Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 07:28, реферат
Цель данной работы – исследовать духовную и нравственную безопасность России на современном этапе развития общества. В соответствии с этим в работе были поставлены и решены следующие задачи:
исследовать понятие и сущность духовной и нравственной безопасности России на современном этапе развития общества;
изучить методы и способы обеспечения духовной и нравственной безопасности России в современных условиях;
сформулировать выводы и рекомендации по проделанной работе.
ВВЕДЕНИЕ
ПОНЯТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДУХОВНОЙ И НРАВСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
К наиболее известным тоталитарным сектам, действующим на территории России, можно отнести следующие группы и организации: церковь унификации (мунистов); церковь сайентологии (дианектика, Хаббард-колледжи, Нарконон); церковь Сатаны, международное общество сознания Кришны; «Свидетели Иеговы»; «Аум Синрикё», «Белое Братство», «Дети Бога» («Семья любви») и ряд других.
Борьба
с сектами – задача всего общества.
Наша страна традиционно
В секту чаще всего попадают молодые люди, которые не имеют духовного опыта, духовно-нравственных знаний. Поэтому для противодействия сектам необходимо всемерно повышать духовно-нравственную культуру общества. Духовно-нравственная культура – это особая сфера и форма деятельности, это необходимое условие существования всего общества.
Большинство граждан современной России осознают необходимость духовного и нравственного возрождения. История распада СССР наглядно показала, что вся военная и экономическая мощь страны – ничто, если общество не способно защитить себя от агрессии в духовно-нравственной области. В связи этим нельзя не отметить тот факт, что духовный климат в российском обществе в целом стал изменяться к лучшему. Среди знаковых перемен — строительство храмов и часовен, распространение духовной литературы.
Существенным
звеном обеспечения духовно-
Таким образом, без развития просветительской деятельности Русской Православной Церкви невозможно возродить духовно-нравственный уровень людей, их осознание призвания, долга и обязанностей в этом мире. Сегодня в России идут два противоположных процесса: с одной стороны, нравственное разложение народа, с другой – процесс образования из аморфной человеческой массы нравственного народного ядра. Для формирования такого ядра необходимо включение через систему образования, через средства массовой информации просветительских программ, способных дать традиционные основы и ценности православного восприятия мира.9
2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДУХОВНОЙ
И НРАВСТВЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
В СОВРЕМЕННЫХ
УСЛОВИЯХ
Обеспечение духовно-нравственной безопасности России включает:10
- защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни:
- сохранение культурного достояния всех народов России;
- формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения;
- введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления;
- противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.
Обеспечение духовно-нравственной безопасности России включает в себя сохранение великого культурного достояния России, что невозможно без сохранения роли русского языка, как фактора духовного единения народа многонациональной России. Русский язык играет свою важную историческую роль в языковом развитии человечества, в международном обмене общечеловеческими ценностями. Он объявлен одним из официальных «мировых языков» ООН и многих других политических, экономических, транспортных и научных организаций. Он введен в систему народного образования большинства стран мира как один из иностранных языков, рекомендуемых для обязательного изучения в школах и университетах.11
По данным американских ученых, изучавших и сравнивавших количество говорящих на русском языке, число и авторитет стран и международных коммуникативных сфер, использующих его, социально-литературный престиж и другие критерии русский язык в 1998 году занимал четвертое место после английского, французского и испанского.
Вообще в каждую эпоху далеко не все языки, но лишь максимально распространенные, поддержанные культурной, научной традицией, отражающие сильную экономику, входящие в так называемый «клуб мировых языков» способны играть роль повсеместно принятых средств международного общения. Русский язык как раз и принадлежит к тем языкам, которые, как говорят лингвисты, обладают наибольшей информационной ценностью и коммуникативным удобством, то есть богатой традицией, научной изученностью, упорядоченной грамматикой, оснащенностью учебниками, словарями, наличием квалифицированных учительских кадров.
Исторически так уж сложилось, что именно русский язык обеспечил межнациональное общение и сотрудничество всех народов на одной шестой части земной территории, открыл им доступ к мировым духовным сокровищам, помог полнокровно выйти на мировую арену, — разумеется, в тесном вековом взаимодействии русского языка с их родными языками, обогащая их и сам от них обогащаясь. Русский язык занимает особое место в ряду всех других великих языков, так как он выполнял и продолжает выполнять огромную образовательно-познавательную функцию. Сегодня весь мир признал, что в Советском Союзе была одна из самых лучших образовательных систем. И эта система больше всего опиралась на русский язык.12
Известны высказывания различных деятелей мировой культуры и просветителей на тему жизненной важности и огромной роли русского языка, как исторической необходимости в развитии взаимопонимания и сотрудничества народов: казахского акына Абая, азербайджанца Мирзо Фатали Ахундова, грузина И. Чавчавадзе, армянина М. Налбандяна, узбека Саттархана, молдаванина М. Эминеску, эстонца Ф. Крейцвальда, латыша Я. Райниса, белоруса Я. Лучины, украинца Т.Г. Шевченко. Заботясь именно о благе своих народов, они подчеркивали, что незнание русского языка будет многих обрекать на хозяйственную и культурную замкнутость, на провинциализм.
Невозможно не привести замечательные слова выдающегося писателя – классика советской эпохи Чингиза Айтматова, который в свое время писал: «Миссия русского языка уникальна...Судьбы всех наших бывших советских национальных культур связаны с русским языком, без которого они не смогли бы получить мировое звучание...Чтобы развиваться, национальные культуры должны иметь доступ к достижению всех мировых культур. И, продуктивнее делать это пока только через русский язык».13
Этот язык выступал не просто языком межнационального общения, но и языком обучения, давая возможность распространять знания, втягивать миллионы людей в центре страны и на ее окраинах в образовательную систему. Широкое использование единого языка в построении основных программ и учебников (русского языка) обеспечивало достаточные возможности распространения информационных потоков, взаимопроникновения, мобильной передачи знаний по всей территории всей нашей страны.
Наряду с нападками на русский язык в последние годы предпринимаются и другие попытки разрыва с духовно-нравственными традициями русской культуры. В отличие от западной протестантской этики индивидуализма и прагматизма для нашей культуры была характерна установка на нестяжательную самореализацию и служение людям и России. Однако с начала перестройки россиянам навязывалась чуждая мораль: «Деньги не пахнут», «Каждый сам за себя», «Выживает сильнейший». Из народной души вытравлялись сострадание, целомудрие, стремление помочь ближнему, любовь к Отечеству. Чем отличались русские воины от германских рыцарей? Тем, что воевали во славу Божию и ради защиты своего Отечества, не ища собственной славы. Русский солдат никогда не сражался за деньги. В Евангелии сказано: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». И Россия побеждала своей верой и любовью к Родине.
Духовно-нравственная безопасность государства базируется на активном неприятии обществом засилья пошлости и разврата, насилия и экстремизма. В тоже время последнее десятилетие жизни нашей страны было отмечено невероятным аморальным давлением средств массовой информации на общество, практически лишенное в этой сфере каких-либо средств контроля. Некоторые СМИ занимались пропагандой самых разнузданных нравов и противоестественного образа жизни — нудизма, гомосексуализма, феминизма, трансексуализма. Стоит упомянуть и о пропаганде насилия и о пропаганде наркомании. Например, некоторые молодежные газеты рекламировали «веселящие таблетки», которые якобы не являются наркотиком. Пагубное воздействие таких СМИ состоит в том, что они формируют неправильные представления о смысле человеческой жизни. Поэтому для собственной же безопасности нам необходима выработка критического отношения к информации, распространяемой СМИ. Исчезновение устойчивой национально-культурной идентичности, отказ от духовно-нравственных ценностей российского народа – путь к исчезновению нации как таковой.
Сегодня, когда с экранов телевизоров и из периодической печати практически вытеснены прежние герой-ученый, передовой механизатор, рабочий, доярка, колхозник, космонавт, офицер, воин-патриот, национальная культура призвана защитить нас от того, что олицетворяет собой передовой уровень рыночной «демократии»: насаждение правового нигилизма, вседозволенности, культ насилия и моральной дезадаптации, пропаганда девиантных форм сексуальности (по существу – морального уродства).14
Проблема
обеспечения духовно-
Исторический опыт России за несколько последних столетий свидетельствует, что успешное общественное и государственное развитие возможно только в условиях духовного единства на основе собственных культурных, исторических, конфессиональных традиций. Кто отрекается от своего прошлого, кто видит в истории своего народа не героические усилия, а только цепь преступлений и бессмысленных жертв, тот не в состоянии понять истинных интересов народа и определить условия его процветания.
В
немалой степени духовно-
Угроза духовно-нравственной безопасности в настоящее время проявляется в кризисном состоянии социальной защиты населения, стремительном возрастании потребления алкоголя и наркотических веществ, ухудшении здоровья людей. Имеет тенденцию к росту уровень общей заболеваемости среди населения страны. Особенно рост показателей заболеваемости наблюдается по болезням системы кровообращения, злокачественным новообразованиям, туберкулезу, инфекционным заболеваниям и др. Последние десятилетия прошлого века ознаменовались появлением ряда новых, ранее неизвестных опасных инфекционных заболеваний. Особую эпидемиологическую значимость для населения России представляют вирусные инфекции: ВИЧ, геморрагические лихорадки Ласса и Эбола и другие. Увеличилась распространенность ранее известных, но редких инфекций, таких, как дифтерия, холера и др., а также социально обусловленных заболеваний: сифилис, вирусный гепатит. Продолжает ухудшаться состояние здоровья детей и подростков. Нерешенными проблемами остаются массовые детские заболевания: корь, коклюш, краснуха, полиомиелит и другие заболевания.15
Поэтому
для обеспечения духовно-
Информация о работе Духовность как фактор национальной безопасности Российской Федерации