Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 03:15, реферат
О русском литературном языке написано множество книг и статей. В них рассказывается и о его сложной и прихотливой истории, и о богатстве и выразительной силе этого величайшего национального достояния, и о той важной роли, которую играет русский литературный язык в нашей стране и на международной арене. Являясь живой связывающей нитью поколений, литературный язык впитал в себе все лучшее, здоровое из народной речи. Он воплощает мировоззрение русского народа, отражая, как в зеркале, достижения его национального духа и культуры.
Введение---------------------------------------------------------------------------3
1. Пушкин В Истории Русской Литературы--------------------------------4
2. Биография-----------------------------------------------------------------------7
3. Гибель----------------------------------------------------------------------------9
4. Влияние Пушкина На Русскую Литературу-----------------------------12
Заключение------------------------------------------------------------------------15
Литература-------------------------------------------------------------------------16
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное
среднего профессионального образования
«Чебоксарский
электромеханический колледж»
Отделение Общеобразовательное
Дисциплина Русский язык и культура речи
Дисциплина Эффективные презентации
ИТОГОВАЯ
РАБОТА
А.С. Пушкин как основоположник современного русского
литературного языка
ИР.И310.29.И20.И25
(подпись) (чч.мм.гггг)
Защищена
Подпись
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
2
ИР.И310.29.И20.И25
Разраб.
Провер.
Реценз.
Н. Контр.
Утверд.
А. С. Пушкин как основоположник современного русского литературного языка
Лит.
Листов
10
ЧЭМК
Введение-----------------
1.
Пушкин В Истории Русской Литературы--------------------
2.
Биография---------------------
3.
Гибель------------------------
4.
Влияние Пушкина На Русскую Литературу--------------------
Заключение---------------
Литература---------------
ВВЕДЕНИЕ
О
русском литературном языке написано
множество книг и статей. В них
рассказывается и о его сложной
и прихотливой истории, и о
богатстве и выразительной силе
этого величайшего
Современный
русский литературный язык, ставший
одним из мировых языков, обладает
богатейшим лексическим фондом, упорядоченным
грамматическим строем и разветвленной
системой стилей. На нынешнем этапе
развития он противостоит не постепенно
исчезающим территориальным диалектам,
а ненормированной речи и устарелым
фактам словоупотребления. За время, отделяющее
нас от эпохи Пушкина, в нормах
русского литературного языка произошли
существенные изменения. Однако это
не разрушило его связи с богатой
культурной традицией. Поэтому было
бы ошибочным искусственно ограничивать
современный русский
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
3
ИР.И310.29.И20.И25
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
4
ИР.И310.29.И20.И25
ПУШКИН В ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В
годы, когда Пушкин писал свои первые
стихотворения, в русской поэзии шла ожесточенная
борьба двух враждовавших между собой
направлений. Одним был витийственный
классицизм, когда-то возглавлявшийся
Державиным, а теперь защищаемый его эпигонами,
сгруппировавшимися вокруг «Беседы любителей
русского слова» (см.). Ему противостояло
новое лит-ое течение, включавшее в себя
как представителей «легкого» классицизма
(poésie légère), виднейшим вождем к-рого был
Батюшков, так и возглавляемых Жуковским
сентименталистов. Противоречия между
этими школами были остры и непримиримы:
если классики старого типа стремились
к развитию русской поэзии в тесных границах
высокого «витийственного» стиля, то сторонники
новых течений отстаивали иные, более
«низкие» темы и жанры. Эта борьба не была
чисто лит-ой, — в ней отразились противоречия
двух различных прослоек господствующего
класса — крепостнической «вельможной»
верхушки и дворянства, затронутого процессом
капитализации и потому либерального.
Пушкин быстро определил свою позицию
в этой борьбе крепостников и либералов:
его симпатии с самого начала были отданы
тем, кто боролся за расширение и обогащение
поэтической тематики, за теснейшую связь
ее с настроениями широких слоев тогдашнего
дворянского общества, за выработку нового
лит-ого языка.
Им при этом была отдана дань высокому классицизму: в манере витийственной традиции выдержаны напр. «Воспоминания в Царском селе» [1814], так восхитившие Державина. Это стихотворение полно условных приемов, к-рых требовали обветшалые каноны придворно-аристократической оды. Патриотический «восторг» по адресу мудрых царей и храбрых полководцев сочетался в этом произведении с шовинистическими угрозами по адресу врагов дворянского государства.
Но Пушкин недолго творил в духе этой традиции. Сохраняя уважение к «вечным труженикам» русской лит-ры XVIII в. (напр. к Тредьяковскому), он стал непримиримо бороться с Сумароковым, «несчастнейшим из подражателей», «вялые и холодные» трагедии к-рого были «исполнены противомыслия» и писались «варварским, изнеженным языком» (статья «О драме»). От пушкинской переоценки не ушел и Державин. «Этот чудак, — писал Пушкин Дельвигу в июне 1825, — не знал ни русской грамоты, ни духа русского языка... мысли, картины и движения истинно поэтические; читая Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
5
ИР.И310.29.И20.И25
его, кажется, читаешь дурной вольный перевод с какого-то чудесного подлинника... у Державина должно сохранить будет од восемь да несколько отрывков, а прочее сжечь». Чтобы уяснить всю строгость этой оценки, нужно припомнить, какой колоссальной популярностью пользовался в ту пору автор «Фелицы». Начало этой переоценки классической культуры было положено Пушкин уже в юности: еще воспитанником царскосельского лицея он был избран членом «Арзамаса» и круто повернул в сторону новых поэтических течений.
В 1817—1820 Пушкин стоит под знаменами эпикурейско-вольнолюбивой поэзии. Примкнув к этому лит-ому лагерю, Пушкин внимательно осваивает поэтическое наследство. Размах этой учебы поражает своей широтой. Пушкин широко использовал наследие классиков — греческих поэтов Анакреона и Сафо, римских — Горация и Тибулла. Он внимательно учился у виднейших мастеров французской эротической поэзии — у Вольтера, Шолье, Грекура и особенно у Парни. Одновременно внимательно и любовно изучалось наследие русских учителей Пушкин — эпикуреистические стихотворения Державина, поэзия Жуковского и Батюшкова. Сентиментальная и легкоклассическая тематика культивировалась им в самых различных своих жанрах. Послание всех видов — к собрату по перу («К Батюшкову», «К Дельвигу» и др.), к любимой женщине («Послание Лиде», «К Наталье»), застольное стихотворение («Пирующие студенты», «Пуншевая песня», «Заздравный кубок»), шаловливый и остроумный мадригал («Венере от Лаисы», «Баронессе Дельвиг»), язвительная лит-ая эпиграмма, пастораль («Блаженство», «Рассудок и любовь», «Вишня»), прославляющая сельскую тишину и уединение идиллия («Городок», «Послание к Юдину»), томная любовная элегия («Цыганы»), романс («Певец»), многочисленные образцы анакреонтической («Торжество Вакха», «Старик», «Фиал Анакреона») и мифологической поэзии («Фавн и пастушка», отрывок из ненаписанной поэмы «Бова») — таковы главнейшие жанры Пушкина лицейского периода. К ним тесно примыкают его политические стихотворения. Жанровая подоснова вольнолюбивой лирики Пушкин так же разнообразна: тут и патетическая гражданская ода в духе Радищева («Вольность», «Кинжал»), и сентиментальное размышление об ужасах крепостного произвола («Деревня»), и шутливая рождественская песенка («Ноэль»), и серия язвительных эпиграмм, направленных против вождей и идеологов политической реакции — Александра I, Аракчеева, архимандрита Фотия, автора консервативной «Истории государства Российского» — Карамзина. Вольнолюбивые произведения Пушкин пользовались в те годы популярностью, Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
6
ИР.И310.29.И20.И25
едва ли не большей, чем гораздо более радикальная по своим политическим тенденциям поэзия декабристов. Но в то время как у декабристов (особенно у Рылеева) гражданская тематика вытесняла собой прочие виды творчества, например эпикуреистическую лирику, у Пушкин мотивы вольнолюбия окрашивали небольшой поток его поэзии, свободно сосуществуя с мотивами наслаждения жизнью («Здорово, рыцари лихие любви, свободы и вина!»). Вольнолюбие Пушкина политически ограниченно, содержание его не выходит за пределы либерализма.
БИОГРАФИЯ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
7
ИР.И310.29.И20.И25
Пушкин происходил из разветвлённого нетитулованного дворянского рода Пушкиных, восходившего по генеалогической легенде к «мужу честну» Ратше, современнику Александра Невского. Пушкин неоднократно писал о своей родословной в стихах и прозе; он видел в своих предках образец древнего рода, истинной «аристократии», честно служившего отечеству, но не снискавшего благосклонности правителей и «гонимого». Не раз он обращался (в том числе в художественной форме) и к образу своего прадеда по матери — африканца Абрама Петровича Ганнибала, ставшего слугой и воспитанником Петра I, а потом военным инженером и генералом.
Дед по отцу Лев Александрович — артиллерии полковник, гвардии капитан. Отец — Сергей Львович Пушкин (1767—1848), светский острослов и поэт-любитель. Мать Пушкина — Надежда Осиповна (1775—1836), внучка Ганнибала. Дядя по отцу, Василий Львович (1766—1830), был известным поэтом круга Карамзина. Из детей Сергея Львовича и Надежды Осиповны, кроме Александра, выжили дочь Ольга (в замужестве Павлищева, 1797—1868) и сын Лев (1805—1852).
Весной 1820 года Пушкина вызвали к военному генерал-губернатору Петербурга графу М. А. Милорадовичу для объяснения по поводу содержания его стихотворений (в том числе эпиграмм на Аракчеева, архимандрита Фотия и самого Александра I), несовместимых со статусом государственного чиновника. Шла речь о его высылке в Сибирь или заточении в Соловецкий монастырь. Лишь благодаря хлопотам друзей, прежде всего Карамзина, удалось добиться смягчения наказания. Его перевели из столицы на юг в кишинёвскую канцелярию И. Н. Инзова.
Информация о работе А.С.Пушкин как оновоположник современного русского литературного языка