Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 00:09, доклад
Франц Антон фон Герстнер, Иоган Людвиг Генрих Юлий Шлиман, Франциск Лукич Скорина, и многие другие.
В 1517 году основывает в Праге типографию и издаёт кириллическим шрифтом «Псалтырь», первую печатную белорусскую книгу. Всего на протяжении 1517—1519 годов переводит и издает 23 книги Библии. Меценатами Скорины были Богдан Онков, Якуб Бабич, а также князь, воевода трокский и великий гетман литовский Константин Острожский.
В 1520 году переезжает в Вильну — столицу Великого княжества Литовского, где основывает первую на территории государства типографию. В ней Скорина в 1522 году издаёт «Малую подорожную книжку»[17] , а в 1525 году «Апостол».
В 1525 году умирает один из спонсоров виленской типографии Юрий Одверник, после чего издательская деятельность Скорины останавливается. Он женится на вдове Одверника Маргарите (скончалась в 1529 году, оставив маленького ребенка). Спустя несколько лет один за одним умирают другие меценаты Скорины — виленский бурмистр Якуб Бабич (в доме которого и была типография), затем Богдан Онков, а в 1530 году году и воевода трокский Константин Острожский.
В 1525 году последний магистр Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский провел секуляризацию Ордена и провозгласил светское Прусское герцогство, вассальное по отношению к Королевству Польскому. Магистр был увлечен реформаторскими переменами, которые в первую очередь касались церкви и школы. Для книгоиздательского дела Альбрехт в 1529 или 1530 году пригласил в Кёнигсберг Франциска Скорину. Пишет сам герцог: «Не так давно приняли мы прибывшего в наше владение и Прусское княжество славного мужа Франциска Скорину из Полоцка, доктора медицины, почтеннейшего из ваших граждан как нашего подданного, дворянина и любимого нами верного слугу. Далее, поскольку дела, имущество, жена, дети, которых у вас оставил,— отсюда его зовут, то, отъезжая туда, покорнейше просил нас, чтобы письмом нашим поручили Вашей опеке…»[18].
В 1529 году умирает старший брат Франциска Скорины Иван, кредиторы которого выставили имущественные претензии самому Франциску (видимо, отсюда и спешный отъезд с рекомендательным письмом герцога Альбрехта). Скорина вернулся в Вильну, забрав с собой печатника и иудея-лекаря. Цель поступка неизвестна, но «краже» специалистов обиделся герцог Альбрехт и уже 26 мая 1530 года в письме к воеводе виленскому Альбрехту Гаштольду потребовал возвращения людей.
5 февраля 1532
года кредиторы покойного
В 1534 году Франциск Скорина предпринял поездку в Московское княжество, откуда его изгнали как католика, а книги сожгли[20].
Около 1535 года Скорина переехал в Прагу, где, скорее всего, работал врачом или, маловероятно, садовником при королевском дворе. Распространённая версия о том, что Скорина занимал должность королевского садовника по приглашению короля Фердинанда I и основал знаменитый сад на Градчанах, не имеет под собой серьёзных оснований. Чешские исследователи, а вслед за ними и иностранные историки архитектуры, придерживаются канонической теории, что «сад на Граде» был заложен в 1534 году приглашёнными итальянцами Джованни Спацио и Франческо Бонафорде[21][22]. Близость имён Франческо — Франциск породила версию о садовнической деятельности Скорины, тем более, что в переписке между Фердинандом I и Богемской палатой чётко отмечается: «мастер Франциск», «итальянский садовник», который получил расчет и уехал из Праги около 1539 года[23]. Однако в грамоте 1552 года Фердинанда I сыну тогда уже покойного Франциска Скорины Симеону есть фраза «наш садовник»[24]. Чем на самом деле Франциск Скорина занимался в Праге последние годы жизни — в точности неизвестно. Вероятнее всего, практиковал как врач.
Точная дата его смерти не установлена, большинство учёных предполагают, что Скорина скончался около 1551 года, поскольку в 1552 году его сын Симеон приезжал в Прагу за наследством.
Алессандро Росси (21.11.1819 – 28.02.1898) итальянский предприниматель. Был сенатором и внес большой вклад в экономику страны путём проведения реформ в текстильной промышленности.
Получив в 1845 году от отца фабрику по обработке шерсти, Росси путём применения самых современных на тот момент технологий добился того, что она заняла одно из главных мест в промышленности Италии. Известен также тем что строил для своих рабочих жильё, улучшал условия их труда и даже поставил памятник рабочему. как расширяющаяся фабрика требовала всё больше рабочих, Росси решил построить для рабочих жилой район. Район был спроектирован на юго-западе Скио и занял площадь более 152 000 квадратных метров.
Первоначально проектирование было доверено архитектору Карегаро Негрин, который стремился спроектировать район, окруженный зеленью, с дорогами и проспектами. В действительности был принят более практичный план.
Квартиры были разделены на четыре класса. Квартиры первого и второго класса были предназначены для руководитей и инженеров, и расположены в основном на главной улице. Дома вместо третьего и четвёртого класса были предназначены работникам и располагались во внутренней части района.
Кроме жилых
домов, были выстроены ещё объекты инфрастр
Джедедайя Стратт (1726 – 1797) британский предприниматель из Белпера, Дербишир, Англия. Занимался промышленным производством трикотажных изделий из хлопка.
Стратт и его свояк Уильям Вуулат разработали приспособление для чулочно-ткацкого станка, позволившее производить чулки в рубчик. Их машина стала известна как рубчатая машина Дерби, и производимые таким образом чулки быстро приобрели популярность. Джедедайя родился в Саут-Нормантон возле Алфретона в Дербишире в крестьянской семье в 1726 году.
В 1740 году он стал учеником колесника в Финдерне[2]. В 1754 году он унаследовал небольшое животноводческое хозяйство от дяди и 1755 году в Дербишире женился на Элизабет Вуулат. Он переехал в Блэквелл, где была унаследованная им ферма, и, кроме того, создал бизнес по перевозке угля из Денби в Белпер и Дерби.
Свояк Стратта, Уильям Вуулат, нанял некоего мистера Ропера из Локо, который подал идею усовершенствования чулочно-ткацкого станка для вязания ребристых чулок[2]. Он сделал один или два образца, которые показал своим друзьям, хотя ему не хватало интереса (и капитала), чтобы развить идею. Вуулат посовещался со Страттом, который продал лошадь и купил у Ропера его изобретение за 5 фунтов стерлингов. Стратт и Вуулат превратили устройство в работоспособную машину, которая в итоге была запатентована в 1759 году.
Их машина стала известна как «Derby Rib», и производимые ими чулки быстро стали популярны. Хлопок был дешевле шёлка и удобнее шерсти, но спрос значительно превышал предложение.
Стратт, и другой предприниматель, Сэмюэль Нид, были представлены Ричарду Аркрайту во время его приезда в Ноттингем примерно в 1768 году, и приспособили его прядильную машину для вращения силой лошади, с намерением построить фабрику, но лошади были признаны неудовлетворительным источником силы. В Дерби Джон Ломбе построил успешную шёлкопрядильную фабрику с использованием энергии воды. Стратт и Нид присоединились к Аркрайту в строительстве хлопчатобумажной фабрики в Кромфорде, используя то, что теперь называется водяным станком Аркрайта. Он был первым в своём роде в мире, положив, тем самым, начало промышленной революции.
В 1777 году Стратт купил землю для своего первого завода в Белпере, который в то время был деревушкой вязальщиц и прядильщиков. В 1781 году он купил у Вальтера Матера старую кузницу на Макени у Милфордского моста. Фабрика в Белпере была открыта в 1778 году, в Милфорде — в 1782 году. Для каждой фабрики Стратт построил длинные ряды домов для работников, и обе эти фабрики сегодня являются частью объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Со временем, количество фабрик Стратта выросло до восьми, население Белпера к середине XIX века достигло 10 тысяч человек, что сделало его вторым по величине городом в стране.
Джедедайя умер
в 1797 году и был похоронен в униатской
часовне в Филд-Роу, Белпер.
Уильям Стратт (1756—1830) — предприниматель из Белпера, Англия. Был успешным архитектором, спроектировал многие из мостов в Дерби, в 1810 году создал проект первого здания Дербиширской главной больницы. В 1779 году он стал почётным гражданином Дерби, что позволило ему участвовать в голосовании на выборах в Парламент. Он был одним из основателей Философского общества Дерби, а также был его президентом в течение двадцати восьми лет.[1] Являлся членом Лондонского королевского общества.
Стратт был первым сыном Джедедайи Стратта, и возрасте четырнадцати лет, после получения хорошего образования, Уильям стал помогать отцу в делах. Он также унаследовал от отца способности к занятию механикой и, по слухам, придумал движущегося мула за несколько лет до Ричарда Робертса, запатентовавшего его в 1830 году, хотя уровень развития технологий и не позволил бы воплотить проект.
Уильям занимался технической стороной семейного бизнеса, тогда как его братья, Джозеф Стратт и Джордж Бенсон, взяли на себя, соответственно финансы и управление. Они стали известны как W.G. and J. Strutt.
Одним из наиболее важных достижений Стратта была разработка огнеупорных конструкций и технологий на текстильных фабриках и их внедрение в различных областях. Пожары были основной проблемой фабрик XIX века, особенно если они работали с горючими материалами. Когда в 1788 году сгорела фабрика аббатства Дарли, её перестроили, защитив балки листами жести. Многие английские инженеры в те годы работали над проблемами огнезащиты, имевшими поистине государственное значение.