Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:02, курсовая работа
Ю.А.Дмитров и Г.Г.Черемных, определяя судебную власть, предпочли традиционный путь. Они охарактеризовали ее как «самостоятельное публично-правовое образование, представляющее собой систему специальных государственных и муниципальных органов, обладающих предусмотренными законом властными полномочиями, направленными на установление истины, восстановление справедливости, разрешение споров и наказание виновных, решения которых обязательны к исполнению всеми лицами, которых они касаются».
Понятие судебной власти…………………………………………………… 2
Суды в системе государственных органов……………………………….. 3
Система, состав и структура Высших Хозяйственных Судов в Республике Беларусь. Статус судей……………………………………………………… 8
Порядок формирования и структура Высшего Хозяйственного Суда.. 16
Руководство Высшего Хозяйственного Суда…………………………….. 19
Заключение…………………………………………………………………… 24
Список использованных источников…………………………………….. 28
Оглавление
Понятие
судебной власти……………………………………………………
2
Суды
в системе государственных
органов………………………………..
3
Система,
состав и структура
Высших Хозяйственных
Судов в Республике
Беларусь. Статус судей………………………………………………………
8
Порядок
формирования и структура
Высшего Хозяйственного
Суда.. 16
Руководство
Высшего Хозяйственного
Суда…………………………….. 19
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников……………………………………..
28
Понятие судебной власти
Ю.А.Дмитров и Г.Г.Черемных, определяя судебную власть, предпочли традиционный путь. Они охарактеризовали ее как «самостоятельное публично-правовое образование, представляющее собой систему специальных государственных и муниципальных органов, обладающих предусмотренными законом властными полномочиями, направленными на установление истины, восстановление справедливости, разрешение споров и наказание виновных, решения которых обязательны к исполнению всеми лицами, которых они касаются».
Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей.
Суды защищают гарантированные Конституцией Республики Беларусь и актами законодательства Республики Беларусь личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования. Право на обращение за судебной защитой гарантируется статьей 60 Конституции.
Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Она состоит из Конституционного Суда, системы общих и хозяйственных судов. Образование чрезвычайных судов запрещается.
Судоустройство в Республике Беларусь определяется законами Республики Беларусь от 13 января 1995 года "О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь", от 9 декабря 1998 года "О хозяйственных судах в Республике Беларусь", от 26 ноября 1996 года "О Конституционном Суде Республики Беларусь".
К общим судам относятся Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также Белорусский военный суд, межгарнизонные военные суды.
Верховный Суд Республики Беларусь осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью общих судов.
Общим
судам подведомственны
Межгарнизонные военные суды, Белорусский военный суд рассматривают гражданские дела по искам, возникающим из отношений военной службы, уголовные дела о всех преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащего.
К хозяйственным судам относятся Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд города Минска.
Хозяйственные
суды осуществляют правосудие в области
хозяйственных (экономических) отношений.
К подведомственности хозяйственных
судов относятся дела по спорам между
юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями; между Республикой
Беларусь и административно-
Суды в системе государственных органов
В соответствии со статьей 6 Конституции Республики Беларусь государственная власть в нашей стране осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.
В Конституции Республики Беларусь судебной власти посвящена отдельная глава, в которой закреплено, что судьи при осуществлении правосудия независимы, и этот принцип неуклонно соблюдается в республике.
Ни одному государственному органу: Правительству, Парламенту либо общественной организации, партии не позволено вмешиваться в осуществление правосудия. В равной степени это запрещено делать и высшим судебным инстанциям: Конституционному Суду, Верховному Суду, Высшему Хозяйственному Суду. Они вправе лишь в пределах своей компетенции пересмотреть вынесенное решение (приговор), отменить его, вынести новое. Однако вмешательство даже этих высших судебных инстанций в конкретное рассмотрение гражданского, уголовного или хозяйственного дела, какое-либо воздействие в прямой или косвенной степени на судью, рассматривающего дело, запрещено.
Однако,
в любом демократическом
Суды зависят, прежде всего, от законов страны, законодательства вообще и, конечно же, Конституции этой страны. Любой судебный вердикт должен быть основан на праве, действующем в конкретном государстве.
Судьи
низшего звена не могут не зависеть
от своих высших судебных инстанций
– Верховного Суда и Высшего Хозяйственного
Суда, которые принимают
Судьи
в определенной степени зависят
и от Министерства юстиции – специально
уполномоченного
Министерство юстиции не только вправе, но и обязано строго спрашивать с председателя конкретного районного суда за общий уровень правосудия, соблюдение графика ежедневных дежурств судьями, внимательное отношение к письмам граждан, связанных с несвоевременным исполнением судебных решений, организацией деятельности суда.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 4 декабря 1994 г. №626 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности судов Республики Беларусь», утвердившим Положение о дисциплинарной ответственности судей судов Республики Беларусь, Министр юстиции вправе возбудить дисциплинарное производство в отношении любого районного (городского) судьи системы общих судов, а также областных судей в случае установления обстоятельств, свидетельствующих о нарушении ими законности при рассмотрении дел, правил профессиональной этики судей. Квалификационная коллегия судей, состоящая практически из одних судей, выносит соответствующее решение. Такое же право есть у Министра юстиции и в отношении судей областных хозяйственных судов, хотя, конечно, это выполняться реально не может, так как Министерство юстиции не обладает информацией о нарушении сроков рассмотрения судьями этих судов хозяйственных дел, судебной этики. Оно не наделено правом объективного рассмотрения писем граждан, свидетельствующих о волоките и других негативных моментах при рассмотрении хозяйственных споров. Факты об этом проверяются самим Высшим Хозяйственным Судом.
Конечно же, вышеуказанная «зависимость» судов чисто формальна, и мы ее привели скорее для того, чтобы показать, что не может в государстве ни один орган действовать обособленно от других. Вся деятельность государственных органов, а суды – это часть общего государственного аппарата, направлена на упрочение могущества, стабильности и законности в нашем государстве. Однако в любом случае при рассмотрении конкретного гражданского, уголовного, хозяйственного дела никому не дано право в какой-либо форме влиять на ход его рассмотрения.
Это неуклонно соблюдается в нашей стране. Гарантом является наша Конституция и Президент страны, назначающий судей на должность и обеспечивающий взаимодействие государственных органов, стабильность и национальную безопасность.
В нашей стране подбором кадров на должности судей занимаются низовые органы юстиции и суды. При Министерстве юстиции действует специально созданная для этих целей Комиссия, утвержденная руководителями Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда и Министерства юстиции, которая анализирует деловые и моральные качества кандидата. В состав Комиссии входят представители Министерства юстиции, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Администрации Президента Республики Беларусь. Заключение Комиссии по вопросам назначения на должность судьи, председателей районных (городских) и областных судов носит рекомендательный характер и докладывается на совместном заседании коллегии Министерства юстиции и Президиума Верховного Суда, а по вопросам хозяйственных судов – Министру юстиции для принятия решения. Затем вопрос назначения судьи переносится на совместное заседание коллегий Министерства юстиции и Президиума Верховного Суда. Окончательное решение принимает Президент Республики Беларусь. Министерство юстиции, Верховный Суд и Высший Хозяйственный Суд ответственны перед Главой государства за подбор кадров судей.
Таким образом, система назначения и продвижения по службе судей общей юрисдикции и хозяйственных судов, созданная в Республике Беларусь задолго до вышеуказанного Заключения Консультативного Совета Европейских судей, в целом соответствует Заключению, однако не говорит о том, что мы сделали все в вопросах подбора и расстановки судейских кадров.
В ряде стран Европы назначение судей на должности осуществляет Правительство, например, в Швеции. И это не считается в Европе недемократичным. В соответствии с Рекомендацией №R (94)12 Комитета министров Совета Европы государствам-членам «О независимости, эффективности и роли судей», принятой 13 октября 1994 года, такое допускается, «когда положения конституции, законодательных актов или традиции допускают назначение судей правительством» …
Единственное условие при назначении судей одно: кандидат на должность судьи должен обладать деловыми и моральными качествами, необходимыми для выполнения этой важнейшей для общества работы.
Действующая
в Республике Беларусь система подбора
и назначения судей на должности
отвечает Конституции страны, правовым
актам Главы государства, менталитету
и традициям нашего народа. Вопрос
может идти лишь о совершенствовании
отдельных положений
Наши судьи чувствуют себя защищенными от любых влияний, ибо их поддерживает Высшее должностное лицо государства – гарант стабильности, правопорядка и законности. При рассмотрении гражданских, уголовных, хозяйственных дел судьи руководствуются Конституцией республики, действующим законодательством. Однако судьи, как граждане демократической страны, не могут не иметь своего взгляда, убеждений на то или иное событие в республике или за рубежом и право их свободно выражать. Это в полной мере соответствует ст.33 Конституции Республики Беларусь, «однако судьи должны всегда вести себя таким образом, чтобы обеспечить уважение к своей должности и сохранить беспристрастность и независимость судебных органов»5. Судьи нашей страны не вправе быть членами политических партий, общественных объединений, преследующих политические цели, ибо это может повлиять в определенной степени при вынесении судебного постановления (ст.36 Конституции Республики Беларусь).
Реальность
жизни такова, что судебная система
нашей республики действует в
рамках Конституции и принятых на
ее основе законодательных актов, в
тесном взаимодействии с другими
ветвями власти, обеспечивает правовую
законность и стабильность.