Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 15:37, контрольная работа
Добро и зло тесно связаны друг с другом. В большинстве случаев человек скорее интуитивно чувствует, чем знает, что такое добро. При этом нередко то, что считалось злом, по истечении какого-то времени может оцениваться как добро, и наоборот.
В данной работе рассмотрены понятия «добро» и «зло» как исходные понятия морали и как этические категории, представлены примеры теорий соотношения добра и зла.
Введение…………………………………………………………………….3
Добро и зло как исходные понятия морали……………………….…..4
Добро и зло как этические категории…………………………….…...7
Теории соотношения добра и зла…………………………………….8
Заключение………………………………………………………………..10
Список использованных источников……………………………………11
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ
Кафедра
«_____________________________
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Профессиональная этика и этикет»
на тему «Добро и зло как исходные понятия морали»
Выполнила студентка
группы 2305 ПК№7
института ИТиМЭО
специальности СКСиТ
заочного отделения
2 курса
Егорова К.А.
Проверил: ___________________
Санкт-Петербург
2012 г.
Содержание
Введение……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………11
Введение
Исходными категориями нравственности любого человека являются добро и зло. Добро, и только оно, оправдывает себя и вызывает доверие к нему. Отрицательные явления в общественной и личной жизни людей, силы тормоза и разрушения именуются злом. С другой стороны, зло не есть что-то безусловно дурное и отрицательное. Назначение зла - укреплять дух и жизнестойкость, так чтобы тот, кто это зло испытывает, его и преодолевал. Значит, зло необходимо как условие совершенствования личности, оно неприятно, но полезно.
Добро и зло тесно связаны друг с другом. В большинстве случаев человек скорее интуитивно чувствует, чем знает, что такое добро. При этом нередко то, что считалось злом, по истечении какого-то времени может оцениваться как добро, и наоборот.
В данной работе рассмотрены понятия «добро» и «зло» как исходные понятия морали и как этические категории, представлены примеры теорий соотношения добра и зла.
Добро и зло -
предельно общие оценочные
Добро и зло связаны друг с другом: добро - это то, что желательно, ценно само по себе, то, что необходимо сохранить, утвердить, воплотить в своем поведении, а то, что оценивается как зло, - устранить, преодолеть, не допустить. Ценностно-нормативное содержание добра и зла определяется содержанием идеала - представления о нравственном совершенстве.[2] Если идеал понимается как отношения солидарности и гуманности между людьми, то добро заключается в установлении отношений доверия, согласия, взаимопомощи, а зло - в отношениях отчуждения, разобщенности, недоверия, вражды между людьми. Объективным основанием добра является потребность людей друг в друге, во взаимном общении и согласовании своей деятельности. Добро существует и как наиболее общая оценка (нравственно-положительное), и как идеал моральности (абсолютное добро), и как наиболее общее моральное требование, и как реализованная в поведении ценность.
Взаимообусловленность добра и зла обнаруживается явственнее всего в нравственных отношениях: выполняя моральные требования, воплощая требование добра в жизнь, в реальные отношения, люди тем самым расширяют его сферу и ограничивают сферу зла. Нацеленность на добро, решимость его отстаивать может потребовать и активной борьбы со злом, поэтому для реализации идеи добра необходимы не только такие качества, как доброжелательность, милосердие, деликатность, но и такие свойства характера, как мужество, настойчивость, целеустремленность, способность к самоограничению, дисциплинированность и т.д.[2] Добро, таким образом, - это требование совершенствования по меркам человечности, обращенное как к действительности - обществу, его институтам, отношениям людей, так и к самому субъекту морального действия. Идеал добра побуждает к самосовершенствованию, к формированию в себе таких нравственно-волевых качеств, которые позволили бы максимально полно реализовать ценностное содержание этого идеала.
Зло существует
либо в форме стремления к самоутверждению
за счет других, либо в форме безволия,
неспособности сопротивляться давлению
обстоятельств или устоять
В большинстве случаев человек скорее интуитивно чувствует, чем знает, что такое добро. При этом нередко то, что считалось злом, по истечении какого-то времени может оцениваться как добро, и наоборот. Историческое движение общества неизбежно связано с оскорблением каких-то культурных святынь, в том числе и нравственных. Зло может быть также и средством утверждения добра, но нередко обстоятельства не оставляют никакого иного выбора, кроме выбора между большим и меньшим злом.
Добро и зло - это понятия, с помощью которых оцениваются свободные, т.е. сознательные и намеренные, человеческие действия (поступки).[3] Как отдельные люди, так и сообщества людей, как правило, сознательно ориентируются на добро и отождествляют свою деятельность с добром. Зло обычно не декларируется открыто в качестве цели деятельности, оно либо оправдывается как вынужденная мера ввиду угрозы и во избежание еще большего зла, либо вообще камуфлируется нравственно-положительными мотивами и таким образом выдается за добро. Противоположность добра и зла представляется очевидной и абсолютной, тем не менее ни моральное сознание, ни этика не располагают средствами строгого их разграничения.[2]
Содержание
и границы применения понятий
добра и зла связаны с
"Добро" и "зло" - центральные понятия морального сознания.[4] Именно через призму этих понятий происходит оценка поступков человека, всей его деятельности. Эти понятия выработаны моральным сознанием очень давно и уже первые этические системы используют их в своих построениях. Добро является наиболее общим понятием морали, которое объединяет всю совокупность положительных норм и требований нравственности и выступает как идеал. Кроме того, добро может рассматриваться как нравственная цель поведения и в таком случае оно выступает в качестве мотива поступка. В то же время добро - качество человека (добродетель).
Зло противоположно добру. Категория зла является обобщенным выражением представлений обо всем безнравственном, что заслуживает осуждения и должно быть преодолено.
Действовать в морали, значит выбирать между добром и злом. Свободный сознательный выбор человек может сделать лишь тогда, когда он знает, что такое добро и зло, когда он относится положительно к добру и отрицательно ко злу, и когда он, стремясь поступать по линии добра имеет для этого объективные условия и возможности. В то же время нельзя утверждать, что добро это нечто абсолютное, ибо добро и зло взаимосвязаны между собой.[2] Моральная жизнь человека, как правило, противоречива, раздираема противоречивыми стремлениями. С одной стороны человек нацелен на удовлетворение своих желаний, себялюбивых склонностей, частных интересов, с другой стороны, ему присуще сознание долга, ответственности перед другими людьми.
Религиозная этика утверждает, что добро есть выражение воли или разума Бога, зло же фатально присуще человеку: грех, который совершили Адам и Ева является первоисточником существования зла на земле.
Этика гедонизма утверждает, что добро - это то, что доставляет удовольствие или ведет к нему.[4] Добро - это то, что приятно. Только наслаждение, удовольствие, радость - добро; страдание, горе, неудовольствие - зло.
Этика утилитаризма утверждает, что добро - то, что полезно индивиду, а зло - то, что вредно.[4] Однако не всегда человек делает то, что полезно для него, ибо часто он следует такому жизненному правилу: "Зная лучшее, следую худшему". Кроме того, в истории существовали случаи самоотверженного служения человека во имя каких-либо идей - это поведение трудно объяснить утилитарной этикой.
Релятивистская этика утверждает, что различие между добром и злом не заложено в природе, а существует только во мнениях людей.[4] Из этой точки зрения следует, что существует столько равноценных моральных суждений, сколько есть народов и лиц. Главный недостаток релятивистской этической теории заключается в том, что невозможно выделить общечеловеческое содержание морали, т.е. то начало в ней, которое сохраняется в разные исторические эпохи у разных народов. К тому же подобный взгляд часто ведет к имморализму (отказу от морали вообще).
Современные этические теории считают, что определение добра практически невозможно (интуитивизм), либо добро целиком зависит от личного замысла индивида (экзистенциализм).[4]
Существование
добра не подвергается, как правило,
сомнению. Сложнее со злом, которое
некоторые религиозные
Реальные проявления добра настолько многогранны, сложны, что дать четкое определение добра сложно. Добро представляется в виде светлого, успокаивающего, облагораживающего образа. Нет и «чистых» носителей добра. В каждом человеке имеются не только достоинства, но и недостатки.
Скептики античности утверждали, что можно выявить конкретные проявления добра, но невозможно дать определение добра вообще.[1] Хотя человек не может дать четкого определения добра и зла, он все же интуитивно отличает добро от зла – добрые поступки как бы самоочевидны.
Наиболее
категорично говорят о природе
добра и зла религиозные
Религиозная
трактовка добра и зла
Различные подходы к определению добра и зла отмечают те или иные моменты доброго поведения, конкретных проявлений добра. Добро само по себе есть нечто возвышающее человека, поднимающее его над эгоистическими устремлениями.[3] Без добра существование человеческого общества и личности просто невозможно. Зло же вносит дисгармонию в общество, во внутренний мир личности, разрушает исходные ориентиры человеческой жизни.
Добро
заключается в таком качестве,
добродетели человека, как доброта,
которая выражается в соответствующих
установках, нацеленности поведения
человека, в его возможности делать
одни поступки и неспособности совершать
другие.
Заключение
В данной работе рассмотрены понятия «добро» и «зло» как исходные понятия морали и как этические категории, представлены примеры теорий соотношения добра и зла. Ценностно-нормативное содержание добра и зла определяется содержанием идеала - представления о нравственном совершенстве. Взаимообусловленность добра и зла обнаруживается явственнее всего в нравственных отношениях: выполняя моральные требования, воплощая требование добра в жизнь, в реальные отношения, люди тем самым расширяют его сферу и ограничивают сферу зла.