Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 12:34, реферат
Историческая эволюция различных способов производства, торговли, обмена и т.д. глубоко связана с историей религий. Все национальные и мировые религии не только занимались духовно-нравственными вопросами, но и непосредственно вмешивались в повседневную хозяйственную и экономическую деятельность людей, санкционируя божественным авторитетом отношения собственности, владения, определенный тип имущественных отношений людей, благословляя одни виды экономической деятельности и осуждая другие.
Взаимосвязь
традиций ведения
хозяйственно-
Историческая эволюция различных способов производства, торговли, обмена и т.д. глубоко связана с историей религий. Все национальные и мировые религии не только занимались духовно-нравственными вопросами, но и непосредственно вмешивались в повседневную хозяйственную и экономическую деятельность людей, санкционируя божественным авторитетом отношения собственности, владения, определенный тип имущественных отношений людей, благословляя одни виды экономической деятельности и осуждая другие.
Религия всегда давала традиционное духовное обоснование экономических процессов, формировала духовные стимулы хозяйственной деятельности и нравственные критерии экономического поведения в обществе. В наибольшей степени данное положение относится к протестантизму, в свое время актуализировавшему проблему духовно-религиозных аспектов экономической деятельности. Все большее значение протестантская «хозяйственная этика» приобретает в современной России в условиях перехода к рыночной экономике.
Хозяйственно-
Руководители протестантских конфессий в России рассматривали себя в качестве наследников Реформации, протестантской морали, которая способствовала подъему экономики в странах Европы и Америки. Они были убеждены в том, что именно религиозная этика может стать основным стимулом развития капиталистической экономики, хозяйственного предпринимательства и бизнеса. «Люди, примыкавшие к движениям, в основу которых было положено евангельское учение, в конце концов незаметно для себя приходили к поднятию их экономического благосостояния. Все протестантские страны в Европе и Америке экономически расцветают. Над ними исполнилось слово Христа. Они искали прежде всего царство Божие, а богатство человеческое им приложилось»1.
И сегодня протестантское
отношение к хозяйственно-
Религиозно-этические
принципы протестантизма делали последователей
протестантских конфессий самыми добросовестными
работниками. Как отмечал Ф. Капелюш,
«подобная религиозная
Современные протестантские
конфессии в России в своем
отношении к хозяйственно-
Богатый опыт решения острых проблем, порожденных современной индустриальной экономикой, имеется у католической церкви. Ее отношение к хозяйственно-экономической деятельности органически связано с социальной доктриной католической церкви, берущей свое начало от энциклики папы Льва XIII «Рерум новарум» (1891). Католическая церковь исходит из общечеловеческого характера нравственных, этических норм: из признания человеческой личности высшей ценностью в мире, свободы и достоинства человека, его ответственности за свои дела, солидарности между людьми.
Труд в католическом религиозном сознании неотделим от человека и принадлежит полностью тому, кто выполняет его и чьим достоянием он является. Труд есть также призвание каждого человека. Человек выражает себя в труде и самоосуществляется в своей трудовой деятельности. Эти положения энциклики «Рерум новарум» были развиты в дальнейшем, в частности, в энциклике нынешнего папы Иоанна Павла II «Лаборем экзерценс» и его окружном послании «Центезимус аннус», посвященном столетию «Рерум новарум». В окружном послании отражаются современные взгляды руководства католической церкви на проблему труда, экономики и предпринимательства. Оценивая предпринимательскую деятельность, папа подчеркивает ее положительные стороны: старание, усердие в труде, осмотрительность перед лицом разумного риска, заслуженное доверие и верность в межличностных отношениях, энергию в претворении в жизнь трудных и мучительных решений, которые необходимы для совместного труда предприятия для преодоления возможной неблагоприятной ситуации. Источником данных позитивных аспектов предпринимательства, и это, пожалуй, самое главное и ценное, является свобода человеческой личности, выражаемая в хозяйственно-экономической, как, впрочем, и во многих других сферах деятельности человека. В послании подчеркивается, что в настоящее время решающим фактором производства становится сам человек, его способность к познанию, организаторской работе и его понимание нужд других людей.
Стремление к предпринимательству было характерно и для старых форм русского сектантства (скопцы, духоборы, молокане), последователи которых были заинтересованы в развитии товарно-денежных рыночных отношений, хотели свободы хозяйственной деятельности, денежного и имущественного благосостояния. Среди скопцов нередко встречались банкиры и собственники меняльных контор, среди духоборов и молокан - крупные землевладельцы, скотоводы, торговцы, руководители и владельцы мелких заводов, промысловых артелей, мастерских.
Не менее высоким
был престиж труда и
Весьма интересен
опыт хозяйственно-
Многовековая
история русских православных монастырей
свидетельствует: несмотря на то, что идеал
монашествующих лежит в сфере благочестия,
смирения, нестяжания, в ощущении собственной
греховности, в физическом подвиге (постах,
воздержании и т.п.), в размышлениях о Боге,
что основные элементы человеческого
бытия - труд, собственность, знания, человеческие
связи, сама жизнь провозглашались ценностями
весьма относительными, все же монастыри
накопили богатейший опыт хозяйственной
и предпринимательской деятельности.
Традиции монастырского хозяйства в России
были прерваны и насильственно разрушены
в первой четверти XX века. В настоящее
время идет процесс восстановления русских
православных монастырей и воссоздания
всех сфер их традиционной деятельности,
в том числе - хозяйственно-
Современное русское
православное монашество - это религиозно-церковный
институт, объединяющий лиц, которые
рассматривают изоляцию от внешнего
мира как идеальную форму служения
Богу. Поэтому монастырь сегодня
предстает как малая социальная
группа особого рода. Его функционирование
определяется религиозными потребностями
монашествующих, но не только ими. Важную
роль в жизнедеятельности монастырей
играют социальные и экономические стимулы.
И хотя русский православный монастырь
- не трудовая община, современные монастырские
уставы рекомендуют следовать примеру
отцов монашества и не гнушаться никакого
труда. Почти в каждом монастыре сегодня
есть сад, огород, пасека, мастерские, и
все работы по обслуживанию монастырского
хозяйства выполняются силами наемных
рабочих.Конечно, среди последователей
православия есть люди, которые считают,
что надо быть дальше от «мира сего» и
его «земных» интересов: политических,
социальных, экономических. Однако, нельзя
отрицать и того, что в православии есть
не только трудовые и хозяйственно-
Сущность православного
подхода к хозяйственной
Во-первых, в душе человека существует внутренняя связь между религиозными убеждениями и хозяйственной деятельностью. Хозяйственная энергия одним из своих условий имеет признаки природного мира как блага или ценности. Христианство, и православие в том числе, приемлет мир как творение Божие, возглавляемое человеком.
Во-вторых, человек
не только познающий, но и хозяйственный
логос мира, господин творения. Ему
принадлежит право и
В-третьих, призывая человека любить мир, православие в то же время зовет его к освобождению от мира, чтобы человек ставил духовные интересы выше материальных, понимал, что не создание земных ценностей есть главная цель человеческой жизни, смысл его бытия. Приоритет духовного над материальным, христианский аскетизм и послушание как религиозная установка создают особый тип хозяйственного деятеля в православии. Человек должен проходить свое хозяйственное служение, каков бы ни был его социальный статус, с чувством религиозной ответственности перед Богом.
С.Н.Булгаков писал: «Христианство освободило и реабилитировало всякий труд, в особенности хозяйственный, и оно вложило в него новую душу. В нем родился новый хозяйственный человек, с новой мотивацией труда. Эта мотивация носит в себе черты соединения мироотреченности и мироприятия в этике хозяйственного аскетизма, причем именно это соединение противоположностей в напряженности своей и дает наибольшую энергию аскетического, религиозно-мотивированного труда. Этот свободный аскетический труд есть та духовно-хозяйственная сила, которою утвержден фундамент всей европейской культуры»6.
В-четвертых, православие
освобождает хозяйственную
Православие не
против созидательного труда, не против
рыночной экономики и