Философские принципы и этические взгляды Эпикура

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 23:24, реферат

Описание работы

Эпикуру принадлежало около 300 папирусных свитков (“книг”). Но от них сохранились в основном лишь названия: “О природе”, “Об атомах и пустоте”, “Краткие возражения против физиков”, “О критерии, или Канон”, “Об образе жизни”, “О конечной цели”. В других сочинениях Эпикура трактовались вопросы музыки и медицины, проблемы зрения и справедливости, но все это погибло, поэтому главными источниками наших знаний об Эпикуре и его учении остаются десятая книга в компиляции Диогена Лаэртского, где приводятся три письма Эпикура к его ученикам – Геродоту, Пифоклу и Менекею, а также эпикуровы “Главные мысли”. Громадную информацию об эпикуреизме дает поэма Лукреция “О природе вещей”

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Жизнеописание Эпикура…………………………………………………………4
Добродетели Эпикура. Его отношение к Богу, смерти, страданиям………….7
Философские принципы и этические взгляды Эпикура……………………....12
Нравственный идеал Эпикура…………………………………………………17
Заключение………………………………………………………………………21
Список литературы……………………

Работа содержит 1 файл

этика.docx

— 42.52 Кб (Скачать)

Занятия философией, как и дружба, способствуют достижению безмятежности  души (атараксии). Причем философия  у Эпикура всегда обладает практической направленностью: она исцеляет от душевных страданий и ей не мешает тесная связь с жизнью: “Следует смеяться и философствовать и в то же время заниматься хозяйством и пользоваться всеми остальными способностями  и никогда не переставать изрекать глаголы истинной философии”.

Эпикур сплотил вокруг себя единомышленников: “сад Эпикура” представлял собой  совершенно исключительное явление. По свидетельству античных авторов, все члены эпикурейской общины были связаны между собой узами теснейшей дружбы и взаимной симпатии. Сам Эпикур нежно любил своих учеников, проявляя о них и их детях постоянную заботу (например, почти восемь лет он оказывал помощь детям Метродора, который умер раньше него). Особенностью общины эпикурейцев было то, что в нее на равных правах входили женщины и рабы. В отличие от всех предшественников и современников, которые полагали, что раб находится вне морали, Эпикур не разделял эту точку зрения. Впервые идея, высказанная младшими софистами, получила практическое воплощение в эпикурейской общине. Все же это не помешало Эпикуру в теории оставаться идеологом рабовладельческой демократии: свое учение о морали он обращает к свободным гражданам.

Ученикам и последователям Эпикур преподал урок редкой нравственной цельности  и душевного мужества. Его оптимизм, умение радоваться жизни и заботиться о других, выражены в предсмертном письме Гермарху: “Гермарху от Эпикура  привет! Когда я писал тебе это, я переживал счастливый день, который  вместе и мой последний день. Меня преследовали такие муки, что ничего, кажется, нельзя было прибавить к  их силе. Но страданиям тела противопоставил  я радость духа, исходившую из воспоминания о моих изобретениях. Ты же, Гермарх, чтобы дать новое доказательство той привязанности, которую ты смолоду  питаешь ко мне и моей философии, имей попечение о детях Метродора”.

Эпикур знает, что смерть — это  распад тела на атомы. “Мы рождаемся  один раз, а дважды родиться нельзя, но мы должны уже целую вечность не быть”. Нет бессмертия души, нет иной жизни, кроме земной, а к этой земной жизни он привязан, ибо, вопреки страданиям, он – жизнелюб. Мужество Эпикура это – нравственная стойкость мыслителя, свободного от предрассудков, убежденного в ценности для людей того, что он сделал.

Эпикур предложил людям “тетрафарком”  – четверолекарствие, способное  излечить человечество от болезненного страха и указать путь к счастливой жизни: “Бог не внушает страха; смерть не внушает опасения; благо легко  достижимо; зло легко претерпеваемо”.

Притягательная сила учения Эпикура  и его личности в жизненности  и доступности выдвинутых им философских  принципов, его гуманности и свободомыслии. Именно это обусловило долгую жизнь  эпикурейских общин. Изо всех школ античной философии только школа эпикурейцев  выдержала борьбу с христианством  и погибла последней в VI в. н.э. (а по некоторым источникам в VIII) с тем, чтобы одной из первых возродиться  в XV столетии в Италии и Франции. Традиции этики Эпикура продолжали развиваться в новое время.

После смерти Эпикура (270/271 г.) его приемником по руководству школой стал Гермарх  из Митилены. Воспитанником этой школы  стал такой выдающийся представитель  античного атомизма, как римский  философ Лукреций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Эпикур сильно полагал, что каждый из нас обеспечен способностью (мощностью) достигнуть реального счастья. Единственная проблема состояла бы в том, что мы склонны упрямо искать это во всех неправильных местах. Он утверждал, что наше желание чувствовать удовольствие, обладать жизнью не должно пробудить чувство вины. Жизнь была дана нам, чтобы обладать, поэтому ею нужно жить полностью и пылко.

Самые важные люди ошибки делают, согласно Эпикуру, то, что они связывают  идею счастья с наличием большого количества денег. Ему также удалось  объяснить, почему мы склонны делать такую ошибочную ассоциацию. Хотя Эпикур объявил, что удовольствие - самая существенная вещь в жизни, он, кажется, провел довольно простую, умеренную жизнь: простая одежда, простой дом, питьевая вода, а не вино, и наличие скромной еды (приемов пищи).

Фундаментальное понятие в его  философии - то, что мы круто неспособны понять то, что может сделать нас  счастливыми. Мы поэтому очень привлечены к материальным вещам, а не духовным. И что мы делаем? Мы ходим по магазинам  для бесполезных вещей, вводим в  заблуждение, давая объявление. Таким  образом мы заменяем наши реальные потребности вещами как одежда, даже если они не соответствуют(приспосабливают) нам, мебели, автомобилям, хорошим зданиям, и многим другой. Но поскольку этот греческий философ попытался  доказать, есть только три вещи, мы должны быть счастливыми: друзья, свобода, и  проанализированная жизнь.

Эпикур оценил дружбу очень, так, когда  ему было 35 лет, он купил большой  дом, и пригласил некоторых из его друзей жить вместе с ним. Он заявил (сообщил), что друзья - существенный компонент для счастья, и что мы нуждаемся в их постоянной компании - когда мы едим, идите, или чувствуйте потребность в беседе. Эпикур сказал, что никогда ни когда нельзя есть ничто один, которым более важно иметь простую еду с закадычным другом чем съесть весь вид деликатесов все.

Свобода обозначает второй компонент  счастья. Чтобы вырваться на свободу  от возбужденной жизни Афин, он и  его друзья решили переехать в  сельскую местность и провести простую, красивую, здоровую жизнь там. Они  могли вырастить свои собственные  продовольственные зерновые культуры и не зависели в финансовом отношении  ни от кого больше. Они могли наслаждаться(обладать) природой(характером), свежим воздухом, хорошей едой, и не заботились, выглядела  ли их одежда потертой. У денег, казалось, больше не была власть(мощь) над ними.

И наконец, что не менее важно, третьей  вещью, мы должны быть счастливыми, является "проанализированная жизнь". Это  означало занимать время, чтобы думать и рассмотреть наши заботы, что  усилия и почему. Эпикур имел мнение, что наши заботы могли бы уменьшиться  просто, анализируя их очень тщательно  и рационально. В этом отношении, можно было бы принять во внимание здесь христианский взгляд на заботы - а именно, доверие Всевышнему, чтобы  предоставить нам все необходимые  товары, которые мы должны пережить. Во всяком случае, хотя он жил перед  появлением(видом) Христианства Эпикур, кажется, соглашается, что мы должны базировать нашу жизнь на духовной поддержке, а не материальном, чтобы  быть крайне, божественно счастливы.

Если все, в чем мы нуждаемся, является этими вышеупомянутыми  простыми, естественными вещами, почему не мы счастливый большую часть времени? Почему мы всегда склонны жаловаться на нехватку денег? Главная роль в  этом играется миром рекламы. Этот коммерческий, материальный мир намеревается продать  нам замены (заместители) за вещи, в которых мы действительно нуждаемся, и которые прибывают бесплатно. Только, чтобы дать пример здесь, думайте о рекламе для сотовых телефонов, у которых есть следующее сообщение: "если Вы купите наши продукты, то Вы будете входить в контакт с большим количеством людей, и поэтому иметь много друзей". Все же давайте не забывать старую поговорку: "Лучшие вещи в жизни свободны."

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Чанышев А.Н. Философия Древнего  мира: Учебник для вузов. –  М: Высш. шк., 2007.

2. Новая философская инциклопедия, т. 4. – М: “Мысль”, 2006.

3. Материалисты древней Греции: Собрание текстов Гераклита, Демокрита  и Эпикура/АН СССР, Ин-т философии;  Общ. ред. и вступ. статья  М.А. Дынника. – М.: Госполитиздат,  2008.

4. Иванов В.Г. История этики  Древнего мира. – Л.: Изд. ЛГЦ,  2007.

5. Шакир-заде А.С. Эпикур. – М.: Соцэкгиз, 1963.


Информация о работе Философские принципы и этические взгляды Эпикура