Значение малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:14, контрольная работа

Описание работы

Предпринимательская деятельность является самостоятельной, инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан, направленной на систематическое получение прибыли (дохода) законным путем. На основе использования действующего законодательства и многих нормативных актов изложена система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства, основные пути и формы финансово-кредитной, материально-технической и другой поддержки, без которой малое предпринимательство не может динамично развиваться.

Содержание

Введение 3
Сущность малого предпринимательства………...…………………………..4
Значение и задачи малого предпринимательства………………………….. 9
Основные роли малого предпринимательства…………………..………...13
Заключение………………………………………………………………………….16
Список используемой литературы………………………………………………...17

Работа содержит 1 файл

Значение малого предпринимательства.doc

— 96.50 Кб (Скачать)
 

Содержание 

Введение 3

  1. Сущность малого предпринимательства………...…………………………..4
  2. Значение и задачи малого предпринимательства………………………….. 9
  3. Основные роли малого предпринимательства…………………..………...13

Заключение………………………………………………………………………….16

Список  используемой литературы………………………………………………...17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Осуществляемые  в нашей стране экономические  реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

    Во  всех экономически развитых странах  государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.

          Предпринимательская деятельность является самостоятельной, инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан, направленной на систематическое получение прибыли (дохода) законным путем. На основе использования действующего законодательства и многих нормативных актов изложена система государственной поддержки  и регулирования малого предпринимательства, основные пути и формы финансово-кредитной, материально-технической и другой поддержки, без которой малое предпринимательство не может динамично развиваться.

    Малый бизнес рассматривается как явление  социальное, обеспечивающее занятость и самозанятость, реализацию предпринимательской инициативы и инноваций, а также другие эффекты, а не как один из основных наполнителей бюджета.  
 

  1. Сущность  малого предпринимательства
 

     Термин  «малое предпринимательство» (МП) имеет  универсальный, синтетический характер. В научной, учебной литературе делались попытки дать определение малому предпринимательству. При этом некоторые авторы отождествляют «малое предпринимательство» и «малый бизнес», другие, напротив, пытаются дать разграничение этим понятиям. Анализ российского законодательства позволяет прийти к выводу, что более правильно определение «малое предпринимательство», а термин «малый бизнес» позаимствован из зарубежной лексики и есть не что иное, как синоним «малого предпринимательства».

     Малое предпринимательство — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение.

     В экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние  и малые предприятия, а также  осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

     Размеры предприятий зависят от специфики  отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших размеров, а напротив, именно малые оказываются для них более предпочтительными.

    Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств - крупных  с тенденцией к монопольным структурам и небольших, складывающихся под  влиянием многих факторов.

      С одной стороны, устойчивой  тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.

     С другой стороны, в последнее время  выявился небывалый рост малого и  среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется  значительных капиталов, больших объемов  оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг.

     Эффективное функционирование малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствуют дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

     Развитие  мелкого и среднего производства создает благоприятные условия  для оздоровления экономики, поскольку  развивается конкурентная среда, создаются  дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие МП ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

     Вместе с тем МП присущи: быстрая реакция на требования рынка; высокий уровень специализации; возможность мобилизации ресурсов на перспективных направлениях.

     Признаки, являющиеся общепризнанными при  качественной характеристике МП:

  • Самостоятельность предприятия
  • Способность к достижению индивидуальных, особых результатов
  • Соединение предпринимателя, инвестора и управляющего в одном лице
  • Личность предпринимателя накладывает существенный отпечаток на облик предприятия, в особенности его связи оказывают решающее влияние на успех предприятия
  • Слабо выражен формальный характер связей: преобладание личных контактов между сотрудниками, а также между сотрудниками и предпринимателем
  • Преобладает тактическое мышление и стратегия краткосрочных решений и действий
  • Деятельность ограничена - регионально или определенными размерами рынка.

     Особенно  показательно слияние трех функций - предпринимателя, инвестора и управляющего в одном лице. Это объединение  трех единиц персонала - одна из самых  заметных характерных черт малых  и средних предприятий, обеспечивающая преимущества, которые при разделении этих функций утрачиваются.

     Качественные  критерии обладают одним недостатком: их трудно измерить. Поэтому исследователи, юристы, статистики используют при  разграничении малых, средних и  крупных предприятий количественные критерии, которые легче поддаются измерению.

    Как правило, наиболее общими  критериальными показателями, на  основе которых субъекты хозяйственной  деятельности относятся к субъектам  МП, является численность персонала  (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода).

    По  данным Мирового банка, общее число  показателей, по которым предприятия  относятся к субъектам МП, превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.

     Но  во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих.

     В соответствии с Федеральным законом  от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации" в нашей  стране статус малого предприятия могут  получить те организации, деятельность которых соответствует следующим критериям:

  • доля государства, общественных, религиозных, благотворительных организаций в уставном капитале малого предприятия не должна быть менее 25%;
  • доля финансовых ресурсов посторонних юридических и физических лиц в уставном капитале малого предприятия не должна быть более 25%;
  • средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
  • в промышленности – 100 человек;
  • в строительстве – 100 человек;
  • на транспорте – 100 человек;
  • в сельском хозяйстве – 60 человек;
  • в научно-технической сфере – 60 человек;
  • в оптовой торговле – 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
  • в остальных отраслях – 50 человек.

         В европейских странах считается  фирма численностью до 200 человек.

В Японии к МП относят 300 человек, в промышленности, строительстве, связи, до 100 человек  в оптовой торговле, до 50 в розничной  торговле и сфере услуг.

 В США имеются деления на мелкие - не более 99 человек, мельчайшие- 20 человек и наимельчайшие - 10 человек.

     Под субъектами МП понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица.

     Уже упомянутый Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной  поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» является основополагающим нормативным актом, в котором даны основные направления государственной поддержки малого бизнеса.

     Таким образом, важно оценить значимость развития МП, способного коренным образом  и без существенных капитальных вложений расширить производство многих товаров и услуг, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Значение и задачи малого предпринимательства.
 

    Ведущей проблемой современного этапа формирования структур в экономике России является разгосударствление  и приватизация имущества государственных монополий. Решается она главным образом через создание мелких, малых, средних предприятий, каждое из которых будет либо ассоциированным, либо единоличным хозяином средств производства и, естественно, производимой им продукции. Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, так как во всех странах мира в сфере малого бизнеса действует очень большое число небольших предприятий самого разнообразного профиля практически во всех отраслях.

        Для современной экономики характерна  сложная комбинация различных  по масштабам производств –  крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, - складывающаяся под влиянием многих факторов.

       С одной стороны, устойчивой  тенденцией научно-технического  прогресса является концентрация  производства. Именно крупные фирмы  располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.

         С другой стороны, в последнее  время выявился небывалый рост мелкого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров.

Информация о работе Значение малого предпринимательства