Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:47, реферат
Основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Было время, когда считалось, что машина, автомат или робот вытеснят человека из большинства организаций и окончательно утвердят превосходство техники над работником.
Введение…………………………………………………………………………...31. Формирование корпоративной культуры………………………………….....4 1.1 Общие понятия………………………………………………………………..4 1.2 Теоретические аспекты организационной культуры…………………….…7 2. Влияние внутренних и внешних факторов на формирование корпоративной культуры ………………………………….................................10 3. Западная корпоративная культура: сходства и различия………………….15 Заключение……………………………………………………………………….20 Список использованной литературы…………………………………………...21
Низкая
работников к установлению
Рис.
1. Типы культур как отношения
власти в группе, организации
Типовые примеры:
При формировании корпоративной культуры ее лидеры могут использовать два подхода. В приведенной ниже таблице дана сравнительная характеристика этих подходов.
Два подхода к формированию лидерами организационной культуры
Табл. 2
Организационные переменные | Административная культура | Предпринимательская культура |
1 Система контроля | Извне | Изнутри |
2 Отношения собственности | Собственник процесса | Собственник имущества |
3 Отношение к возможностям | Ждет момента | Ведет поиск |
4 Преимущественное решение проблем | Рационально-логическое | Интуитивное |
5 Делегирование полномочий | Централизация | Децентрализация |
6 Организационная структура | Иерархическая | Сетевая |
7 Отношения субординации | «взрослый» - «ребенок» | «взрослый» -«взрослый» |
8 Организац. фокус | На организацию | На человека |
9 Производственная стратегия | Снижение стоимости | Дифференциация производства |
10 Главные цели |
Производительность | Эффективность |
11 Подход к управлению | Системный | Ситуационный |
12 Работа проектируется с позиций | Интеграции | Автономии |
13 Выполнение работы | По правилам | Творческое |
14 Проводимые изменения | Модификация | Радикальные |
15 Основополагающий курс действий | Делать дело правильно | Делать правильное дело |
Формирование
культуры организации связано с
внешним для организации
Принятие компанией определенной культуры может быть связано со спецификой отрасли, в которой она действует, со скоростью технологических и других изменений, с особенностями рынка, потребностей и т.п. Анализ факторов формирования организационной культуры показывает, что последние являются предметом развития и изменений в течение всей жизни организации. Эти процессы протекают скорее постепенно и эволюционно, чем радикально и революционно. Культура влияет на организационную жизнь, при этом выделяют два пути влияния:
Как мы
уже отмечали выше, менеджерам необходимо
управлять культурой
Первый
способ может реализоваться через
публичные заявления, выступления
и личный пример. Второй способ предполагает
возможность через постоянное манипулирование
атрибутами поверхностного уровня влиять
на подповерхностный уровень вплоть
до изменения базовых
При формировании и поддержании корпоративной культуры нельзя забывать такой важный фактор внешнего окружения как национальная культура. Все национальное в организационной культуре поддерживается и развивается, а при перенесении на другую «почву» может потерять эту поддержку и в конечном итоге не состояться (как произошло со знаменитыми японскими «кружками качества», которые не получили развития в Европе и США). Для практики управления важно получить от теории ответы на два вопроса: что надо знать о национальной культуре, чтобы предопределить ее влияние на культуру организации, и можно ли «сращивать» элементы разных национальных культур в рамках одной организации? Национальная культура в данном контексте определяет то, как люди выполняют различные роли в жизни данного общества.
Мы
рассмотрели основные теоретические
аспекты процесса формирования корпоративной
культуры, сделали выводы о чрезвычайной
важности и сложности этого процесса.
Теперь приведем несколько примеров
реальных организаций со своей культурой,
и попытаемся сравнить западный и
отечественный подходы к
3.
Западная корпоративная
культура: сходства
и различия
Западная
корпоративная культура начинается
с обстановки внутри компании: с
культуры взаимоотношений персонала
разных уровней между собой и
с руководством, с уважительного
отношения начальников к своим
подчиненным, с признания компанией
их заслуг и поощрения за достижения.
Процесс управления корпоративной культурой
делится на два ключевых момента:
- Представление и согласие - главное
руководство должно четко сформулировать
свое представление о том, какой бы оно
хотело видеть культуру организации. Затем
оно должно продемонстрировать свою готовность
работать в соответствии с оговоренным
представлением;
- Общение - сотрудникам необходимо
осмыслить и обсудить логическое обоснование
изменений культуры.
Один
из ярких примеров изменения культуры
- опыт компании British Airways. По словам Николаса
Георгиадиса, бывшего управляющего
людскими ресурсами British Airways, культура
компании содержала в себе много
бюрократических элементов. Управление
British Airways решило, что главная сфера
изменений культуры - это обслуживание
пассажиров и что ключ к успеху
в этом деле - дать почувствовать
работникам уверенность в себе и
своей компании. Забота о пассажирах
потребовала формирования у работников
British Airways новых навыков, которые
прежде не развивались.
Программу изменения культуры разделили
на три части:
1. Двухдневный
интенсивный семинар,
2. Один
день - однодневное мероприятие,
посвященное тому, чтобы помочь
всему персоналу осознать свою
зависимость в работе друг
от друга. Это мероприятие
3. В первую очередь - управление людьми - мероприятие для менеджеров, рассчитанное на пять с половиной дней. Менеджеры должны были усвоить следующие понятия:
Другой пример изменения
корпоративной культуры - опыт корпорации
ICL. Программа изменений культуры ICL была
вызвана к жизни новым менеджером, который
сказал: «Я постепенно осознал, что у меня
нет рычагов, чтобы вложить мои стратегические
взгляды в души и умы членов организации
таким образом, чтобы они разделяли их
обязательность. Я был совершенно разочарован
- сотни людей, все старательно работают,
и никто не подчиняется указаниям». После
этого выступления направление работы
компании было существенно изменено. Вскоре
ICL превратилась в самого крупного в Европе
производителя информационных технологий,
сосредоточилась на специфических рынках,
приобрела известность в качестве системного
интегратора с репутацией, обеспечивающей
высокий уровень качества. Вот основные
принципы, которым она следовала:
1)Обеспечение
открытости системы - предоставление
потребителям большей свободы
выбора производителей и
2)Организационная гибкость - способность реагировать на быстроменяющийся рынок;
3)Сосредоточение
на системах и решениях, направленных
на удовлетворение запросов
4)Изменение
образа мышления людей, в
Между прочим, практически все элементы современного понятия "корпоративной культуры" применялись в советскую эпоху и у нас: субботники с музыкой, песнями, овощные базы, майские демонстрации и поездки за город, "на картошку" и т.п., где, помимо обязательного для всех и каждого спортивного отдыха, не менее принудительны были "политпросветительские" лекции... Все, казалось бы, вполне объяснимо по тем временам, иногда даже разумно, но формально - ради галочки в райкоме. Цели те же, что и у капиталиста Форда: повысить качество и интенсивность труда, привязать к месту работы. Даже в соответствии с критериями корпоративной культуры перед людьми ставились задачи, но в разрез с ней - задачи абсолютно нереальные: догнать и перегнать все ту же Америку, от каждого по способностям - каждому по потребностям.
Обратимся
к опыту формирования корпоративной
культуры в двух организациях, работающих
в России. Первая из них - международная
компания по авиа-доставке посылок DHL,
в России она работает уже 15 лет.
Как говорят ее менеджеры по работе
с персоналом, главное для компании,
чтобы каждый сотрудник чувствовал
себя частью команды, работал на общий
успех компании, который важно
для людей, чем признание начальства.
Спорт тоже не забыт. В каждом филиале
DHL в разных странах есть своя футбольная
команда, играют в ней сотрудники:
кто может и хочет, без принуждения.
Регулярно в Голландии