Ж. – Б. Сэй и Й. Шумпетер. О предпринимательстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 20:27, реферат

Описание работы

Предпринимательство — неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.
Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Предпринимательство обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Ж. - Б. Сэй. Идеи и принципы предпринимательства……………....4
Глава 2. Йозеф Шумпетер. Теория экономического развития……………….6
Заключение……………………………………………………………………...12
Список литературы……………………………………………………………..14

Работа содержит 1 файл

История Предприниательства - Ж.-Б. Сей и П.Шумпетер. О предп.doc

— 30.11 Кб (Скачать)

                                                                                         

Министерство образования  и науки Российской Федерации 
            Российская Академия Предпринимательства 
                        Новосибирский Филиал 
 

                            Кафедра экономической теории

Реферат по курсу: «История Предпринимательства» 
 
       

 Тема: « Ж. – Б. Сэй и Й. Шумпетер. О предпринимательстве» 

 

 

 

 

 

                                                                                              Работу выполнил: 
                                                                                              студент группы М-29з 
                                                                                              Крыслинг  Е.Ю. 
                                                                                              Работу проверил:  

                                                                                              КЭНМ

                                                                                              Горбачева Ю.В.

 

 

                                           Г.Новосибирск

                                                  2009 г.

 

 

                                                Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Ж. - Б. Сэй. Идеи и принципы предпринимательства……………....4

Глава 2. Йозеф  Шумпетер. Теория экономического развития……………….6

Заключение……………………………………………………………………...12

Список литературы……………………………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Введение

   Предпринимательство — неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. 
Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны.  Предпринимательство обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.

   Слово «предприниматель» - это имя, но не личное, а профессиональное. То есть это профессиональное имя человека, родившегося с определёнными задатками и склонностями и реализующего их при определённых обстоятельствах и в соответствующих условиях. История его возникновения уходит в седую старину. На рубеже XVIII-XIX вв. Жан-Батист Сэй (1767-1832 гг.) следующим образом охарактеризовал предпринимателя: «…необходимо, чтобы предприниматель был человеком состоятельным, известным своим умом, благоразумием, любовью к порядку, честностью и чтобы в силу этих свойств он мог получить капиталы, которых сам не имеет». В конце XIX в. произошло разделение понятий «предприниматель» и «собственник на капитал». В первой половине XX в. большой вклад в развитие теории предпринимательства внес Йозеф Аллоиз Шумпетер (1883-1950 гг.). В своей работе «Теория экономического развития» он рассмотрел экономическую систему не как пассивный процесс обращения фондов, а как постоянно развивающуюся динамическую систему.

 

Глава 1. Ж. - Б. Сэй. Предпринимательство.

     Значительный вклад в становление теории предпринимательства внес французский ученый Жан Батист Сэй (1767—1832), который, изучив фундаментальный труд А. Смита «Богатство народов», изложил свою точку зрения на сущность и функции предпринимательства. В «Трактате по политической экономии» (1803 г.) Сэй большое внимание уделяет такой персоне, как предприниматель, «которая отныне не сойдет со страниц экономической теории». Он разработал теорию трех факторов производства (земля, труд, капитал), которые являются источником богатства общества. Согласно этой теории в создании стоимости продукта (товара) равноправно участвуют труд, земля и капитал (отождествляемый со средствами производства), которые соответственно и являются источниками богатства общества — заработной платы, ренты и прибыли. Сэй рассматривал доходы как плату за производительные услуги, оказываемые каждым из трех факторов производства. Если у А. Смита на первом месте стоял предприниматель-земледелец, то у Сэя — промышленный предприниматель. По его мнению, именно промышленники, а не капиталист в собственном смысле слова, не земледелец или рабочий, «почти всегда пассивный», ведут производство и господствуют в области распределения богатства. «Значительное влияние на распределение богатств, — пишет Сэй, — оказывает способность индустриальных предпринимателей. В одной и той же области промышленности предприниматель — умный, деятельный, человек знаний и порядка — приобретает богатство, между тем как другой, не одаренный такими же качествами или натолкнувшийся на неблагоприятные обстоятельства, разоряется».

  Ж.Б. Сэй дает оригинальное толкование сущности предпринимателя: это, считает он, экономический агент, который комбинирует факторы производства, «перетаскивает» ресурсы из сферы низкой производительности и прибыльности в области, в которых они могут дать наибольший результат (прибыль, доход). Следовательно, предпринимательство — это экономическая деятельность, осуществляемая посредством постоянного комбинирования факторов, направленная на эффективное использование всех ресурсов и получение наивысших результатов. По мнению Сэя, человек, капиталы и земля поставляют то, что он называет производительными услугами. Вынесенные на рынок, эти услуги обмениваются в форме заработной платы, процента и ренты. На рынке существует спрос на эти услуги со стороны промышленных предпринимателей (фабрикантов, земледельцев, негоциантов), которые комбинируют производительные услуги с целью производства товаров и удовлетворения спроса на продукты (товары), предъявляемого потребителями. По мнению Сэя, предприниматель стоит в центре классической концепции распределения богатств. «Предприниматели — пишет он, — являются лишь, так сказать, посредниками, ищущими необходимые производительные услуги для изготовления продукта в меру спроса на него». Но из этого следует, что предпринимателями являются те субъекты, которые используют (приобретают) производительные услуги для производства и реализации продуктов в соответствии со спросом на них. Спрос на производительные услуги и является «одним из оснований ценности этих услуг» для предпринимателей. «С другой стороны, агенты производств, люди и вещи, земля, капиталы или промышленники в большей или в меньшей степени, по разным соображениям предлагают свои услуги...» для конкретных потребителей. Благодаря предпринимателю ценность продуктов распределяется между «различными производительными услугами», а различные услуги распределяются между потребителями сообразно их потребностям.

   Он указывал также, что «талант английских предпринимателей» был одним из факторов успеха развития промышленности Англии. Основной тезис Сэя состоит в признании активной роли предпринимателей в создании продукта. Доход предпринимателя, по мнению Сэя, является вознаграждением за его труд, способность организовать производство и сбыт продукции, обеспечить «дух порядка». Предприниматель, указывал он, - это лицо, которое берется на свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт. Сэй разграничивал функции предпринимателя (бизнесмена) и менеджера (управляющего). Труд предпринимателя Сэй считал творческим, труд менеджера – монотонным, рутинным.

   Сэй, как и А. Смит, был сторонником свободного предпринимательства. Он указывал на активный, инновационный характер предпринимательства, связанный не только с поиском, но и с необходимостью создания новых комбинаций факторов производства. Эта точка зрения Сэя является наиболее продуктивной и привлекательной для многих представителей современных теорий предпринимательства, особенно И. Шумпетера.

     Сэй считал, что в производстве взаимодействуют и дополняют друг друга предприниматели (они организуют и правят делом производства), землевладельцы (предоставляют природный материал для производства товаров) и рабочие (создают готовый продукт). Участники производственного процесса не находятся в противоречии, а, наоборот, дополняют друг друга.

    По мнению Сэя , прибыль нельзя рассматривать как вычет из продукта рабочего, она есть результат функционирования капитала. В своей триединой формуле Сэй закрепил за каждым фактором часть совокупного общественного продукта: за трудом – заработную плату, за капиталом – прибыль, за землёй – ренту.

    Широкое распространение получил закон Сэя о реализации – закон рынков. Сэй пришел к выводу, что в условиях рыночной экономики процесс реализации обеспечивается внутренними силами, самой экономической жизнью, соотношением факторов производства. Рыночные силы, по мнению Сэя, исключают возможность общего перепроизводства товаров, экономических кризисов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Йозеф  Шумпетер. Теория экономического развития.

     Йозеф Алоиз Шумпетер - австрийский экономист и социолог, известный историк экономической мысли.

     Талант австро-американского ученого Йозефа Шумпетера проявился в том, что еще в начале века в зачатках массового экономического новаторства он увидел новое качество предпринимателя как главного агента экономического развития. Шумпетер широко понимал роль предпринимателя как человека, обладающего способностью «осуществления новых комбинаций», умением «делать не то, что делают другие, ... и не так, как делают другие», «плыть против течения». По мнению Шумпетера, функция предпринимательства — реформирование производства путем использования разнообразных возможностей для выпуска новых или старых, но произведенных новым способом, товаров, а также открытие новых источников сырья и рынков сбыта.

    В представлении Й. Шумпетера предприниматель:

  • создает новые блага или предлагает прежние, но с новыми качествами;
  • вводит новые, еще не применявшиеся в данной отрасли способы производства;
  • завоевывает новые рынки сбыта или расширяет прежние;
  • использует новые виды сырья; вводит новую организацию дела.

   Он, создал "инновационную теорию предпринимательства" в 1913 году, на основе которой в 30-е годы развил «кондратьевскую циклическую парадигму» в направлении инновационной концепции «длинных волн», изложенную в фундаментальном двухтомнике «Деловые циклы», который вышел в свет в 1939 г. Центральную роль в теории Шумпетера сыграла инновация. Он охарактеризовал ее, «как установление новой производственной функции». Это может быть производство нового товара, внедрение новых форм организации, слияние, открытие нового рынка и т. п. Инновация отличается от изобретения (новации), которое предшествует инновации. Все циклы генерируются инновациями (нововведениями) - конечными результатами внедрения новшеств с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, научно-технического, экологического или другого эффекта.  

 

     Предприниматели, проводя инновационную деятельность во время повышательной волны и передвигая экономику выше равновесия, обеспечивают базу для технологической ренты и, как следствие, благосостояние. Но технологические ренты уменьшаются по мере того, как предшествующие инновации становятся установившейся практикой в экономической жизни. Поэтому появляется понижательная волна.  Шумпетер утверждал, что существует бесконечное количество циклов. Однако для аналитического удобства в своем историческом очерке он представил трициклическую схему: цикл Китчина (3-4 года), Жюгляра (7-11 лет), Кондратьева (48-60 лет). Шумпетер принял без доказательств, что «каждый цикл Кондратьева должен содержать целое число циклов Жугляра, который содержит целое число циклов Китчина». За рамками теории Шумпетера остается причина цикличности инноваций, и соответственно цикличности новаций (изобретений).

    По его мнению, функциональная сущность предпринимателя проявляется в определении и использовании новой комбинации факторов производства, то есть реализации нововведений: “Быть предпринимателем – значит делать не то, что делают другие”.

   Новой комбинацией Й. Шумпетер называет:

•  создание нового, еще незнакомого потребителю материального блага или прежнего блага, но с новыми качествами;

•  введение нового, еще не применявшегося в данной отрасли способа производства;

•  завоевание нового рынка сбыта или более широкое использование прежнего;

•  использование нового вида сырья или полуфабрикатов;

•  введение новой организации бизнеса.

     Й. Шумпетер показал, что главным в предпринимательстве является инновационная деятельность в самом широком значении слова, в то время как право собственности того или иного лица на фирму – не столь существенный признак предпринимательства. Предпринимателем может быть любой человек, способный к творчеству, риску ради достижения коммерческого успеха: директор, администратор, учредитель, или менеджер.

    С точки зрения Й. Шумпетера, предприниматели представляют собой особый тип людей, и их деятельность в определенном смысле является проблемой для общества. Предприниматели выполняют функцию создания чего-то нового, непривычного, неиспытанного, а это противоречит общепринятым нормам и правилам. Поэтому возникает значительное противодействие социальной среды любым попыткам предпринимателя привнести какое-либо новшество. Осуществляя борьбу с консервативной средой, проводя реализацию нововведений и обеспечивая экономический рост, предприниматель становится “созидающим разрушителем” – постоянно ломает устоявшийся ход вещей ради создания нового.

   Что же движет предпринимателем? Ради чего и благодаря чему предприниматель стремится осуществлять инновации?

    Й. Шумпетер выделяет три целевых мотива в деятельности предпринимателя:

•  потребность во власти и влиянии;

•  воля к победе, стремление к успеху;

•  радость творчества.

     Первая группа мотивов связана с мечтой и волей предпринимателя организовать свое дело, а, может быть, и основать династию. Создание собственной империи порождает чувство власти.

    Вторая группа мотивов предопределяется конкуренцией – желанием борьбы не только с соперником, но и с самим собой ради достижения успеха; стремлением подняться вверх по социальной лестнице. Критерием успешной деятельности предпринимателя выступает прибыль.

    Но не только она движет им. Самостоятельное ведение дел рождает радость творчества (третья группа мотивов). Радость творчества способна одухотворить человека, сделать его жизнь счастливой и полноценной, позволяет наслаждаться работой, получать удовольствие от совершаемых дел.

Пример:

    Владелец небольшого  книжного магазина, например, считался  бы предпринимателем в том  случае, если бы искал пути  более эффективного управления  своим бизнесом, а не просто  выполнял текущие задачи вроде  заказа новых книг. В то же  время управляющий предприятием, не являющийся его владельцем, может выполнять функции предпринимателя,  когда принимает решения, нацеленные  на повышение эффективности работы  своей фирмы. 

Информация о работе Ж. – Б. Сэй и Й. Шумпетер. О предпринимательстве