Деловое совещание

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:09, реферат

Описание работы

Деловое совещание - элемент управленческой деятельности руководителя; наиболее распространенная форма управления, позволяющая:
- использовать коллективный разум, знания и опыт специалистов для реше-
ния сложных проблем;
- организовать обмен информацией между отдельными работниками и
структурными подразделениями;
- оперативно доводить конкретные задачи до непосредственных исполнителей.

Работа содержит 1 файл

Деловое совещание.docx

— 27.06 Кб (Скачать)

Деловое совещание 

Определение

   Деловое совещание - элемент управленческой деятельности руководителя; наиболее распространенная форма управления, позволяющая:  
   - использовать коллективный разум, знания и опыт специалистов для реше-

ния сложных проблем;

   - организовать обмен информацией между отдельными работниками и

структурными подразделениями;  
   - оперативно доводить конкретные задачи до непосредственных исполнителей. 
 

Правила проведения

   Начинать совещание нужно вовремя и сразу согласовывать с его участниками правила совместной работы, например ограничение времени выступлений или порядок принятия решений. После чего одному из участников следует поручить ведение протокола.

   Эффективный ход совещания во многом определяется порядком выступлений: от низшей должности участника к высшей, чтобы мнение предыдущего оратора не довлело над последующими выступлениями.

   Залогом активности на совещании является правило, согласно которому должны высказаться все его участники. Это способствует повышенному вниманию к ходу обсуждения проблем.

   Важное значение имеет четкое выполнение своей роли ведущим совещание. Его роль должна предусматривать недопущение отклонения от цели совещания, обсуждения неподготовленных вопросов. Ведущий должен обеспечивать соблюдение этических норм поведения участников, оказывать влияние на корректность и деловую направленность выступлений.

   Если на собрании будет председательствовать руководитель, ему следует начинать заседание с небольшого вступительного слова (3-5 минут). Оно в решающей степени определяет успех или неуспех заседания. В нем надлежит определить: цель собрания и повестку дня; порядок ведения дискуссии; предысторию обсуждаемой проблемы; ее предполагаемые результаты; возможные решения и условия их принятия или отклонения; порядок ведения протокола.

   Время на проведение совещания составляет 40-45 минут. Во время проведения совещания должны даваться несколько минут для отдыха, где-то 10-15 минут. Спустя 50 минут у участников совещания начинает ослабляться внимание, проявляется усталость, утомление. После 90 минут работы внимание и интерес к обсуждаемым проблемам падают. Данный этап специалисты называют периодом отрицательной активности. Оптимальная продолжительность совещания не должна превышать 1 часа.

   В процессе проведения делового совещания очень важно контролировать его ход. Для этого руководителю следует :

  1. Оставаться на нейтральных позициях. Это положительно воздействует на эмоциональное состояние присутствующих.
  2. Постоянно поддерживать разговор.
  3. Немедленно принимать меры в случае возникновения эмоционального напряжения.
  4. Выслушивать мнения всех оппонентов.
  5. Нетерпимо относиться к экскурсам в прошлое и к отклонениям от темы.
  6. При необходимости уточнять сообщения отдельных участников: "Что именно вы имеете в виду?".
  7. Чаще подводить промежуточные итоги, для того чтобы продемонстрировать участникам, что они уже близки к цели.

   Большое значение при проведении делового совещания играет тон разговора. Психологические исследования показывают, что люди часто ориентируются не на содержание высказывания, а на тон выступающего. Эмоциональное возбуждение оратора передается и слушателям.

   Большое значение имеет и правильность самого изложения материала. Грамотность, логичность, эмоциональная окраска - все это обязательное условие любого служебного контакта. Нужно следить за правильным употреблением слов, их произношением, ударением. Большую осторожность необходимо соблюдать при употреблении иностранных слов. Неправильное или параллельное употребление иноязычной лексики ведет, как правило, к ненужным повторениям.

   Завершающий этап организации и проведения совещания - это принятие решения и согласования условий его реализации. Решения на совещании принимается всеми вместе и каждым в отдельности. От того, насколько участнику совещания удалось включить свои идеи и комментарии в общее решение, зависит его эффективность. Принятие решения складывается из пяти этапов: а) установление контактов; б) определение проблемы; в) определение целей; г) изложение мыслей; д) готовность к действию.

   В заключение совещания нельзя забывать определить, кто и что будет выполнять. Последняя задача - проследить за тем, чтобы все получили протокол результатов собрания. 

Подготовка  к совещанию 

   Совещание начинается с определения тщательности его проведения. Совещания проводятся, когда есть необходимость в обмене информацией, выявление мнений и альтернатив, анализе сложных ситуаций. На этом этапе менеджер должен все проанализировать, все альтернативы этой формы работы. Это могут быть решения вышестоящего руководства, возможность решения вопроса по телефону, возможность объединения с другими совещаниями. В случае менеджер убедится в полезности совещания, то его можно проводить.

   После того, как принято решение о необходимости проведения совещания, определяют повестку дня и состав ее участников.

   В повестке нужно определить: содержание обсуждаемых проблем и главную тему совещания, которая должна характеризовать его сущность.

   Эффективность служебного совещания во многом определяется оптимальным подбором его участников. Главной задачей в этой связи является обеспечение участия тех специалистов, которые заинтересованы и компетентны в рассматриваемых на совещании вопросах.

   Для проведения совещания отводится один определенный день в неделю. Это позволяет его участникам правильно спланировать свое рабочее время и надлежащим образом подготовиться к совещанию.

   Как правило, местом проведения значительной части (более 70%) деловых совещаний является кабинет руководителя организации.. В настоящее время на предприятиях есть специально оборудованные для совещаний помещения. Существуют определенные требования к оснащению таких помещений. Например, такое помещение должно иметь хорошую звукоизоляцию, нормальную температуру и влажность воздуха, вентиляцию, удобную для работы мебель и оргтехнику.

   Подготовка участников совещания - последний этап подготовительной работы в процедуре организации деловых совещаний, когда предусматривается предварительное ознакомление всех участников с повесткой дня, необходимыми материалами. Каждый должен знать заранее тематику и задачи совещания. 

Структура протокола

   Протокол совещания - это первичный, официальный документ, составленный по определенной форме и содержащий запись выступлений участников совещания, собрания, заседания и принятые ими решения. На основании данного документа руководство имеет право требовать от сотрудников выполнения порученных им заданий.

   Собрание назначает или выбирает секретаря, который фиксирует в протоколе по поручению собрания наиболее важные моменты:

    1) Достижение цели совещания;

    2) Решение;

    3) Исполнители задания и сроки.

   Далее ниже приводятся те позиции, которые должны быть отражены в протоколе делового совещания:

   1) Дата и место проведения;

   2) Номер протокола;

   3) Краткое содержание обсуждаемого вопроса;

   4) Присутствовали;

   5) Отсутствовали, причины отсутствия;

   6) Копии (фамилия тех, кому предназначены);

   7) Повестка дня по пунктам;

   8) Тема по пункту повестки дня;

   9) Обсудили (кто выпустил);

   10) Постановили (сообщается, что именно);

   11) Выполнения решения возложено на (фамилия);

   12) Сроки исполнения (дата). 

Этапы совещания

  1. Подготовка

    • Определение  целесообразности проведения совещания.

    • Определение  повестки дня.

    • Определение  состава участников.

     • Назначение даты и времени совещания.

     • Определение места проведения.

    • Подготовка участников совещания.

  1. Проведение

      • Продолжительность совещания.

       • Регламент.

       • Протокол.

  1. Подведение итогов и принятия решения.

    Выводы:

    • Определение  тех, кто и в какие сроки  должен выполнить определенный объем  работ.

    • Определение  формы подведения итогов совещания.

    • Принятие решения о широте информирования.  

  1. Контроль над выполнением решения.

     Способы выработки решения.

     • Определение лиц, решения осуществляющих контроль. 

Основные  участники

   Эффективность делового совещания во многом определяется оптимальным подбором его участников. Главной задачей в этой связи является обеспечение участия тех специалистов, которые заинтересованы и компетентны в рассматриваемых на совещании вопросах.

   Организаторы совещания требуют, как правило, участия первых лиц подразделений организационной структуры. Однако более компетентным в решении конкретных задач может оказаться кто-либо из неруководящих сотрудников. Поэтому целесообразно предоставить право руководителю определять, кто будет представлять его подразделение на совещании.

   Во время решения вопроса о составе участников необходимо особенно внимательно подойти к формированию списка по количественным и качественным составом. К участию в совещании необходимо привлечь должностных лиц, которые наиболее компетентны в обсуждаемой проблеме, а ими, как показывает практика, не всегда являются руководители подразделений. Что касается количества участников совещаний, то не следует приглашать столько человек, сколько стульев в зале заседаний (приглашения для массовости). Оптимальный вариант - соответствие количества участников совещания с количеством тех, кто активно участвует в обсуждении вопроса. Основной критерий отбора участников будущей деловой совещания - это компетентность именно в вопросах повестки дня.

   Поскольку деловое совещание предполагает свободную дискуссию, необходимо прежде всего подобрать диспутантов, т.е. достаточно спокойных, выдержанных людей, способных адекватно реагировать на противоположные точки зрения и их авторов. Присутствие последних следует рассматривать в качестве безусловно позитивного элемента дискуссии. Ведь групповое единомыслие губительно сказывается на эффективности принимаемых коллективом решений. 
 
 
 
 

Информация о работе Деловое совещание