Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:56, статья
Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»).
Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания,
дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно
стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления,
обычай, нрав, характер; так, в одном из фрагментов Гераклита говорится, что
этос человека есть его божество. Отталкиваясь от слова «этос» в значении
характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы
обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими
добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера,
темперамента человека, их также называют душевными качествами.
Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»).
Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания,
дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно
стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления,
обычай, нрав, характер; так, в одном из фрагментов Гераклита говорится, что
этос человека есть его божество. Отталкиваясь от слова «этос» в значении
характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы
обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими
добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера,
темперамента человека, их также называют душевными качествами.
Для точного перевода аристотелевского понятия этического с греческого языка на
латинский Цицерон сконструировал термин «moralis» (моральный). Он образовал его
от слова «mos» (mores – мн. число) – латинского аналога греческого «этос»,
означавшего характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай. Цицерон , в
частности, говорил о моральной философии, понимая под ней ту же область
знания, которую Аристотель называл этикой. В IV веке н.э. в латинском языке
появляется термин «moralitas» (мораль), являющийся прямым аналогом греческого
термина «этика».
Оба этих слова, одно греческого, другое латинского происхождения, входят в
новоевропейские языки. Наряду с ними в ряде языков возникают свои собственные
слова, обозначающие ту же самую реальность, которая обобщается в терминах
«этика» и «мораль». Это – в русском языке «нравственность», в немецком языке
«Sittlichkeit». Они, насколько можно судить, повторяют историю возникновения
терминов «этика» и «мораль»: от слова «нрав» (Sitte) образуется прилагательное
«нравственный» (sittlich) и от него уже – новое существительное «
нравственность» (Sittlichkeit).
В первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» – разные слова,
но один термин. Со временем ситуация меняется. В процессе развития культуры,
в частности, по мере выявления своеобразия этики как области знания за
разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой главным
образом подразумевается соответствующая ветвь знания, наука, а под моралью
(нравственностью) – изучаемый ею предмет.
Итак, что же такое мораль? Данный вопрос является не только исходным, первым
в этике; на протяжении всей истории этой науки, охватывающей около двух с
половиной тысяч лет, он оставался основным фокусом ее исследовательских
интересов. Различные школы и мыслители дают на него различные ответы. Не
существует единого,
бесспорного определения
отношение к своеобразию данного феномена. Размышления о морали оказываются
различными образами самой морали вовсе не случайно. Мораль – больше, чем
совокупность фактов, которая подлежит обобщению. Мораль – не просто то, что
есть. Она скоре есть то, что должно быть. Поэтому адекватное отношение этики
к морали не ограничивается ее отражением и объяснением. Этика также обязана
предложить свою собственную модель нравственности: Философов-моралистов в
данном отношении можно уподобить архитекторам, профессиональное призвание
которых состоит в том, чтобы проектировать новые здания.