А.С.Пушкин как оновоположник современного русского литературного языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 03:15, реферат

Описание работы

О русском литературном языке написано множество книг и статей. В них рассказывается и о его сложной и прихотливой истории, и о богатстве и выразительной силе этого величайшего национального достояния, и о той важной роли, которую играет русский литературный язык в нашей стране и на международной арене. Являясь живой связывающей нитью поколений, литературный язык впитал в себе все лучшее, здоровое из народной речи. Он воплощает мировоззрение русского народа, отражая, как в зеркале, достижения его национального духа и культуры.

Содержание

Введение---------------------------------------------------------------------------3
1. Пушкин В Истории Русской Литературы--------------------------------4
2. Биография-----------------------------------------------------------------------7
3. Гибель----------------------------------------------------------------------------9
4. Влияние Пушкина На Русскую Литературу-----------------------------12
Заключение------------------------------------------------------------------------15
Литература-------------------------------------------------------------------------16

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 279.07 Кб (Скачать)

    Министерство  образования и науки Российской Федерации

    Федеральное государственное образовательное  учреждение

    среднего  профессионального образования

    «Чебоксарский электромеханический колледж» 
 
 

            Отделение  Общеобразовательное

            

            Дисциплина Русский язык и культура речи

            

            Дисциплина  Эффективные презентации

              
 
 

ИТОГОВАЯ  РАБОТА 

           А.С. Пушкин как основоположник современного русского

              

            литературного языка

            

            

            

ИР.И310.29.И20.И25 
 
 

                                      Выполнил студент   2    курса, группы И3-10

                                      

                                       Степанов Павел Николаевич

                                       (Фамилия  И. О.)

                          (подпись)    (чч.мм.гггг)

                                       Преподаватель Анисимова Х.В.

                                      (Фамилия  И. О.)

                                       Преподаватель Савицкая Е.П.

                                      (Фамилия  И. О.)

                    Защищена 

                                                      (чч.мм.гггг)

                                      с оценкой 

                                      

                  Подпись

                                                      (подпись)              (расшифровка подписи)

2011

      СОДЕРЖАНИЕ

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

2

ИР.И310.29.И20.И25 

 Разраб. 

 Провер. 

 Реценз. 

 Н. Контр. 

 Утверд. 

А. С. Пушкин как  основоположник современного русского литературного языка

Лит.

Листов

10

ЧЭМК

     Введение---------------------------------------------------------------------------3 

     1. Пушкин В Истории Русской Литературы--------------------------------4 

     2. Биография-----------------------------------------------------------------------7

     3. Гибель----------------------------------------------------------------------------9

     4. Влияние Пушкина На Русскую Литературу-----------------------------12

     Заключение------------------------------------------------------------------------15

     Литература-------------------------------------------------------------------------16

 

 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     О русском литературном языке написано множество книг и статей. В них  рассказывается и о его сложной  и прихотливой истории, и о  богатстве и выразительной силе этого величайшего национального  достояния, и о той важной роли, которую играет русский литературный язык в нашей стране и на международной  арене. Являясь живой связывающей  нитью поколений, литературный язык впитал в себе все лучшее, здоровое из народной речи. Он воплощает мировоззрение  русского народа, отражая, как в зеркале, достижения его национального духа и культуры.

     Современный русский литературный язык, ставший  одним из мировых языков, обладает богатейшим лексическим фондом, упорядоченным  грамматическим строем и разветвленной  системой стилей. На нынешнем этапе  развития он противостоит не постепенно исчезающим территориальным диалектам, а ненормированной речи и устарелым  фактам словоупотребления. За время, отделяющее нас от эпохи Пушкина, в нормах русского литературного языка произошли  существенные изменения. Однако это  не разрушило его связи с богатой  культурной традицией. Поэтому было бы ошибочным искусственно ограничивать современный русский литературный язык только фактами живой речи и  произведениями советских писателей. Хорошо об этом сказал Л.В. Щерба: «Литературный  язык тем совершеннее, чем богаче и шире его сокровищница, т.е. чем  больший круг литературных произведений читается в данном обществе. Из того, что в основе всякого литературного  языка лежит богатство всей ещё  читаемой литературы, вовсе не следует, что литературный язык не меняется. Пушкин для нас ещё, конечно, вполне жив: почти ничто в его языке  нас не шокирует. И, однако, было бы смешно думать, что сейчас можно писать в смысле языка вполне по-пушкински».

     

     

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

3

ИР.И310.29.И20.И25

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

4

ИР.И310.29.И20.И25

ПУШКИН  В ИСТОРИИ РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

     В годы, когда Пушкин писал свои первые стихотворения, в русской поэзии шла ожесточенная борьба двух враждовавших между собой направлений. Одним был витийственный классицизм, когда-то возглавлявшийся Державиным, а теперь защищаемый его эпигонами, сгруппировавшимися вокруг «Беседы любителей русского слова» (см.). Ему противостояло новое лит-ое течение, включавшее в себя как представителей «легкого» классицизма (poésie légère), виднейшим вождем к-рого был Батюшков, так и возглавляемых Жуковским сентименталистов. Противоречия между этими школами были остры и непримиримы: если классики старого типа стремились к развитию русской поэзии в тесных границах высокого «витийственного» стиля, то сторонники новых течений отстаивали иные, более «низкие» темы и жанры. Эта борьба не была чисто лит-ой, — в ней отразились противоречия двух различных прослоек господствующего класса — крепостнической «вельможной» верхушки и дворянства, затронутого процессом капитализации и потому либерального. Пушкин быстро определил свою позицию в этой борьбе крепостников и либералов: его симпатии с самого начала были отданы тем, кто боролся за расширение и обогащение поэтической тематики, за теснейшую связь ее с настроениями широких слоев тогдашнего дворянского общества, за выработку нового лит-ого языка.  

     Им  при этом была отдана дань высокому классицизму: в манере витийственной традиции выдержаны напр. «Воспоминания в Царском селе» [1814], так восхитившие Державина. Это стихотворение полно условных приемов, к-рых требовали обветшалые каноны придворно-аристократической оды. Патриотический «восторг» по адресу мудрых царей и храбрых полководцев сочетался в этом произведении с шовинистическими угрозами по адресу врагов дворянского государства.

     

     

Но  Пушкин недолго творил в духе этой традиции. Сохраняя уважение к «вечным труженикам» русской лит-ры XVIII в. (напр. к Тредьяковскому), он стал непримиримо бороться с Сумароковым, «несчастнейшим из подражателей», «вялые и холодные» трагедии к-рого были «исполнены противомыслия» и писались «варварским, изнеженным языком» (статья «О драме»). От пушкинской переоценки не ушел и Державин. «Этот чудак, — писал Пушкин Дельвигу в июне 1825, — не знал ни русской грамоты, ни духа русского языка... мысли, картины и движения истинно поэтические; читая Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

5

ИР.И310.29.И20.И25

его, кажется, читаешь  дурной вольный перевод  с какого-то чудесного  подлинника... у Державина  должно сохранить  будет од восемь да несколько отрывков, а прочее сжечь». Чтобы уяснить  всю строгость  этой оценки, нужно  припомнить, какой  колоссальной популярностью  пользовался в  ту пору автор «Фелицы». Начало этой переоценки классической культуры было положено Пушкин уже в юности: еще воспитанником царскосельского лицея он был избран членом «Арзамаса» и круто повернул в сторону новых поэтических течений.

     

     

В 1817—1820 Пушкин стоит под знаменами эпикурейско-вольнолюбивой поэзии. Примкнув к этому лит-ому лагерю, Пушкин внимательно осваивает поэтическое наследство. Размах этой учебы поражает своей широтой. Пушкин широко использовал наследие классиков — греческих поэтов Анакреона и Сафо, римских — Горация и Тибулла. Он внимательно учился у виднейших мастеров французской эротической поэзии — у Вольтера, Шолье, Грекура и особенно у Парни. Одновременно внимательно и любовно изучалось наследие русских учителей Пушкин — эпикуреистические стихотворения Державина, поэзия Жуковского и Батюшкова. Сентиментальная и легкоклассическая тематика культивировалась им в самых различных своих жанрах. Послание всех видов — к собрату по перу («К Батюшкову», «К Дельвигу» и др.), к любимой женщине («Послание Лиде», «К Наталье»), застольное стихотворение («Пирующие студенты», «Пуншевая песня», «Заздравный кубок»), шаловливый и остроумный мадригал («Венере от Лаисы», «Баронессе Дельвиг»), язвительная лит-ая эпиграмма, пастораль («Блаженство», «Рассудок и любовь», «Вишня»), прославляющая сельскую тишину и уединение идиллия («Городок», «Послание к Юдину»), томная любовная элегия («Цыганы»), романс («Певец»), многочисленные образцы анакреонтической («Торжество Вакха», «Старик», «Фиал Анакреона») и мифологической поэзии («Фавн и пастушка», отрывок из ненаписанной поэмы «Бова») — таковы главнейшие жанры Пушкина лицейского периода. К ним тесно примыкают его политические стихотворения. Жанровая подоснова вольнолюбивой лирики Пушкин так же разнообразна: тут и патетическая гражданская ода в духе Радищева («Вольность», «Кинжал»), и сентиментальное размышление об ужасах крепостного произвола («Деревня»), и шутливая рождественская песенка («Ноэль»), и серия язвительных эпиграмм, направленных против вождей и идеологов политической реакции — Александра I, Аракчеева, архимандрита Фотия, автора консервативной «Истории государства Российского» — Карамзина. Вольнолюбивые произведения Пушкин пользовались в те годы популярностью, Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

6

ИР.И310.29.И20.И25

едва  ли не большей, чем  гораздо более  радикальная по своим  политическим тенденциям поэзия декабристов. Но в то время как  у декабристов (особенно у Рылеева) гражданская  тематика вытесняла  собой прочие виды творчества, например эпикуреистическую лирику, у Пушкин мотивы вольнолюбия окрашивали небольшой поток его поэзии, свободно сосуществуя с мотивами наслаждения жизнью («Здорово, рыцари лихие любви, свободы и вина!»). Вольнолюбие Пушкина политически ограниченно, содержание его не выходит за пределы либерализма.

 

     БИОГРАФИЯ

     

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

7

ИР.И310.29.И20.И25

Пушкин  происходил из разветвлённого нетитулованного  дворянского рода Пушкиных, восходившего по генеалогической  легенде к «мужу  честну» Ратше, современнику Александра Невского. Пушкин неоднократно писал о своей родословной в стихах и прозе; он видел в своих предках образец древнего рода, истинной «аристократии», честно служившего отечеству, но не снискавшего благосклонности правителей и «гонимого». Не раз он обращался (в том числе в художественной форме) и к образу своего прадеда по матери — африканца Абрама Петровича Ганнибала, ставшего слугой и воспитанником Петра I, а потом военным инженером и генералом.

     Дед по отцу Лев Александрович — артиллерии полковник, гвардии капитан. Отец —  Сергей Львович Пушкин (1767—1848), светский острослов и поэт-любитель. Мать Пушкина — Надежда Осиповна (1775—1836), внучка Ганнибала. Дядя по отцу, Василий  Львович (1766—1830), был известным поэтом круга Карамзина. Из детей Сергея Львовича и Надежды Осиповны, кроме  Александра, выжили дочь Ольга (в замужестве Павлищева, 1797—1868) и сын Лев (1805—1852).

     Весной 1820 года Пушкина вызвали к военному генерал-губернатору Петербурга графу  М. А. Милорадовичу для объяснения по поводу содержания его стихотворений (в том числе эпиграмм на Аракчеева, архимандрита Фотия и самого Александра I), несовместимых со статусом государственного чиновника. Шла речь о его высылке в Сибирь или заточении в Соловецкий монастырь. Лишь благодаря хлопотам друзей, прежде всего Карамзина, удалось добиться смягчения наказания. Его перевели из столицы на юг в кишинёвскую канцелярию И. Н. Инзова.

Информация о работе А.С.Пушкин как оновоположник современного русского литературного языка