Древнеиндийская этика о назначении человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

Философия в самом широком этимологическом смысле означает «любовь к знанию». Она стремится познать вещи, которые прямо или косвенно затрагивают человека. Какова действительная природа человека? В чем смысл его жизни? Какова природа мира, в котором он живет? Существует ли творец этого мира? Как должен жить человек в свете познания самого себя, мира и бога? Вот некоторые проблемы из волнующих человеческий ум во всех частях света с самого начала цивилизации. Философия имеет дело с проблемами этого рода.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ 5
1.1. Система чарвака 5
1.2. Философская система джайнизма 6
1.3. Буддийская система 8
ГЛАВА 2. ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ 11
2.1. Система ньяйи 11
2.2. Система вайшешики 12
2.3. Система санкхьи 13
2.4. Система йоги 15
2.5. Система мимансы 16
2.6. Система веданты 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Работа содержит 1 файл

Этика.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию 

Государственное общеобразовательное учреждение высшего  образования

«Тульский государственный университет» 
 

Кафедра «Финансы и менеджмент» 
 

Курс  «Этика и культура управления» 
 
 
 

Контрольно-курсовая работа на тему:  
 

Древнеиндийская этика о назначении человека 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫПОЛНИЛ студент группы 720752 Снеткова Т.М. 

ПРОВЕРИЛ Алехнович М.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тула   2008

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

     Философия в самом широком этимологическом  смысле означает «любовь к знанию». Она стремится познать вещи, которые прямо или косвенно затрагивают человека. Какова действительная природа человека? В чем смысл его жизни? Какова природа мира, в котором он живет? Существует ли творец этого мира? Как должен жить человек в свете познания самого себя, мира и бога? Вот некоторые проблемы из волнующих человеческий ум во всех частях света с самого начала цивилизации. Философия имеет дело с проблемами этого рода. Поскольку целью философии является познание истины, она и называется в индийской литературе даршана, то есть «видение истины». Каждая индийская школа своеобразно подходит к проблеме непосредственного осознания истины.

     Индийская философия рассматривает различные  проблемы и метафизики, и этики, и  логики, и психологии, и теории познания, но она не рассматривает их порознь. Любая проблема исследуется индийским философом со всех сторон – с точки зрения метафизики, этики, логики, психологии и теории познания. Эту тенденцию некоторые ученые называют синтетической точкой зрения индийской философии. Поэтому не возможно говорить о том, какое место индийская этика отводит человеку без краткого экскурса в её философию.

     Индийская философия представляет собой совокупность философских теорий всех индийских  мыслителей, древних и современных, индусов и неиндусов, теистов и атеистов. Индийская философия отличается в этом отношении поразительной широтой кругозора, которая свидетельствует о ее неуклонном стремлении к отысканию истины. Несмотря на наличие множества различных школ, взгляды которых весьма значительно отличаются друг от друга, каждая школа старалась изучить взгляды всех других и, прежде чем прийти к тому или иному заключению, тщательно взвешивала их аргументы и возражения.

     Согласно  традиционным принципам классификации, принятым большинством ортодоксальных индийских мыслителей, школы и системы индийской философии разделяются на два обширных лагеря – ортодоксальные и неортодоксальные. К первой группе принадлежат шесть главных философских систем, которые признают авторитет вед (миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика). К числу неортодоксальных систем относятся главным образом три основные школы – материалистическая (типа чарвака), буддийская и джайнская.

     Рассмотрим  взгляды всех этих школ, выявим отношение  каждой к проблеме назначения человека.

 

ГЛАВА 1. НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ

1.1. Система чарвака

     В индийской философии слово «чарвака»  означает материалист. Достоверным источником познания последователи системы чарвака считают только восприятие. Они указывают, что все непрямые, находящиеся вне процесса восприятия, источники познания, такие, как вывод, свидетельство других лиц, ненадежны и часто вводят в заблуждение. Поэтому мы не должны верить ничему, кроме того, что мы познаем непосредственно через восприятие.

     Восприятие  раскрывает перед нами только материальный мир, состоящий из четырех элементов материи: воздуха, огня, воды и земли, в существовании которых мы можем убедиться посредством наших ощущений. Все предметы воспринимаемого нами мира состоят из этих элементов. Нет никаких оснований допускать существование чего-то подобного нематериальной душе человека. Человек тоже целиком состоит из материи. Когда человек умирает, от него не остается ничего, что могло бы страдать или наслаждаться последствиями его поступков.

     Поэтому продолжение существования человека в какой-либо форме после его смерти бездоказательно. Существование бога также является мифом. Бога нельзя воспринимать с помощью наших органов чувств. Мир есть не божественное создание, а произвольная комбинация материальных элементов. Глупо поэтому выполнять какие бы то ни было религиозные обряды ради некоего посмертного наслаждения счастьем на небе или ради желания угодить богу. Не следует верить писаниям вед и жрецам, которые, пользуясь доверчивостью людей, зарабатывают себе средства на жизнь.

     Поэтому основной целью жизни разумного человека должно быть наслаждение наибольшим количеством удовольствий здесь, в этой жизни, в существовании которой мы только и уверены. Глупо воздерживаться от удовольствий в жизни просто потому, что иногда они случайно смешиваются со страданием. Это было бы похоже на то, как если бы мы отказались от зерна из-за его шелухи или перестали бы сеять хлеб, опасаясь потравы его скотом. Мы должны стараться извлечь из этой жизни все самое лучшее, как можно больше наслаждаясь ею и избегая, насколько возможно, случайных страданий.

     Подобно эпикурейцам Греции, чарваков в Индии  скорее не любили, чем понимали. В  представлении широких слоев  народа термин «чарвака» олицетворяет что-то недостойное. Осуждается не сама погоня за наслаждением, ибо это в той или иной форме признают и другие философы, но лишь стремление к явно грубым наслаждениям, а также то, что наслаждение чарваки считают самоцелью. Ведь жизнь в обществе станет невозможной, если человек не будет поступаться частью своих наслаждений в пользу других.

1.2. Философская система  джайнизма

     Происхождение джайнизма относится к далеким доисторическим временам. Эта вера передавалась потомству посредством 24 тиртханкаров, то есть достигших освобождения проповедников джайнизма, последним из которых был современник Будды—Вардхамана (Махавира).

     Приверженцы системы джайнизма отвергают  точку зрения чарваков, считающих  восприятие единственно достоверным  источником познания. Они указывают, что если отвергнуть возможность  получения достоверных знаний через посредство вывода и свидетельств других лиц только потому, что они иногда могут вводить в заблуждение, то следует подвергнуть сомнению также и непогрешимость восприятия, так как само восприятие иногда оказывается обманчивым. Кроме восприятия, джайнисты допускают в качестве источников достоверного познания логические выводы и свидетельства. На основе этих трех источников познания система джайнизма строит свое понимание вселенной.

     Восприятие, а равно и вывод говорят  также о существовании душ  во всех живых телах. Без сознательной субстанции, способной управлять материальными субстанциями, тело и чувства не могли бы систематически выполнять свою работу. Душа, по мнению философов джайнской школы, есть не только у животных, но и у растений, даже у пылинок. Души обладают не одинаковой степенью сознательности. Некоторые из них, как, например, души растений или пылинок, обладают только чувством осязания и имеют только осязательное сознание. Однако, как бы ни были развиты чувства, душа, живущая в теле, ограничена в возможностях познания; она ограничена также в силе и подвержена всем видам страданий.

     Тем не менее каждая душа в состоянии  достичь безграничной сознательности, силы и счастья. Эти свойства присущи  самой природе души. Кармы затрудняют их проявление, подобно тому, как облака заслоняют свет солнца. Кармы, то есть силы страстей и желаний души, притягивают к ней частицы материи, которые проникают в душу, подобно тому, как пылинки пронизывают свет пламени или солнца. Словом, кармы являются причиной того, что душа закрепощается материей. Устранением карм душа может снять с себя зависимость и возвратить себе природные совершенства.

     Для освобождения от зависимости необходимы три вещи: полнейшая вера в учение джайнизма, точное знание этого учения и правильное поведение. Правильное поведение состоит в воздержании от несправедливости, лжи, воровства, чувственности и от привязанности к чувственным объектам. Воспитывая в себе правильную веру, правильное знание и правильное поведение, мы получаем возможность контролировать свои страсти, и кармы, сковывавшие душу узами материи, – устраняются. Устранив препятствия, душа вновь обретает свои природные совершенства—безграничную веру, безграничное знание, безграничную силу и безграничное блаженство. Это и будет состоянием освобождения.

     Души, достигшие освобождения, служат только маяками для остальных людей. Джайнизм поэтому является религией сильных и смелых. Это религия  помощи самому себе. Вот почему душа, достигшая освобождения, называется победителем и героем. В этом отношении джайнизм похож на некоторые другие системы индийской философии—буддизм, санкхью и адвайта-веданту.

     Сострадание ко всем живым существам является одной из главных черт джайнской  религии. В связи с этим и в  джайнской философии можно наблюдать  почтительное отношение к мнению других школ. Джайнскне философы отмечают, что каждый объект имеет бесчисленное количество аспектов, и об этом объекте можно судить с различных точек зрения. Каждое суждение о вещах является поэтому правильным лишь по отношению к определенному аспекту вещи, рассматриваемой с частной точки зрения. Следовательно, мы должны помнить об ограниченной природе наших знаний и суждений и должны отказаться от мысли, что та или иная точка зрения дает полное представление о данной вещи. Мы должны защищать и делать более доказательными наши собственные утверждения и в то же время мы должны признавать возможность правильности других точек зрения.

1.3. Буддийская система

     Буддийская  система философии выросла из учения Гау-тамы Будды, хорошо известного основателя буддизма. Чувство скорби при виде болезней, старости, смерти и других несчастий, которым подвержен человек, пробудило сознание Гаутамы. Многие годы он учится, ведет аскетический образ жизни и думает о происхождении человеческих страданий, ища средства для их преодоления. Наконец на него нисходит просветление, результат которого был изложен им в форме, которая стала известной под названием «четырех благородных истин». Это истина о том, что есть страдание; истина о том, что есть причина страдания; истина о том, что есть прекращение страдания, и истина о том, что есть, путь, ведущий к прекращению страдания.

     Первая  истина о наличии страданий имеется  в той или иной форме во всех философских системах Индии. Однако Будда видел, что страдание не просто является чем-то случайным; оно существует повсеместно, во всех формах жизни и во всех видах опыта. Даже то, что кажется удовольствием, в действительности является источником страдания.

     Что касается второй истины, то она выведена Буддой из анализа причинности. Он отмечает, что существование любого явления в этом мире – материального или психического—причинно обусловлено некоторой другой вещью. Нет ничего, что было бы ни с чем не связано и существовало бы совершенно самостоятельно. Поэтому ничего постоянного в этом мире нет. Все вещи подвержены изменению. Наши страдания также вызываются определенными условиями. Страдания зависят от рождения в этом мире. Рождение, в свою очередь, вызвано нашим пристрастием ко всему земному. Сила этого пристрастия притягивает нас к земным вещам. Но наши желания, как это можно проследить, проистекают, в конечном счете, от незнания. Если бы мы имели точнее понимание вещей этого мира, понимали бы их преходящий характер и их причиняющую страдание природу, мы не имели бы к ним пристрастия; тогда прекратилось бы рождение, а вместе с ним и несчастия.

     Поскольку страдание, как и все другое, зависит от определенных условий, оно должно прекратиться, коль скоро будут устранены эти условия. Это третья истина – о прекращении страдания.

     Четвертая истина, – относительно пути, ведущего к прекращению страдания, – сводится к контролю над условиями, причиняющими страдание. Этот путь известен как восьмеричный благородный путь, так как он состоит из восьми ступеней – правильной точки зрения, правильного определения, правильной речи, правильного поведения, правильной жизни, правильных стараний, правильной внимательности и правильной сосредоточенности. Эти восемь ступеней уничтожают незнание и пристрастия, просветляют ум и тем самым порождают совершенную невозмутимость и спокойствие. Страдание совершенно прекращается, а новое рождение становится невозможным. Достижение этого состояния coвершенства есть нирвана.

     Буддизм по религиозным вопросам делится  на две хорошо известные школы: хинаяну и махаяну. Наиболее важным религиозным вопросом, по которому расходятся обе эти школы, является вопрос о том, что представляет собой нирвана. Хинаянисты считают, что цель достижения состояния нирваны заключаемся в том, чтобы избавить индивида от страданий. Представители же школы махаяны полагают, что цель достижения нирваны – не прекращение собственных страданий, а достижение совершенной мудрости, с помощью которой освобожденный может попытаться спасти от страданий все живые существа.

Информация о работе Древнеиндийская этика о назначении человека