Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 11:53, контрольная работа
Эстетические категории - это наиболее общие признаки, с помощью которых описываются процессы художественного творчества, строение и своеобразие произведений искусства, природа и механизмы художественного восприятия.
4. Основные категории эстетики………………………………………………..3
18. Целостная оценка эстетических свойств товаров: сущность, значение, методика проведения………………………………………………………….…8
32. Дизайн как наука: предмет, метод, область применения…………………11
Список использованной литературы…………………………………………..17
Эстетика и
дизайн товаров
4. Основные категории
эстетики………………………………………………..3
18. Целостная
оценка эстетических свойств
товаров: сущность, значение, методика
проведения……………………………………………………
32. Дизайн как
наука: предмет, метод,
Список использованной литературы…………………………………………..17
4.
Основные категории
эстетики.
Эстетические категории - это наиболее общие признаки, с помощью которых описываются процессы художественного творчества, строение и своеобразие произведений искусства, природа и механизмы художественного восприятия.
Все группы эстетических категорий находятся в определенной субординации и координации. Выделяются три группы категорий, которые можно обозначить как отражающие:
1 — объективные состояния,
2 — духовно-практическое освоение мира
3 — мир субъекта социальной жизни.
В первой группе категорий отражены именно объективные состояния, а не объективные отношения, так как объективность указывает на нечто существующее вне, до или после практики и отражения, в то время как объективность указывает на процесс или деятельность. Это прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое.
Духовно-практическое же освоение в эстетическом аспекте во второй группе следует понимать как определенный результат взаимодействия объективного состояния и субъекта социальной жизни, как нечто третье, в котором они своеобразно соединяются и отражаются в категориях эстетического идеала, вкуса и чувства.
Наконец, категории третьей группы: искусство, художественный образ, творчество отражают те явления, в которых реализуется творческая природа человека; в эстетическом аспекте раскрывается субъект социальной жизни.
Таким образом, качественные особенности этих трех групп эсте-тических категорий характеризуются отражением определенных сторон эстетического предмета, тем многообразием мира, который эстетически осваивается, познается и преобразуется человеком.
При всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории:
– добро и зло;
– благо;
– справедливость;
– долг;
– совесть;
– ответственность;
– достоинство и честь.
Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.
Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.
Зло – категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.
Моральное зло следует отличать от социального зла (противоположности блага). Моральное зло имеет место тогда, когда оно – проявление воли определенного лица, группы лиц, социального слоя. Обычно как моральное зло оценивают отрицательные поступки людей.
Происхождение зла объясняется по-разному. В религиозных учениях зло – фатальная неизбежность человеческого существования. Иммануил Кант считал зло необходимым следствием чувственной природы человека. Французские просветители объясняли зло результатом непонимания человеком своей подлинной природы. Марксисты связывают зло с антогонистическим устройством общества.
Справедливость
в обществе понимается в различных
аспектах. Это категория морально-
Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.
Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.
Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.
Совесть
иногда называют другой стороной долга.
Совесть – самооценивающее
Совесть – категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.
Совесть – субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми.
Ответственность – категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.
Решая вопрос о нравственной ответственности, необходимо учитывать ряд факторов, в том числе: способен ли человек выполнять предписанные ему нравственные обязанности; правильно ли он их понял; должен ли он отвечать за последствия своих действий, на которые влияют внешние обстоятельства; может ли человек эти последствия предвидеть.
Ответственность – обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия.
Ответственность
– в целом философско-
Достоинство – категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.
Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не совершает определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства. Достоинство – выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.
В то же время достоинство личности требует от других уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих. В этом отношении достоинство зависит от положения человека в обществе, состояния общества, способности его обеспечить практическое утверждение неотчуждаемых прав человека, признание самоценности личности.
Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает. Достоинство человека – одна из высших нравственных ценностей.
Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя...).
Честь и достоинство тесно связаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно.
Репутация – мнение о нравственном облике человека, сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении. Репутация определенной социальной группы складывается на основании поведения принадлежащих к ней индивидуумов в течение достаточно длительного периода их деятельности. Репутация, разумеется, не остается неизменной, как и сами люди, ее создающие.
Кодекс чести судьи Российской Федерации, принятый в 1993 году, обязывает судью в любой ситуации сохранять личное достоинство, заботиться о своей чести, избегать всего, что могло бы причинить ущерб репутации.
18. Целостная оценка
эстетических свойств
товаров: сущность,
значение, методика
проведения.
Эстетические свойства характеризуют способность изделия через чувственно воспринимаемые образы удовлетворять потребности человека и общества в эстетическом идеале.
При
экспертизе эстетических свойств продукции
проводится анализ и оценка эстетической
ценности товара, поэтому ее можно
рассматривать как особый вид
художественно-конструкторской
В основе разработки методов эстетической оценки лежит теоретическая концепция о ценностной природе и специфике эстетического в продуктах предметного мира, сформулированная в ряде научных и прикладных исследований.
Важнейшим
положением этой концепции является
понимание эстетических свойств
как способности изделия
Человека в его практической деятельности интересует, прежде всего, не форма как таковая, а сама вещь с ее полезными свойствами. Вещь ему нужна, чтобы удовлетворить ту или иную потребность – материальную или культурную. Именно эту ценность вещи он пытается обнаружить и использовать в процессе ее потребления, а затем при повторении исходных ситуаций человек пытается заранее предугадать, насколько ценна для него данная вещь.
Совмещая практику утилитарных действий с непосредственным чувственным восприятием, человек видит, как отдельные ценностные характеристики вещи становятся ценностными признаками формы. Совершенные, полезные, целесообразные вещи оказываются наделенными совершенными, полезными, целесообразными формами. Между отдельными ценностными признаками и конкретными признаками формы устанавливается при этом четкая связь. Пропорциональная, масштабная форма оказывается, например, свойственной хорошим вещам, а несоразмерная, немасштабная – плохим. Так возникает представление о комплексе признаков и черт, характеризующих степень ценности вещи. Человек теперь уже не только знает, как выглядят хорошие и плохие вещи, но и может, руководствуясь внешними признаками, расставить изделия в ценностный ряд. Ценностный уровень изделий закрепляется, таким образом, в устойчивых информационно - содержательных элементах формы, в композиционной структуре изделия.
Форма, став носительницей информации о ценности изделия, приобретает способность вызывать у человека осознанную или неосознанную эмоциональную реакцию, в которой выражается ее непосредственная чувственная оценка: форма приятна или неприятна, привлекает или отталкивает. Человеку нравится не только вещь, но и ее форма. Эта реакция, сложившаяся в результате общественной практики человека, продолжает существовать в дальнейшем независимо от процесса практического потребления вещи. Форма превращается в специфический знак, вызывающий определенную чувственную реакцию, опирающуюся на сложные условно-рефлекторные связи человека с миром вещей.
Форма,
способная вызывать переживания, становиться
эстетически выразительной