Следует
также отметить то обстоятельство,
что государство в лице его
органов оказывает воздействие
не только в целом на договор в
той или иной сфере предпринимательской
деятельности, но и на отдельные
его условия, в частности на условие
о цене договора. Так, Госкомитет РФ
по строительству и жилищно-коммунальному
комплексу своими документами устанавливает
цены на проектные и изыскательские
работы для строительства на соответствующий
период времени; Федеральная энергетическая
комиссия РФ (ФЭК РФ) утверждает оптовые
цены на газ, реализуемый потребителям
Российской Федерации; в соответствии
с утвержденным Правительством РФ от 29
марта 1999 г. N 347 Порядком устанавливается
обязательное согласование и регистрация
цен на лекарственные средства, включаемые
в соответствующий перечень, а также определяется
порядок установления оптовых и розничных
надбавок к ценам на лекарственные средства,
включаемые в перечень.
Таким
образом, публично-правовые средства регулирования
предпринимательской деятельности
прямо оказывают соответствующее
влияние на содержание частноправовых
средств. Без учета этого обстоятельства
применение частноправовых средств
будет неполным, а возможно, и
ошибочным.
В свою
очередь частноправовые средства непосредственно
используются в публично-правовых отношениях
при осуществлении предпринимательской
деятельности. Так, в соответствии с
п.3 ст.65 НК РФ по заявлению заинтересованного
лица ему может быть предоставлен налоговый
кредит, который оформляется договором
установленной формы между соответствующим
уполномоченным органом и налогоплательщиком.
По существу,
можно утверждать, что многие частноправовые
средства трансформируются в частнопубличные
правовые средства и широко используются
при регулировании предпринимательской
деятельности. Отнесение таких правовых
средств, как, например, договор, исключительно
к инструментам частного права не
отвечает реалиям современного регулирования
отношений в сфере предпринимательства.
Сделанный вывод никак не исключает
возможности использования тех
или иных правовых средств в частных,
в том числе гражданских отношениях,
не принижает значения таких правовых
средств, а лишь расширяет взгляд
на существо данных понятий.
Говоря
о правовом оформлении и защите в
одном случае конкретного (частного),
а в другом - публичного (общественного)
интереса, Е. Суханов, А. Маковский отмечают:
"Отрицать значение обеих этих групп
интересов так же бессмысленно, как
и их взаимодействие и переплетение
в конкретных ситуациях (выделено нами.
- Е.Г., П.Л.). Поэтому границы указанных
областей исторически достаточно подвижны,
изменчивы, что, в частности, связано
с необходимостью достигать согласованности
и взаимодействия частного и публичного
права в регулировании конкретных
общественных отношений". И этим все
сказано.
Нормальное
функционирование предпринимательской
деятельности невозможно без четкого
регулирования корпоративных отношений
и отношений собственности в
рамках осуществления предпринимательской
деятельности хозяйственными обществами
и товариществами. Реализация частноправовых
отношений собственности и соответствующих
имущественных прав невозможна в
ряде случаев без использования
публично-правового инструментария.
Наиболее ярко это видно на примере
реализации прав государства как
собственника. Положение о порядке
назначения и деятельности представителей
Российской Федерации в органах
управления и ревизионных комиссия
открытых акционерных обществ, созданных
в процессе приватизации, акции которых
находятся в федеральной собственности,
а также в отношении которых
принято решение об использовании
специального права на участие Российской
Федерации в управлении ими ("золотой
акции"), утвержденное постановлением
Правительства РФ от 7 марта 2000 г. N 195, решает
весь комплекс вопросов, связанных с реализацией
государством своего права собственности,
в том числе путем назначения соответствующих
представителей, направления предложений
по повестке дня общего собрания акционеров
и т.д.
Особенно
четко видно взаимодействие публично-правовых
и частноправовых средств регулирования
предпринимательской деятельности
при осуществлении поставок продукции
для федеральных государственных
нужд. Даже договор приобретает особое
название - государственный контракт.
Сторонами данного договора являются
государственный заказчик и соответствующие
организации, при этом государственные
заказчики утверждаются Правительством
РФ. Основа заключения государственных
контрактов - федеральные целевые
программы. Финансирование поставок продукции
для федеральных государственных
нужд, в том числе федерального
оборонного заказа, осуществляется в
соответствии с бюджетным законодательством
РФ.
Следует
отметить, что правовое регулирование
предпринимательской деятельности
с использованием как частноправовых,
так и публично-правовых средств
осуществляется нормативными актами,
носящими комплексный характер, включающими
нормы как частного, так и публичного
права, что подтверждается вышеприведенными
примерами.
Все
законодательство о банкротстве
пронизано нормами как публично-правовыми,
так и частноправовыми. Данное положение
подтверждается анализом законодательства
о несостоятельности (банкротстве),
в котором содержится значительное
число норм процессуальных, т.е. публично-правовых.
При реализации
процедур банкротства тесно переплетаются
частноправовые и публично-правовые
средства. Так, при введении процедуры
внешнего управления устанавливается
мораторий на удовлетворение требований
кредиторов, который является, бесспорно,
публично-правовым средством. Можно
сказать, что в целом вся процедура
банкротства в широком понимании
этого правового института есть
публично-правовое средство регулирования
отношений в сфере экономики.
Следует
также иметь в виду особенности
правового положения некоторых
субъектов предпринимательской
деятельности. Правоспособность ряда
коммерческих организаций носит
специальный характер, что определяется
нормами публичного права. Так, кредитные
организации в соответствии с
Законом о банках не могут заниматься
производственной, торговой и страховой
деятельностью.
Существует
множество иных примеров из сферы
правового регулирования предпринимательской
деятельности, свидетельствующих о
тесном переплетении частных и публичных
средств регулирования (рекламный
бизнес, аудит и т.д.).
Таким
образом, особенность предпринимательской
деятельности заключается в том,
что она представляет собой сферу
взаимодействия частных и публичных
интересов, в связи с чем ее
регулирование осуществляется с
использованием публично-правовых и
частноправовых средств. Сегодня нельзя
отнести ту или иную отрасль права
только к частному праву или только
к публичному праву. Предпринимательское
же право, бесспорно, следует отнести
к тем отраслям права, которые
характеризуются сочетанием элементов
публичного и частного права.
При осуществлении
предпринимательской деятельности
частноправовые и публично-правовые
средства неразрывно взаимодействуют.
При этом публично-правовые средства,
как правило, предшествуют применению
частноправовых.
Единство
и взаимодействие частно- и публично-правовых
средств основывается на использовании
общих категорий и понятий, разработанных
в теории права, таких как норма
права, запреты, разрешения, ответственность
и т.д.
Субъекты
частноправовых и публично-правовых
отношений, субъекты, использующие частноправовые
и публично-правовые средства, часто
совпадают в одном лице. Так, Российская
Федерация, ее субъекты, муниципальные
образования, являясь субъектами публичного
права, одновременно могут выступать,
и часто выступают, в качестве
субъектов частного права. Например,
в арбитражной практике и практике работы
Третейского суда при Межбанковском финансовом
доме все чаще встречаются дела, в которых
публично-правовые образования выступают
в качестве ответчиков по искам коммерческих
банков о взыскании соответствующих денежных
средств на основании договоров поручительства,
заключенных публично-правовыми образованиями
в лице их органов с банками в порядке
обеспечения исполнения кредитных договоров.
Происходит
сближение частноправовых и публично-правовых
сфер регулирования, что выражается,
в частности, в значительном повышении
роли суда в разрешении возникающих
в сфере предпринимательства
споров при применении публично-правовых
средств, например обжалование действий
государственного органа при отказе
в выдаче лицензии.
Широкое
применение публично-правовых средств
регулирования предпринимательской
деятельности нельзя рассматривать
как государственное вмешательство
в частноправовые отношения. Указанное
обстоятельство лишь подчеркивает необходимость
сочетания этих средств, без чего невозможно
эффективно осуществлять предпринимательскую
деятельность на современном этапе развития
экономики.
Частное
право не может существовать без
публичного, поскольку нормы публичного
права гарантируют эффективное
применение норм частного права, а частноправовые
средства обеспечиваются, гарантируются
публично-правовыми средствами.
Соотношение
использования частноправовых и
публично-правовых средств регулирования
в сфере предпринимательской
деятельности не является постоянным.
Оно зависит от конкретных условий
развития экономики. В тех странах,
где рынок сформировался и
основные принципы рыночной экономики
эффективно функционируют, использование
публично-правовых инструментов регулирования
сведено к минимуму (например, США,
Япония и др.). Там же, где происходит
процесс становления рыночной экономики,
где имеются особенности исторического
и географического характера, роль
публично-правовых средств регулирования
весьма существенна. Представляется, что
к таким странам относится, в
частности, Россия.
В заключение
хотелось бы отметить, что наука
предпринимательского права имеет
в качестве своего объекта изучения
закономерности правового регулирования
предпринимательской деятельности,
в том числе связанные с
взаимодействием частноправовых и
публично-правовых средств регулирования
предпринимательских отношений. Научные
исследования по указанной проблематике
остро необходимы теории и практике. Исследование
тех или иных явлений в сфере предпринимательской
деятельности лишь с позиций частного
или публичного права не дает полной и
всесторонней картины явления, не позволяет
достичь цели всестороннего изучения
сложных отношений в сфере предпринимательства,
предложить действенные способы совершенствования
правового регулирования предпринимательских
отношений, которые можно охарактеризовать
как частно-публично-правовые.
Вывод:
Предпринимательская
деятельность, или, что одно и
то же, предпринимательство, представляет
собой самостоятельную, осуществляемую
на свой риск деятельность, направленную
на систематическое получение
прибыли от пользования имуществом,
продажи товаров, выполнения работ
или оказания услуг лицами, зарегистрированными
в этом качестве в установленном
законом порядке.
Анализ
данного определения позволяет
прийти к выводу о том, что
предпринимательская деятельность
характеризуется следующими признаками:
1) получение прибыли как цель
и функция предпринимательской
деятельности. При этом речь идет
не о разовом, а о систематическом,
регулярном (в виде промысла) получении
прибыли; 2) самостоятельность предпринимателя
(организационная и имущественная);
3) предпринимательский риск.
Наиболее
обоснованной и адекватно отражающей
реалии сегодняшнего этапа развития
системы российского права представляется
точка зрения, согласно которой
предпринимательское право - самостоятельная
комплексная интегрированная отрасль
российского права, имеющая тенденцию
перерастания в основную отрасль.
Список
литературы:
- Конституция
РФ.
- Гражданский
Кодекс Российской Федерации. М.,1996.
- В.К. Мамутова.
Хозяйственное право. Учебник. Киев, 2002
- Анохин В.С.
Предпринимательское право.
- Катькало
В.С., Панибратов А.Ю. М., 1999. Основы бизнеса:
учебник.-СПб.: Изд. Д.С.Петербург Гос.ун-та,
2006.
- Семеусов
В.А., Тюкавкин А.А., Пахаруков А.А. Правовые
проблемы предпринимательской (экономической)
деятельности. Иркутск, 2001.