История этических учений

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 19:35, реферат

Описание работы

Первые зачатки этических знаний появляются в государствах Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Китай, Индия), которые начали складываться в VI-II тыс. до н.э. на основе ирригационного земледелия в бассейнах «великих рек». Ритмичность природной стихии, необходимость организованных коллективных усилий в производительной сфере, стремление сохранить природное равновесие и обеспечить незыблемость и эффективность государственных устоев, а также глубокие корни и распространенность религиозных культов – все это предопределило образ жизни людей Древнего Востока.

Содержание

Содержание……………………………………………………………………
2

1. Система этических учений Древнего Востока……………………………
3

2. Учение брахманизма………………………………………………………
4

3. Этические нормы буддизма………………………………………………
10

4. Этика конфуцианства……………………………………………………..
12

5. Этика даосизма…………………………………………………………….
17

Список литературы…………………………………………………………
23

Работа содержит 1 файл

Этика Др. Востока.docx

— 50.68 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ

Содержание……………………………………………………………………      2
1. Система этических учений Древнего Востока……………………………      3
2. Учение брахманизма………………………………………………………      4
3. Этические нормы буддизма……………………………………………… 10
4. Этика конфуцианства…………………………………………………….. 12
5. Этика даосизма……………………………………………………………. 17
Список  литературы………………………………………………………… 23
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Система этических учений Древнего востока
 

     Первые  зачатки этических знаний появляются в государствах Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Китай, Индия), которые  начали складываться в VI-II тыс. до н.э. на основе ирригационного земледелия в бассейнах «великих рек». Ритмичность природной стихии, необходимость организованных коллективных усилий в производительной сфере, стремление сохранить природное равновесие и обеспечить незыблемость и эффективность государственных устоев, а также глубокие корни и распространенность религиозных культов – все это предопределило образ жизни людей Древнего Востока. Жизнь человека – от рождения до смерти – подчинялась социальным нормам и предписаниям, а следование им являлось главным условием его бытия; личностью он еще не стал и силы свои тратил на то, чтобы занять соответствующую ячейку в сетке общественного устройства, которое обеспечивало ему чувство сопричастности с другими и личную безопасность.

     На  Востоке мудрость идет «от жизни», а не от науки, поэтому и восточные  этические учения отличаются от западных своей ориентацией на образ жизни, на общественно-производственную и  обыденную деятельность людей. Развитие этической мысли этого региона шло в особых социокультурных условиях, среди которых выделяются следующие:

     - культ прошлого и жесткий контроль за соблюдением традиций;

     - настороженное отношение ко всему  новому и принятие его только  в рамках сложившихся традиций;

     - подчиненность индивида социальной  группе, ее нормам, обычаям;

     - преобладание идеалов коллективизма,  обусловленное страхом «потерять  себя», не вписаться в социальную  общность;

     - нивелировка личности, подчинение  ее интересам социума;

     - усложненная система ритуалов  и церемоний.

     Примером  воплощения этих социокультурных парадигм могут служить этические учения Индии и Китая, стран, дольше других сохранявших свою самобытность.

     Окончательно  они оформились в середине I тыс. до н.э., хотя возникли значительно раньше. По своему отношению к ведическому канону они разделяются па две группы.

     Ортодоксальные  системы, опирающиеся на Веды, представляет брахманизм и возникшие на его  основе философские школы (даршаны): веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. К неортодоксальным направлениям относятся буддизм, джайнизм, локаята – чарвака. 

  1. Учение  брахманизма
 

     Брахманизм (учение брахманов, священников) - господствующая религия в Индии, выступающая в настоящее время в форме индуизма; в своих догмах эта религия восходит к ведам, хотя между ними существует большое расхождение. В брахманизме имеются различные направления: монотеизм, пантеизм и даже атеизм. Как мировоззрение брахманизм представляет собой эволюционизм: мир создается Брахмой из несотворимого и непреходящего первовещества (пракрити) и в вечном круговороте снова превращается в эту первоматерию. Брахманизм включает в себя шесть ортодоксальных систем: миманса и веданта, санхья и йога, вайшешика и ньяя. Однако, несмотря на основные требование брахманизма - соблюдать и уважать принцип кастовости, и в особенности высокого положения касты брахманов, - для него характерна терпимость по отношению к др. политическим и теоретическим убеждениям. Стадия формирования индуизма; сложился в результате приспособления местных культов к ведической религии индоарийских племен. Верховные боги - Брахма, Вишну и Шива, большую роль играли анимистические представления, культа предков. Сложный ритуал, совершаемый брахманами, строгая обрядовая регламентация жизни, аскетические подвиги рассматривались как средства, обеспечивавшие по закону кармы лучшее перевоплощение души (сансара) и конечное освобождение от цепи перерождений.

     Прямым  наследником ведической религии  стал брахманизм как система религиозно-философских  взглядов в ритуально-культовой  практике. Брахманизм функционирует в новых социальных условиях — появились касты брахманов (жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (земледельцев, ремесленников, торговцев) и шудр (неполноправных и рабов). Сословие жрецов заняло ведущие позиции: они совершали обряды, служили советниками у царей, владели монополией на грамотность, комментировали Веды. Они выработали идею верховного Брахмана-абсолюта, что повлекло усиленную философскую разработку кардинальных проблем бытия и мироздания. Именно брахманы способствовали возникновению литературы Упанишад — философских текстов Древней Индии (самые ранние из них относятся к VIII-VI вв. до н.9, поздние — к первым векам н.э.).

     О каких же проблемах идет речь в  Упанишадах? В первую очередь о  проблемах жизни и смерти, о  мироздании и космогонии, о тесных взаимосвязях человека и космоса, людей  и богов, о первооснове бытия  всего живого и т.д. В результате были сформулированы основные религиозно-философские  идеи, вошедшие в плоть и кровь  индийской культуры. Первой из них  является созданная на основе наблюдения вечного круговорота жизни идея реинкарнации, или переселения душ из одного тела в другое. Так было положено начало характерной для всей религиозно-культурной традиции Индии концепции бесконечной цепи перерождений. Второй фундаментальной идеей индийской цивилизации выступает представление о карме — сумме добрых и злых дел каждого человека, определяющей форму последующего перерождения. В зависимости от кармы можно возродиться брахманом, царем, ремесленником, рабом, животным, червяком и пр. И третья идея — познание Брахмана, слияния с ним, достижение единства с этой высшей духовной реальностью. Следует иметь в виду, что Брахман — не бог-творец (индийская религиозно-философская мысль творца не знала), а абстрактная высшая сила, которая временами воплощает часть своих реалий в виде явлений феноменального мира. Без этих трех идей немыслима индийская культура, без них ее невозможно понять

     Поскольку брахманизм выражал интересы господствующих каст, постольку появились оппозиционные  ему доктрины — буддизм и джайнизм; тем более, что время их возникновения (VI в. до н.э.) было неспокойным и неопределенным. Новые религии черпали богатейший материал как из популярных верований, так и из Упанишад, не теряя связи с ведическими мифами. Они вобрали в себя экстатическое почитание более очеловеченного и более могучего божества, идею царя-бога, веру в воплощение божества и в переселение душ. Усилилась роль проповедей и медитаций, культа реликвий, связанного с почитанием земного царя, паломничества.

     Одной из новых ересей и был буддизм, чья система содержит много старых идей, хотя их формулировку приписывают  историческому лицу, принцу Гаутаме, называемому Буддой — просветленным (560—480 гг. до н.э.). Именно он нашел способ преодолеть страдания жизни — увидел его в господстве над страстями и полном самоконтроле Легенда говорит о том, что один брахман увидел на ногах Будды чудесные знаки и спросил его, не бог ли он. Тот ответил, что уничтожил в себе желания, которые могли бы превратить его в бога. Не будучи ни одним из божеств, Будда выше не только людей, но и божеств; он является первым среди творений, надзирателем и владыкой мира, он — Великий Муж, бог над богами, око мира (буддизму будет посвящена отдельная лекция). Будда основал монашеский орден, а в III в. да н.э., благодаря покровительству династии Маурьев, буддизм в качестве официальной религии господствовал почти на всем индийском субконтиненте. Он оставался сильным до VIII столетия; в первых веках нашей эры распространился во многих азиатских странах, где сохранился до наших дней, тогда как почти полностью угас в самой Индии.

     Другой  новой религией был джайнизм, сыгравший  немалую роль в истории Индии  и ее культуре (его система была оформлена Махавирой Джином, жившим в VI в. до н.э.). Он впитал в себя ведийские легенды и мифы, основные религиозно-философские мысли Упанишад, доктрину о вечном перерождении душ в зависимости от кармы, стремление освободиться от страданий жизни, идею неубиения ничего живого, аскетизм, значимость проповеди и пр. Основная идея джайнизма — выйти из колеса перерождений, освободиться от материальной оболочки — тела и достичь вечной жизни в мире счастья; совершенствуясь посредством личных усилий, индивид сможет осуществить эту цель. В этом, за исключением деталей типа материальности кармы, учение джайнов не было оригинальным. Оригинальность его начинается с поиска и определения путей: кто, как и каким образом может достичь конечной цели В брахманизме к достижению аналогичной цели велааскеза — своего рода путь богов, следование по которому могло придать отшельнику почти божественную силу. В джайнизме всего этого было уже мало, ибо выдвижение на первый план кармы и задача избавления от нее в рамках доктрины джайнов требовали неимоверных усилий за счет значительно более жестких ограничений социально-этического порядка.

     Принципы  джайнской этики, подобно зороастризму, исходят из четкого противопоставления истины — заблуждению, правильного — ложному. Ее основы сформулированы в так называемой триратне: во-первых, совершенная убежденность в истинности учения, подлинная вера в каждое слово доктрины; во-вторых, правильное познание, в конечном счете — совершенное знание, что достигается освобождением от вредной кармы; в-третьих, праведная жизнь, ориентированная этически исключительно на спасение индивида. Этический стандарт джайнов исключительно высок, что и неудивительно, если иметь в виду конечную цель джайнизма. Чтобы представить ее более четко, обратимся к образу мира в учении джайнов (ведь с ним связан идеал отречения от мира людей).

     Образом Вселенной с ее богами, демонами и людьми является человеческая фигура. В правой ноге этого космического лица располагается низший мир из семи преисподних различного рода; он сложен из многих камней, в нем  много грязи, полно дыма, темно  и мрачно. В преисподних живет  пятнадцать классов самых низших божеств; они занимаются тем, что  мучают грешников: одни отрывают кости  от тела, другие бьют, третьи раздирают  тело на части, четвертые сыплют перец  на раны, пятые сажают жертвы на колючие  кустарники и т.д. На этом же уровне космического человека находятся подземелья, где пребывают такие малые  божества, как наги и якши, а также различные злобные духи и демоны. Под стопами фигуры-вселенной размещаются преисподние, предназначенные для самых горьких грешников, которые оттуда никогда не выйдут.

     В талии фигуры размещается мир  людей; грудь фигуры-космоса —  место богов: одни из них находятся  на Солнце, планетах, звездах и созвездиях, другие передвигаются на воздушных  возах. Шея предназначена для  высшей категории небесных жителей, лицо — для еще более утонченных существ, занимающих пять районов, каждый со своим Индрой. Над последним из небесных миров расстилается небесный зонт из чистого золота; сверх него располагается страна бесконечного счастья. Еще выше Вселенная кончается; совершенные души достигают ее высшей сферы и живут там бесконечно долго, свободные от воплощений и видимых форм. Понятно, что стремление жить в таком месте заслуживает выполнения тех жестких ограничений, которые требуют принципы джайнской этики. Интересно отметить, что вплоть до сегодняшнего дня джайны (их всего около 2-3 миллионов) даже на фоне в основном вегетариански не отличающейся особой склонности к излишествам массы индуисюв выделяются строго пуританским образом жизни.

     Джайнизм  и буддизм наряду с другими  верованиями на протяжении полутора тысяч лет оказывали влияние  на брахманизм; в результате вера и  практика индуизма, продолжающего брахманизм (по мнению некоторых ученых, индуизм  возник в первой половине I тысячелетия  н.э.) отходят от когда-то общепринятых. И хотя Веды остались авторитетными и ведийские церемонии продолжают совершаться, на первый план выдвигаются новые божества, новые церемонии и новые философские идеи. Особенно ярко это проявляется в великих поэмах — «Махабхарате» и «Рамаяне», в так называемых пуранах, охватывающих легенды и предания о богах и героях, гимны и церемонии, философские размышления и т.д В мифологии развитого индуизма внимание привлекает высшая троица богов: Брахма, Вишну и Шива, выражающие цикличность мира.

Информация о работе История этических учений