. Бэра "О
папуасах и альфурах", в которой
подробно изложены его взгляды на
происхождение человеческих рас. Ему
принадлежат и специальные
Следует особо отметить заслуги Бэра в разработке программы и методики антропологических, в первую очередь краниологических исследований. Уже в работах 40-х и 50-х гг., он указывает на необходимость выработать единые принципы измерений человеческого тела (прежде всего, черепа). К.М. Бэр явился инициатором Конгресса антропологов, который состоялся в Геттингене в 1861 г. Предложенные им на конгрессе методика и программа краниологических исследований легли в основу дальнейших работ краниологов как в России, так и за рубежом.
Из
теоретических проблем