Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:57, реферат
Деловое общение, в отличие от других видов общения (социального, личностного, целевого, инструментального, модального) имеет свои собственные сущностные характеристики и признаки. Выделение этих признаков позволит дать более полное и четкое определение понятия делового общения.
Самообладание, умеренность, скромность, мужество, благоразумие - вот те добродетели, которыми, согласно Аристотелю, руководствуется знающий и мудрый человек в общении с другими людьми. Своей актуальности аристотелевское учение о добродетелях не потеряло и в наши дни.
Гуманистическая тенденция в западной этической мысли нашла свое продолжение и в Новое время, в концепции естественных законов Т. Гоббса. Рассматривая естественные законы, как основу нравственного общения людей, Гоббс отождествляет их с теми гражданскими добродетелями, которые способствуют как достижению блага, так и сохранению мира в государстве.
Гуманистическая
тенденция в западной этической
мысли утверждала и другой важный
принцип делового общения, выдвинутый
ранее Конфуцием, - первенство долга
перед выгодой. Наиболее обстоятельное
обоснование он получил в гуманистической
этике И. Канта. Следование долгу
в деловых отношениях у Канта
приобретает более жесткий
Реализация морального закона в практике общения не позволяет, согласно Канту, употребить другого человека как "какую-нибудь вещь", не позволяет обмануть другого человека "ложным обещанием", тем более "калечить его, губить или убивать".
Кант считал, что моральный закон свят, хотя и сам человек " не так уж и свят". Но сама реализация морального закона позволяет человеку ощутить возвышенный характер " своего сверхчувственного существования, подняться над самим собой" в общении с другими людьми.
Эти положения
Канта представляются важными для
цивилизованного российского
Таким образом, гуманистические идеи в западноевропейской этической мысли утверждали в деловом общении "человечность межличностных отношений, включающую в себя уважительное и ответственное отношение к деловому партнеру, осмотрительность в собственных притязаниях, внимание к запросам коллег по работе, подчиненных или начальства"
Наряду
с гуманистической тенденцией в
западноевропейской этической мысли
в контексте политических и экономических
теорий формируется прагматично-
Основной
принцип макиавеллизма "цель оправдывает
средства", а всякие социальные, моральные
факторы признавались как внешние
рамки, которые можно и не учитывать.
Таким образом, принцип экономической
выгоды по существу был возведен на
уровень определенной нормативной
ценности, которой должен следовать
человек в своих деловых
Следующие экономические теории середины 19 века еще больше очищают "экономического человека" от "посторонних" моральных принципов. Это человек, который не только исчисляет свою экономическую выгоду в деловых отношениях, но и оптимизирует свои действия на основе полезности и индивидуальных предпочтений.
Попытки ограничить (неоклассические теории Дж. Кейнса) или расширить мотивационное поле экономического человека в деловых отношениях- (А. Сена, Ю. Эльстер, в теории социально выбора) привели к введению этических мотивов в анализ поведения экономического человека и улучшению структуры побудительных мотивов поведения. Но общая формула поведения экономического человека, предложенная в деловом общении осталась по существу неизменной: максимизация своей экономической выгоды, достижение наиболее удачного сочетания своих потерь и выгод.
Основатель социологической науки О. Конт, считал, что человек - это деятельное существо, но побуждение к деятельности исходит в первую очередь из чувств, а не из разума. Поэтому он утверждал, что любая деятельность человека побуждается чувством и не контролируется разумом. Человек от природы эгоистичен, но у него существуют склонности к любви, бескорыстию, которые и проявляются в общении с другими людьми.
Особый
интерес представляет социологическая
концепция марксизма, в которой
прагматично утилитаристская
Что касается российского официального этикета, его развитие отражено в соответствующих документах. Так, еще в 1747 г. при Елизавете Петровне был опубликован документ из 98 параграфов "Церемония о послах чужестранных государей при Императорском Всероссийском дворе".
В 1827 г. вышел в свет свод протокольных правил "Высочайшие утвержденные этикеты при Императорском Российском дворе", а в 1889 г. был опубликован еще один документ - "Правила светской жизни и этикета".
Лучшие
традиции русского национального этикета
развивались в 19 веке в среде, так
называемой разночинной интеллигенции,
вышедшей из демократических слоев
населения. В это время вырабатывались
принципы новых отношений между
людьми, отвергались, высмеивались бессмысленные
условности, как дворянского этикета,
так и мещанско-купеческой манерности,
провозглашались и
К сожалению,
в современном российском бизнесе
и предпринимательстве лучшие этические
принципы межличностного общения, разработанные
в российской мысли 19 и начала 20 века,
оказались менее
Особенности национальных стилей этики делового общения
Этика делового
общения определяется тем, насколько
успешно учитываются
Знание
национальных и психологических
типов разных народов, их традиций,
уникальности историко-культурного
наследия, их языка, нравов, обычаев, особенностей
темперамента, чувств, природы нации,
душевного склада необходимо деловому
человеку независимо от рода занятий,
профессиональной деятельности, поскольку
оно способствует эффективному общению,
воспитанию уважения культур других
народов, преодолению национального
эгоизма. Сравнивая национально-
Например, представления о таких странах, как:
Россия - связываются с понятиями: "загадочная русская душа", богатство русского языка, русское искусство, литература.
Англия - "страна туманного Альбиона", английский этикет, порядочность, любовь к дому, понимание свободы, спартанское воспитание детей, сознательное самоограничение материальных потребностей.
Деловой
этикет британцев изначально достаточно
формален, протокольные правила соблюдаются
неукоснительно, но по мере продвижения
диалога формализм может
С южными
англичанами уместно
Британцы редко выражают свое несогласие, традиционным для них было и есть умение избегать острых углов во время переговоров.
Используя обаяние, неопределенность и сдержанность в высказываниях, юмор и явное благоразумие, британцы могут смеяться на переговорах, но довольно долго оставаться жесткими. Почти всегда они занимают оборонительную позицию, которую скрывают как можно дольше. Они не любят спешить и даже при отсутствии разногласий редко принимают окончательное решение в процессе переговоров.
Франция - одна из старейших наций в Европе, ораторское искусство, остроумие, французская мода, шарм парижанок.
Это страна
где пунктуальность рассматривается
как высшая форма вежливости. Бизнесмены,
как правило, отличаются консервативностью
и соблюдают всевозможные формальности.
Деловая встреча считается
Французские
бизнесмены тщательно готовятся
к предстоящим переговорам. Они
любят досконально изучать все
аспекты и последствия
Французы достаточно жестко ведут переговоры и, как правило, не имеют запасной позиции, зачастую им свойствен конфронтационный тип взаимодействия, впрочем, поведение может кардинальным образом меняться в зависимости от того, с кем они обсуждают проблемы.
Они не предъявляют
своих требований в начале встречи,
но подводят к ним с помощью
тщательно сконструированных
Следует
учитывать, что французам свойственна
обидчивость которая может
Германия - "страна броккенских великанов", германских рыцарей культуры, учености и романтизма.
Немцы питают огромное уважение к имуществу и собственности. Солидным зданиям, мебели, автомобилям и хорошей одежде они придают большое значение. Уважают звания и титулы. Немецкая пунктуальность является эталоном.