Честность как высшая ценность

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 16:24, сочинение

Описание работы

ХХI век…век, когда человеческие ценности приобретают совсем иной смысл. Выбирая жизненную позицию, человек в своих суждениях исходит от своего мировоззрения, мыслей, отношениям к ценностям. А для каждого они разные. Ведь для некоторых беда в том, что хлеб черствый, а для других - бриллианты маленькие. Несмотря на это, человек всегда стремился к идеалу, к высоким духовным ценностям. Одним с этих понятий является «правда».

Содержание

Введение
Честность как высшая ценность
Противоборство правды и лжи
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ЭССЕ ЭТИКА.doc

— 61.50 Кб (Скачать)

Министерство науки  и образования, молодежи и спорта

Харьковский национальный университет им.  В. Н. Каразина

 

 

 

 

Эссе

по этике

на тему:

«Честность  как высшая ценность»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила

студентка философского

факультета III курса

группы ОК-31

Рудченко Виктория

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

  1. Честность как  высшая ценность
  2. Противоборство правды и лжи

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Дети и дураки всегда говорят правду», - гласит

    старинная  мудрость. Вывод ясен: взрослые и  мудрые

                      люди никогда не говорят правду».

Марк Твен

 

ХХI век…век, когда человеческие ценности приобретают совсем иной смысл. Выбирая жизненную позицию, человек в своих суждениях исходит от своего мировоззрения, мыслей, отношениям к ценностям. А для каждого они разные. Ведь для некоторых беда в том, что хлеб черствый, а для других - бриллианты маленькие. Несмотря на это, человек всегда стремился к идеалу, к высоким духовным ценностям. Одним с этих понятий является «правда».

Правда является одной из высших нравственных ценностей и имеет немаловажное значение. Это некоторый образцовый порядок бытия и человеческих отношений, которому необходимо неукоснительно следовать для того, чтобы на земле воцарилась гармония между людьми. В реальном общении порядок правды выражает себя в открытости между людьми, в том, что они честны друг с другом, не лгут, не предают, не подличают. Правда в межличностной коммуникации и в отношениях между группами проявляется в доверии, во внимании и отзывчивости, она предполагает взаимопомощь, поддержку, стремление и способность понять другого, а также раскрыть себя, свои намерения и планы. Правда исключает всякую эксплуатацию, корыстное и расчетливое использование другого как инструмента для достижения собственных целей.

Современный мир невозможно представить без существования законов, но, увы, до сих пор живет убеждение, что правда может быть равно ценным знаменателем законов. Одним из выразителей этой точки зрения является А.И. Солженицын. Он пишет: «Коли бы все жили по правде (т.Е. честно) – и законов не надо». А.Н. Бердяев на примере одного сословия людей доходчиво объяснил причины отрицания житейской ценности–правды. Он писал: «С русской интеллигенцией в силу ее положения, случилось вот какого рода несчастье: любовь к истине, почти, что уничтожила интерес к истине».

 

  1. Честность как высшая ценность

 

 

Как редко в современном  мире мы встречаемся с таким человеческим понятием как честность.

Современный политический мир полностью поставил под вопрос это понятие. Как часто мы слышим громкие и убедительные речи с экранов телевизоров. Политики, следуя высшим моральным качествам, обещают сделать все для избирателей, лишь бы только попасть на политическую арену. Но как только лжезаступники народа попадают в грязное жерло политики, вся честность улетучивается. Наверное, они следуют точке зрения Н.Макиавелли. Он писал: «Итак, разумный правитель не может и не должен быть верным данному слову, когда такая честность обращается против него и не существует больше причин, побудивших его дать обещание. Если бы люди были все хороши, такое правило было бы дурно. Но так как они злы и не станут держать слово, данное тебе, то и тебе нечего блюсти слово, никогда не будет у князя недостатка в законных причинах, чтобы спросить на решение обещания».

Правдивость, говорил Монтень, лежит  в основе всякой добродетели. Действительно, только честное, правдивое отношение  к людям является собственно моральным, ибо оно предполагает признание  чужого достоинства. Мы сами не желаем быть обманутыми и не должны поступать подобным образом по отношению к другим людям.

Правда как адекватная характеристика ситуации противостоит обману или лжи. Если правда соединяет людей, делает их способными к полноценной коммуникации, то обман означает разрыв, отчуждение, взаимное недоверие.

Обманывающий, как правило, своекорыстен, он искажает положение вещей для  того, чтобы в чем – то ущемить  других и утвердить или возвысить  себя, чтобы обогатиться или получить власть нечестно, за чужой счет.

Правда тесно связана с достоинством человека: тот, кто уважает себя самого, не бывает низким лжецом и хитрым обманщиком, он стремится избежать всякого притворства и нечестности, стыдится быть уличенным во лжи, не хочет вводить в заблуждение других людей, ибо уважает их и ценит. Тот же, кто охотно лжет, - не ценит и не уважает других; он ставит их в глупое положение, мешает им правильно сориентироваться, безжалостно сбивает их с толку. Однако при этом он теряет и собственное достоинство.

Дело в том, что нет на свете  ничего тайного, что не стало бы явным. Практически любой обман рано или поздно бывает разоблачен, а человек, единожды солгавший, потом вызывает у окружающих устойчивое недоверие. Как можно верить и доверять тому, кто пытается исказить факты, дезориентирует людей, заводит их в тупик своими ложными обещаниями.

Лжеца не уважают, его презирают  и опасаются, от общения с ним  стараются уклониться. Любителя обманывать не порекомендуют на хорошую работу, не пригласят в гости, с ним  не желают общаться.

Честность в широком смысле слова  это правдивость. Говорить правду нас учат с рождения, родители ведут целую «войну» с детьми за стремление всегда слышать правду. Но, к сожалению, во взрослой жизни правдивость, честность не всегда нужна. Обратите внимание на очевидный факт: у нас весьма распространено убеждение, в том числе, для того чтобы выглядеть более правдоподобной, правда, должна быть слегка разбавлена ложью. Это отражено как в пословицах («Кто не соврет, тот и правды никогда не скажет»), так и в  художественной литературе. Вот, например, как говорит об этом Ф.М. Достоевский: «Желание соврать, с целью осчастливить своего ближнего, ты встретишь даже и в самом порядочном нашем обществе, ибо все мы страдаем этою невоздержанностью, сердец наших. Только у нас в другом роде рассказы; что у нас об одной Америке рассказывают, так это – страсть, и государственные даже люди! Я сам, признаюсь, принадлежу к этому непорядочному типу и всю жизнь страдал от этого… Друг мой, дай всегда немного соврать человеку – это невинно. Даже много дай соврать. Во-первых, это покажет твою деликатность, а во-вторых, за это тебе тоже дадут соврать – две огромных выгоды – разом. Que diable! Надобно любить своего ближнего».

Обвинение во лжи считается глубоким оскорблением, посягательством на честь.

Обманщики часто как бы скрывают от самих себя собственный порок, называя его не ложью, а умом, ловкостью, сообразительностью, хитростью.

Разоблачение демонстрирует им степень их собственного падения, указывает  на резкое расхождение с общепринятыми  нормами нравственности.

Правдивый человек не всегда огражден от необоснованных обвинений  во лжи. Там, где нет непосредственной возможности проверить объективную  ситуацию, мы можем только доверять или не доверять словам конкретной личности. Однако на стороне правдивого человека его моральная правота, которая дает ему уверенность в себе и надежду на торжество той самой высшей правды, которая возносится над несовершенством фактов и их эмпирических проверок и в конечном счете правильно расставляет все точки над «и». Высшая правда нередко выступает не как однократно выявленный факт, но как процесс, который может развертываться во времени и давать благие плоды верных оценок.

Правда указывает на то, что высшая правда не абстрактна, и каждый прикасается к ней  по-своему и со своих позиций.

 

 

2. Противоборство  правды и лжи

 

Противоборство правды и лжи – постоянная составляющая нашей повседневной жизни. Если бы на свете существовала только правда –  только открытые, честные отношения, лишенные эгоизма, мир стал бы раем. Собственно, так и описывается в эзотерической литературе общение светлых духов на высших уровнях бытия: это такой контакт, при котором обман невозможен, ибо духи прозрачны и их мысли и чувства светятся, ничем не скрытые и не затуманенные. Да и обман здесь ни к чему – между духами нет борьбы за блага.

Но земная жизнь материальна, мысли и стремления скрыты здесь  за оболочкой тела, заключены в  непроницаемую черепную коробку, и  узнать что-либо о них мы можем  только косвенно, по словам и поступкам.

К тому же в обыденной  жизни мы все являемся «точками зрения», в результате чего наши интересы способны расходиться с интересами других людей, а то и в корне противостоять им. Поэтому обман оказывается вполне возможен, а нередко практически выгоден и удобен.

Наше несовершенное  бытие поистине пронизано ложью и обманом. Люди обманывают друг друга в личном общении, стараясь получить при этом искомые блага и выгоды, они мошенничают в торговле, лгут в рекламе, умалчивают в средствах массовой информации, обкрадывают друг друга во всех сферах жизни. Существуют профессии, построенные целиком на искусстве лжи.

В человеческом поведении  существует множество форм лживого  поведения:

Одной из них является невыполнение обещаний и договоров, когда одна сторона, заключившая  некое соглашение, подводит другую, не выполнив то, что было договорено.

Подобный обман подрывает  в современном мире основы экономической  жизни. Правдивость и верность слову  стали одной из фундаментальных  добродетелей рыночного общества.

Другая форма обмана – хитрость.

Это действие со скрытым умыслом, изобретательность, умение найти выход из самых разных положений, это изворотливость, ловкость.

Хитрый человек умеет  реализовать свои желания , обойдя запреты  таким образом, что никто не сможет его обвинить в нарушении правил или законов.

Следующая форма обмана – это клевета. Она как правило служит, чтобы убрать с пути мешающего соперника, отнять чужое богатство, отомстить за обиды в прошлом или просто уничтожить другого из зависти.

Клевета – приписывание другому человеку негативных качеств  и проявлений, которыми он не обладает.

Особыми формами обмана выступают ханжество и лицемерие. Это маски добродетельности и  доброжелательства, которые надевают на себя люди, испытывающие на самом  деле вовсе другие чувства. Ханжа  ужасается современным нравам, читает моральную проповедь молодежи, сокрушается по поводу ухудшения воспитания , а сам предается тайным порокам. Строгость нравов есть для него только витрина, ею он тешит свое самолюбие и обретает возможность доминировать над другими, занимаясь нравоучениями.

Лицемер в явной форме  выражает сочувствие другим, в то время  как сам тихо злорадствует, видя чужое несчастье или неудачу.

Определенной разновидностью лицемерия можно считать лесть. Лестью называют неумеренные похвалы, не соответствующие реальным достоинствам человека с целью расположить другого человека к себе, получить покровительство, помощь, поддержку.

Особыми формами обмана являются также разного рода розыгрыши  и шутки, цель которых – не корысть, а забава. Шутка и розыгрыш могут  быть восприняты положительно только тогда, когда они реально не приносят зла, не унижают достоинства человека.

В этической литературе на протяжении столетий обсуждается  тема лжи во спасение или добродетельного  обмана. Подобный обман считается  допустимым, простительным. Хотя Иммануил Кант считал и такую ложь недопустимой, справедливо полагая, что она может не привести к должному практическому результату.

Тем не менее, в жизни  есть целый ряд ситуаций, когда  большинство людей считают обман  не только допустимым, но и единственно правильным поведением.

Интересен также вопрос об умолчании как обмане. В сущности, замалчивание и сокрытие какой-либо информации прямым обманом не является, так же как нельзя назвать обманом  высказывание полуправды. Однако умолчание  способно не меньше дезориентировать других людей, чем прямой обман. Умолчание оставляет пустое место для любых догадок и домыслов. В этом случае умолчание и обман играют одну и ту же роль – они скрывают правду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Говорить правду или  скрывать – человек должен  сам выбрать. Будет ли это «ложь во спасение» или ложь для поддержания авторитета – неважно, важно то, что человек сам выбирает свою жизненную позицию, критерии собственного бытия, устанавливает грани ценностей. И таким образом, человек индивидуально рисует свой выбор. Правда в современном мире выступает как высшая, идеальная, духовная ценность, к которой люди должны стремиться на протяжении всей своей жизни.

Для того чтобы оставаться честным, нужно, в первую очередь, научиться  говорить правду себе. А это так тяжело делать…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.Багров М. «Учебник  по этике» М: Просвещение 1998г.

          2.Достоевский Ф.М. «Собрание сочинений»  М: Художественная  литература  т.5 стр.250.

Информация о работе Честность как высшая ценность