Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:03, реферат
Целесообразно разделять имидж на корпоративный (имидж компании, фирмы, предприятия, учреждения, политической партии, общественной организации и т.д.) и индивидуальный (имидж политика, бизнесмена, артиста, руководителя, лидера общественного движения и т.п.). Содержание и механизмы формирования этих имиджей будут различны, но они связаны.
1.Типы имиджа.
Целесообразно разделять имидж на корпоративный (имидж компании, фирмы, предприятия, учреждения, политической партии, общественной организации и т.д.) и индивидуальный (имидж политика, бизнесмена, артиста, руководителя, лидера общественного движения и т.п.). Содержание и механизмы формирования этих имиджей будут различны, но они связаны.
И в том и в другом случае, т.е. по отношению к организации и индивиду (личности), можно говорить об имидже внешнем и внутреннем. Внешний имидж организации – это её образ, представление о ней, формирующееся во внешней, окружающей её среде, в сознании «контрагентов» этой организации – клиентов, потребителей, конкурентов, органов власти, СМИ, общественности. Внешний имидж индивида складывается из различных форм вербального, визуального, этического, эстетического выражения и поведения, а субъектом являются те люди, которые вступают с ним в прямой или опосредованный контакт.
Ф. Джевкинз, сторонник функционального подхода, предлагает следующие типы имиджа:
Зеркальный – имидж, свойственный нашему представлению о себе.
Текущий – вариант имиджа, характерный для взгляда со стороны.
Желаемый – тип имиджа отражает то, к чему мы стремимся.
Корпоративный – имидж организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений или результатов её работы.
Множественный – вариант имиджа образуется при наличии ряда независимых структур вместо единой корпорации.
Контекстный подход к имиджу означает, что он должен носить целостный, согласованный характер, учитывать условия реализации, а отдельные черты – не противоречить друг другу. Системный характер имиджа позволяет по одной видимой черте вызывать в массовом сознании сопутствующие характеристики. При этом необязательно ставить задачу завоевания всеобщей любви.
Английская исследовательница Э. Сэмпсон, говоря о личностном имидже, выделяет в зависимости от сочетания внешних и внутренних факторов три вида имиджа: самоимидж, воспринимаемый имидж и требуемый имидж. Эта типология отражает взгляд на имидж с разных позиций: со стороны своего «я» и со стороны других людей, со стороны реалий и со стороны желаний.Самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоуважения, доверия к себе.
Воспринимаемый имидж – это то, как нас видят другие. Естественно, что эта точка зрения может отличаться от предыдущей. Мы часто не знаем, как к нам относятся на самом деле, как реально о нас отзываются.
Требуемый имидж означает, что ряд профессий (ролей) требует определённых имиджевых характеристик. В некоторых случаях этому способствует тип одежды. Военная форма, судебная мантия, царская корона – всё это имиджевые знаки, указывающие на исполнителей конкретных ролей, они как бы входят в требуемый набор символов, необходимых для исполнения этих ролей.
В зависимости от сфер деятельности, от различного социального контекста, в котором формируется имидж, можно выделить имидж в политике (и политиков), имидж бизнеса, имидж масс-медиа (имидж поп-звезд), имидж организации, имидж страны. Эти имиджи различаются и по содержанию, и по механизмам их формирования, и по формам проявления.
2.Имиджелогия,как наука.
Существует несколько определений имиджелогии. Так, Перелыгина [13, с.15] предлагает следующее определение: Имиджелогия – это комплексная научно–практическая дисциплина, использующая результаты отдельного ряда наук, в т.ч. социальной психологией, культурологи, целью которой является создание методологического и методического аппарата для профессиональной деятельности по созданию и преобразованию имиджа. В других литературных источниках приводится следующее определение имиджелогии: Имиджелогия – это новая научно–прикладная дисциплина, возникающая на стыке психологии, социологии, философии, культурологии, костюмологии и ряда других наук. Имиджелогия изучает закономерности формирования, функционирования и управления имиджем человека, организации, товара и услуги.
Считается, что имиджелогия пришла из западной культуры (Дж. Бруннер, М.Шерман, А.Олсен, Г.Лебон, К.Болдуинг). Но это справедливо лишь отчасти, поскольку в советские времена имиджелогия считалась буржуазной наукой и официально не развивалась. В то же время работы русских философов Н.Бердяева, С.Вернадского, В.Розанова, В.Соловьева можно было рассматривать как методологическую базу для развития отечественной имиджелогии. Не рассматривалось в данном аспекте и учение великого русского физиолога И.Сеченова о психофизиологии восприятия, не были достаточно известны исследования по формированию образа С.Рубинштейна и замечательные работы М.Чехова и К.Станиславского, имеющие непосредственное отношение к имиджелогии. Однако замалчивание проблемы не означало её отсутствия. Она разрабатывалась на прикладном уровне для обслуживания политической элиты, государственных средств массовой информации. К сожалению, в науке эти работы не были широко известны, хотя за годы советской власти в стране был создан мощный аппарат манипулирования общественным сознанием.
В зависимости от области применения имиджелогии, в ней выделяются следующие ветви:
3. Имиджмейкер и его инструментарий.
Имиджмейкер — это особая профессия. Искусство имиджмейкера заключается в создании индивидуального образа, созданного на основе личной уникальности человека с учетом требований значимой для него социальной среды. Причем речь идет не только о визуальном образе, а, прежде всего, о личностных проявлениях, особом стиле поведения и взаимоотношений с людьми, а так же о раскрытии его личностно- делового потенциала. Имиджмейкер призван помочь своим клиентам в совершенстве владеть искусством «нравиться людям».