Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 01:28, реферат
Если искусство античности было ориентировано на разум, то искусство и эстетика средневековья – на эмоционально – мистическую сферу; если искусство Возрождения во многом воскрешало традиции античности и руководствовалось рассудочными поисками прекрасного, то пришедшее ему на смену барокко было во многом противоположно нормам Возрождения. Классицизм и Просвещение были противоположны барокко и ориентировались на рассудок и разум. Романтизм полностью полагался на чувство.
1. причины появления барокко.
1. История термина “барокко”.
1. Теоретики барокко.
1. Основные принципы барокко:
* особая роль остроумия
* основная роль гениальности, связь ее с остроумием
* ориентация на внутреннюю противоречивость бытия
* субъективный характер прекрасного.
1. Искусство барокко:
* живопись;
* поэзия;
* архитектура.
Тема
: Эстетика барокко.
В истории эстетики стилевые направления, сменяющие одно другое, отличающиеся противоположными ориентациями, т.е. в истории искусства и эстетики наблюдается действие закона антитезы.
Если
искусство античности было ориентировано
на разум, то искусство и эстетика средневековья
- на эмоционально - мистическую сферу;
если искусство Возрождения во многом
воскрешало традиции античности и руководствовалось
рассудочными поисками прекрасного, то
пришедшее ему на смену барокко было
во многом противоположно нормам Возрождения.
Классицизм и Просвещение были противоположны
барокко и ориентировались на рассудок
и разум. Романтизм полностью полагался
на чувство.
Рассматривая стилевые направления ХVIIв. (барокко, классицизм, рококо), можно убедиться как в их глубинной связи с Возрождением, так и с противоположностью этой эпохе.
Своеобразный
барочный период (период крушения, упадка)
можно обнаружить в любой эпохе. Так родосская
скульптурная школа и искусство диадонов
были проявлением “барокко” для Древней
Греции. Строительство цезарей III u IV в.в.,
имевшее грандиозный и роскошный характер,
также может быть охарактеризовано как
барочное. Готика тоже представляет собой
вычурный “пламенный ”стиль , т.е. каждый
исторический период имеет свой пик и
упадок. Историческое барокко приходит
на смену итальянскому ренессансу. Но
и ренессанской культуре есть черты, расцветшие
позднее в барокко.
“Болезнь католической церкви”, которая выразилась сначала в выступлениях Савонаролы, затем в выступлениях Лютера и швейцарских реформаторов, во многом повлияла на течение художественной жизни. Все это нанесло огромный удар по церкви. Эта духовная буря и проявилась в произведениях Микеланджело, последователе, приверженца Савонаролы.
После
Микеланджело церковь сумела произвести
“лояльных протестантов”, приведших
к движению контрреформации. С этого момента
барочное искусство, берущее начало с
Сикстинской Капеллы и Пармского собора
Корреджо, получает характер необходимого
и даже официального. Слова “иезуитское
искусство” и “барокко” - почти синонимы.
Барокко - дух трагедии, противоречия,
стремление отдалиться от земли, искусство
сомнений и неудовлетворенных чаяний,
борьба аскетизма с чувственностью, экстаз,
даже истерика.
До
1630-х г.г. искусство барокко находится
под влиянием Микеланджело и контрреформации.
Далее оно становится более легким, даже
циничным, внешне - декоративным, прославляло
уже не только церковь, но и королевскую
власть в не меньшей степени.
Искусство
барокко (так же как и его теория, не оформленная
в стройную систему) получило наибольшее
распространение в Италии. Термин “барокко”
означает силлогизм, и жемчужину необычной
(странной) формы. Под барокко подразумевалось
нечто вычурное, даже уродливое. Это название
было в насмешку дано эстетами XVIII в. искусству
XVI и XVIIв.в. Оно было унаследовано и художественной
критикой XIXв. Считалось упадком красоты
и хорошего вкуса. Поэтому до сих пор критики
часто используют термин барокко, характеризуя
завершение или упадок определенного
стиля. Но историческое барокко - XVII в.
Со временем термин “барокко”утерял
негативный подтекст и стал использоваться
применительно к скульптуре, живописи,
музыке и литературе. Немецкий историк
искусств Г.Вельфин рассматривал Ренессанс
и бароккр как выражение двух чередующихся
принципов, ни один из которых не может
претендовать на приоритетность.
Среди теоретиков можно назвать Джамбаттисто Марино Перегрини, Эммануэле Тезауро.
Неаполитанский поэт Джамбаттисто Марино Перегрини (представитель так называемого “нового искусства”) был ярчайшим представителем этого направления. Он сознательно противопоставлял свое творчество и свои творческие принципы Петрарке : “Поэта цель - чудесное и поражающее. Тот, кто не может удивить … пусть идет к скребнице” .
Этот
принцип необходимости удивления Марино
считал общим для разных видов искусств.
Более того, он считал, что пространственные
и временные мскусства родственны. Живопись
есть немая поэзия. Поэзия, - говорящая
живопись. Идея синтеза искусств (в частности,
музыки и поэзии, если не считать античных
мистерий) - идея барочная. Она оказалась
очень плодотворной. Благодаря ей родилась
опера. Значительными в истории искусства
оказались и поиски синтеза скульптуры
и живописи, предпринятые Л.Бернини.
Еще одним теоретиком барокко был Маттео Перегрини. Известен его “Трактат об остроумии”. Он считался теоретиком “умеренного барокко” .
Значительным
выразителем барочных идей был итальянец
Эммануэле Тезауро. Ему принадлежат трактаты
“Подзорная труба Аристотеля”(1654) и “Моральная
философия”(1670). Он согласен с Аристотелем
в том, что искусство есть подражание природе.
Но толкует это подражание иначе: “Те,
кто умеют в совершенстве подражать симметрии
природных тел, называются ученейшеми
мастерами, но только те, кто творит с должной
остротой и проявляет тонкое чувство,
одарены быстротой ума”. Истинное в искусстве
совсем не то, что истинно в природе. Поэтические
замыслы “не истинны, но подражают истине”,
остроумие создает фантастические образы
“из невещественного творит бытующее”.
Художественная
концепция барокко считает основной созидательной
силой остроумие (предвосхищение романтической
иронии). Во многом крушение возрожденческих
идеалов приводит к этому. Барочное остроумие
- умение сводить несхожее.
Оттого, что барочные мастера придавали такое большое значение остроумию, рождается особое отношение их к метафоре, иносказанию, эмблеме, символу (более изящному, выразительному способу выражения художественного смысла, чем средневековая символизация). В искусстве барокко метафоры представлены и в камне, и в слове.
Барочное искусство уделяет особое внимание воображению, замыслу, который должен быть остроумным, поражать новизной. Барокко допускает в свою сферу безобразное, гротескное, фантастическое.
Принцип
сведения противоположностей заменяет
в искусстве барокко принцип меры
(так у Бернини тяжелый камень превращается
в тончайшую драпировку ткани; скульптура
дает живописный эффект; архитектура становится
подобной застывшей музыке, слово сливается
с музыкой, фантастическое подается как
реальное, веселое оборачивается трагичным).
Совмещение планов сверхреального, мистического
и натуралистического впервые присутствует
в эстетике барокко, затем проявляется
в романтизме и в сюрреализме.
Теоретическая мысль барокко отходит
и от той возрожденческой мысли, что искусство
(особенно изобразительное) - это наука,
что оно основано на законах логического
мышления, что искусство вызвано задачами
познания.
Барокко
подчеркивает тот факт, что искусство
глубоко отличается от логики науки. Остроумие
есть признак гениальности. Художественный
дар дается Богом, и никакая теория не
в состоянии помочь его обрести. “Не теория,
но вдохновение рождает творения поэта
и музыканта ”.
В эпоху барокко мировоззрение человека
не только было расколото (как в эпоху
Возрождения - самоутверждение и трагизм),
но окончательно потеряло цельность и
гармоничность. Мировоззрение, мироощущение
человека постигло глубину, внутреннюю
противоречивость бытия, человеческой
жизни, мироздания.
Не
случайно в этот период, но уже во Франции,
появляется такой мыслитель, как Паскаль.
Он во многом не принимал рациональную
парадигму и отказывался признавать мир
устойчивым, жил на грани бытия и небытия,
над пропастью.
Паскаль ощущал связь красоты с самим
воспринимающим субъектом. Он пытался
соединить индивидуальность эстетического
переживания с некими общими, объективными
основами. Подчеркивал особую роль эстетического
переживания, считал его необходимым элементом
социальной жизни: “Это (красота) нечто,
столь малое, что затрудняются его определить,
движет землей, принципами, армиями, всем
миром. Будь нос Клеопатры короче, лик
земли был бы иным”.
Барокко - это пышность, декоративность, величие, замысловатость, текучесть, порыв, страсть, экстаз, артистизм, личностность. Оно было призвано возвеличивать католическую церковь и короля.
Все в искусстве утверждало человека как частицу космоса. Не прошли даром идеи Дж. Бруно, Кампанеллы, успехи физики, астрономии.
Доминирующими
видами искусства выступали изобразительное
- архитектура, скульптура, живопись.
Стиль
дворцовых построек создал абсолютизм.
Дворец уже не крепость, как в средние
века, а, как пишет Э.Фукс, “низведенный
на Землю Олимп, где все говорит о том,
что здесь обитают боги. Обширная передняя,
огромные залы и галереи. Стены покрыты
сверху донизу зеркалами, ослепляющими
взоры. Без зеркал не могут обойтись ни
поза, ни жажда представительствования…Сады
и парки - сверкающие поляны Олимпа, вечно
смеющиеся и вечно веселые” .(Иллюстрированная
история нравов. Галантный век. М., 1994г.,
с.13).
Искусство барокко - величие, помпезность. Одна из постоянных его тем - тема божественного государя. Юпитер и Марс наделены государевыми чертами. Античные мифы превращены в историю жизни королевской династии. “В его руках покоятся гром и молнии, и, сгорая от сладострастной истомы, рвутся к нему божественно прекрасные тела Данаи и Леды. От него родится новое поколение, и если блистательно возрождается век древних героев, то только благодаря ему (государю)”.
Искусство барокко,- это, прежде всего, искусство католической религии.
Барокко - порожденное кризисом Возрождения художественное направление XVI-XVII вв, к которому относятся Л.Ариосто, Т.Тассо (Италия), Г.Сакс, А.Грифиус, Г.Гриммельсхаузен (Германия), Лопе де Вега, П. Кальдерсон, Ф.Кеведо (Испания), Б.Джонсон, Дж.Уэбстер (Англия).
Торквато Тассо (1544 - 1595) выступает как поэт и как теоретик искусства (“Рассуждение о героической поэме”). В центре его внимания теория эпопеи. Тассо опирается на Аристотеля, но в отличие от него отдает предпочтение не трагедии, а героической поэме и строит свои концепции на ее материале. Теория, по мнению Тассо, должна выработать образец героической поэмы. Однако этот образец не заключается в каком - либо одном, даже лучшем поэтическом произведении (“Илиаде” или “Энеиде”, например), он может быть создан на основе теоретического изучения всех существующих поэм.
В понимании сути поэзии Тассо идет от аристотелевского “мимезиса”: поэзия - подражание словом. О предмете подражания Тассо высказывает самостоятельное суждение: в отличие от стоиков, считавших предметом поэзиидействия богов и людей, Тассо говорит о том, что поэзия - это словесное подражание действиям человеческим (если поэзия и выводит богов и животных, то приписывает им человеческие действия). Природа и ее явления служат только побочными украшениями, главное же в поэзии - человек и все человеческое. Оно возбуждает в нас приветливое участие и может служить назиданием нашей собственной жизни.
Цель поэта, согласно Тассо, идея прекрасного. Тассо говорит и о взаимоотношении полезного (практического) и незаинтересованного в эстетическом отношении искусства к действительновти: “Сличая цель наслаждения с целью пользы, нельзя не признать, -пишет он, что первая благороднее второй, потому что мы желаем этой цели для нее самой и всего другого для нее же желаем. Вот почему эта цель имеет совершенное сходство с блаженством, в котором заключена цель гражданина; сверх того она и дружна с добродетелью, ибо возвышает природу человека”. Эти положения Тассо явились для эстетики переломным пунктом в решении проблемы о цели искусства. Тассо говорит о двух моментах в искусстве: о его пользе (низшее начало) и наслаждении (высшее начало).