Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:51, реферат
Цель работы – раскрытие понятия «эстетического вкуса», определение его роли в формировании эстетического отношения человека к миру.
Исходя из этой цели, были поставлены следующие задачи:
рассмотреть различные точки зрения, касающиеся понятия «эстетический вкус»;
выяснить, что включает в себя это понятие;
определить, в чем выражается эстетический вкус;
рассмотреть факторы, влияющие на его формирование.
Введение…………………………………………………………………..……3
1.Определение вкуса с точки зрения некоторых философов……………..6
2.Эстетический вкус в разных аспектах……………………………….…...19
3.Эстетический идеал………………………………………………………..23
4.Эстетическое чувство……………………………………………………...27
Заключение…………………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………
Все это двигалось, вздымалось и блестело,
Как будто, вдруг оживлено,
Росло и множилось чудовищное тело,
Дыханья смутного полно.
Казалось бы, что смакование разложения и распада у Бодлера абсолютно и безгранично, но он все же остается на грани эстетического, все это он делает для того, чтобы утвердить через эти чувства человеческие ценности:
И вас, красавица, и вас коснется тленье,
И вы сгниете до костей,
Одетая в цветы под скорбные моленья,
Добьиа гробовых гостей.
Скажите же червям, когда начнут, целуя,
Вас пожирать во тьме сырой,
Что тленной красоты — навеки сберегу я
И форму и бессмертный строй.
Если же в эмоциональной оценке совершенно отсутствует позитивный момент, то и здесь эстетическое чувство разрушается и это тоже признак патологии чувств.
Феноменологически эстетическое чувство раскрывается через различные аспекты способности человека переживать безграничное совершенство природы, богатство социальной и духовной жизни человека.
Доминантой всего этого многообразия переживаний является катарсическая природа эстетического чувства, в которой осуществляется переход непосредственной эмоции на уровень духовно-эмоционального отношения, на уровень «умных чувств» (Л. Выготский). Богатство эстетического чувства связано также с тем, что антиномичность — точнее, амбивалентность — эстетических переживаний (положительные и отрицательные эмоции) есть отражение специфики эстетического чувства вообще, которое «можно определить как те эмоциональные переживания, которые возникают у человека под воздействием самых разнообразных эстетически значимых явлений окружающей действительности...»30 Это, собственно, и порождает катарсические аспекты эстетического переживания, так как «катарсис — это не только мгновенное самосгорание аффектов, это более сложное и устойчивое духовное состояние, в котором сталкиваются противоположные эмоции — радость и страдание, любовь и ненависть, счастье и горе...»31
Все это в катарсисе, конечно, приводит к определенным рациональным и социальным уровням эстетического, но в основании этого процесса все же лежат эстетические чувства, диалектически раскрывающиеся в многообразии эстетических переживаний.
В
поэтической форме эту
«Мучительны сердца скорби, И часто помочь ему нечем, Тогда мы забавною шуткой Боль сердца успешно лечим!»32 Скорбь и шутка выступают здесь как противоположные эмоции, приводящие к катарсической разрядке.
Гносеологически значение эстетического чувства заключается в том, что оно конкретно стимулирует работу воображения вообще. А в наиболее полном своем проявлении пробуждает творческое воображение, являющееся одним из стимулов художественного познания и процесса создания произведения искусства.
«...Основой эстетической реакции, — пишет Л.С. Выготский, — являются вызываемые искусством аффекты, находящие себе разряд в деятельности фантазии. На этом единстве чувства и фантазии и основано всякое искусство.»33
Таким образом, художественная фантазия, как и воображение вообще, органически вплетаются в процесс эстетического переживания, в природу эстетического чувства. И в этом наиболее полно проявляется структурирующая природа эстетического чувства, которое является как начальным этапом эстетического отношения к миру, так и его завершением в эстетической деятельности вообще и конкретно в художественном творчестве.
Именно поэтому эстетическое чувство, как единство природно- и социально-субъективного и индивидуального, в гносеологическом аспекте приобретает особое значение, так как придает процессу познания характер не только знания, но и убежденности.
Социальный смысл эстетического чувства определяется в значительной степени всеми предшествующими чертами, в которых ясно выражена объективно-субъективная природа этой эстетической категории. Социальное значение эстетического чувства заключается в том, что в нем наиболее полно выражается игра «физических и интеллектуальных сил» человека. Физических — как природного индивида и интеллектуальных — как духовного совершенства личности.
Как говорилось выше, эстетическое чувство, будучи начальной структурой эстетического сознания, вместе с тем является и его конечным результатом. Но на этом завершающем этапе оно уже выступает не как непосредственная «природная» эмоциональная реакция на объекты, а как чувство, пронизанное духовным и социальным содержанием. В этом смысле эстетическое чувство и является «умным чувством», так как оно охватывает весь эмоционально-духовный мир человека, гармонизирует и совершенствует его.
Это
совершенствование и
В
обществе социально реакционном
это совершенствование и
В
рассмотренных эстетических категориях,
отражающих духовно-практическое освоение
мира, как мы видим, со всей определенностью
проявляется диалектическое взаимодействие
объективных состояний и субъекта социальной
жизни.
Заключение.
Эстетический вкус – одна из эстетических категорий, являющаяся непосредственным отражением духовно-практического освоения действительности человеком, специфически соединяет в себе содержание категорий объективного состояния и мира субъекта социально-духовной жизни.
Вкус как эстетическая способность суждения является субъективной способностью, опирающейся на глубинные объективные основания бытия, которые не поддаются понятийному описанию, но всеобщи (т.е. присущи всему человечеству) по своей укоренённости в сознании.
Будучи социально обусловленным, эстетический вкус личности формируется под влиянием окружающей среды. Именно поэтому в социальном аспекте категория эстетического вкуса органически связана с проблемой полноты эстетического бытия личности, т.е. с проблемой эстетического воспитания, с процессом формирования социально-природного и духовного совершенства человека. Здесь важно подчеркнуть, что эстетический вкус как некая целостность, как субординация эстетического идеала и эстетического чувства формируется не только искусством, но и всей духовно-практической деятельностью человека. И в этом смысле чеховская «формула» «В человеке все должно быть прекрасно: и мысли, и лицо, и одежда» раскрывает существенные признаки развитого эстетического вкуса. Следует добавить, что и в «физическом» бытии человека (манера держаться, движения, голос, мимика, жестикуляция, органическая потребность в физической культуре) не в меньшей степени, чем в духовной сфере, проявляется эстетический вкус человека.
Вопрос о том, можем ли мы воспитывать в себе эстетический вкус, однозначен. Можем. Более того многие мыслители считали, что воспитание вкуса является общенациональной задачей. Но истинным («тонким и безошибочным») вкусом, по Вольтеру, обладает только очень ограниченное число знатоков и ценителей искусства, сознательно воспитавших его в себе.
Вкус можно оценить по степени его развитости или неразвитости, широты или узости. Развитость эстетического вкуса определяется глубиной постижения эстетических ценностей, способностью выявить богатство значений, которыми они обладают. Широта или узость эстетического вкуса во многом зависит от того, насколько обширна область эстетических ценностей, доступная вкусовой оценке, в какой мере способен человек эмоционально оценить эстетические ценности различных эпох, национальных культур, создаваемые в разнообразных жанрах и видах искусства.
Как отмечалось ранее, эстетический вкус объединяет в себе эстетический идеал и эстетическое чувство.
Эстетический идеал определяет восприятие окружающего мира. Под его влиянием оценивается не только позитивно-эстетическое (прекрасное, возвышенное), но он является критерием в понимании эстетической дисгармонии (трагического, комического, ужасного, низменного и т.д.), является основанием анализа и соотнесения познания и оценки эстетических явлений с его позитивным содержанием.
Именно эстетический идеал ориентирует общество и человека на реальность, на те проблемы, которые встают перед обществом.
Здесь эстетический идеал выступает как определенная реальная цель и стимул жизни и деятельности человека, и общества в целом, приобретая для них мировоззренческий смысл, становится основанием поведения и определения эстетических ценностей и значений.
Социальное
значение эстетического чувства
заключается в том, что в нем наиболее
полно выражается игра «физических и интеллектуальных
сил» человека. Физических — как природного
индивида и интеллектуальных — как духовного
совершенства личности.
Список литературы.
8.И. Кант Сочинения в шести томах, т. 5.с.203
9.Лармин О.В. Эстетический идеал и современность. М., 1977, 74
10. Луначарский А. В. Наука, религия, искусство. М., 1923, 14
11. Рильке Р.М. Новые стихотворения. М., 1977. Ч, 279
12.Татаркевич В. Античная эстетика. М., 1977, 17
13.Яковлев
Е. Г. Эстетика: Учебное пособие. – М.:Гардарики,
1999.