Высший Хозяйственный Суд

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Ю.А.Дмитров и Г.Г.Черемных, определяя судебную власть, предпочли традиционный путь. Они охарактеризовали ее как «самостоятельное публично-правовое образование, представляющее собой систему специальных государственных и муниципальных органов, обладающих предусмотренными законом властными полномочиями, направленными на установление истины, восстановление справедливости, разрешение споров и наказание виновных, решения которых обязательны к исполнению всеми лицами, которых они касаются».

Содержание

Понятие судебной власти…………………………………………………… 2
Суды в системе государственных органов……………………………….. 3
Система, состав и структура Высших Хозяйственных Судов в Республике Беларусь. Статус судей……………………………………………………… 8
Порядок формирования и структура Высшего Хозяйственного Суда.. 16
Руководство Высшего Хозяйственного Суда…………………………….. 19
Заключение…………………………………………………………………… 24
Список использованных источников…………………………………….. 28

Работа содержит 1 файл

вхс курсовая.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

             Оглавление 

Понятие судебной власти…………………………………………………… 2 

Суды  в системе государственных  органов……………………………….. 3 

Система, состав и структура  Высших Хозяйственных  Судов в Республике Беларусь. Статус судей……………………………………………………… 8 

Порядок формирования и структура Высшего Хозяйственного Суда.. 16 

Руководство Высшего Хозяйственного Суда…………………………….. 19 

Заключение…………………………………………………………………… 24 

Список  использованных источников…………………………………….. 28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие судебной власти

Ю.А.Дмитров  и Г.Г.Черемных, определяя судебную власть, предпочли традиционный путь. Они охарактеризовали ее как «самостоятельное публично-правовое образование, представляющее собой систему специальных государственных и муниципальных органов, обладающих предусмотренными законом властными полномочиями, направленными на установление истины, восстановление справедливости, разрешение споров и наказание виновных, решения которых обязательны к исполнению всеми лицами, которых они касаются».

Судебная  власть в Республике Беларусь принадлежит  только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей.

Суды  защищают гарантированные Конституцией Республики Беларусь и актами законодательства Республики Беларусь личные права и  свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования. Право на обращение за судебной защитой гарантируется статьей 60 Конституции.

Система судов строится на принципах территориальности  и специализации. Она состоит  из Конституционного Суда, системы  общих и хозяйственных судов. Образование чрезвычайных судов  запрещается.

Судоустройство  в Республике Беларусь определяется законами Республики Беларусь от 13 января 1995 года "О судоустройстве и статусе  судей в Республике Беларусь", от 9 декабря 1998 года "О хозяйственных  судах в Республике Беларусь", от 26 ноября 1996 года "О Конституционном Суде Республики Беларусь".

К общим  судам относятся Верховный Суд  Республики Беларусь, областные, Минский  городской, районные (городские), а также  Белорусский военный суд, межгарнизонные военные суды.

Верховный Суд Республики Беларусь осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью общих судов.

Общим судам подведомственны уголовные  дела и гражданские дела

Межгарнизонные  военные суды, Белорусский военный  суд рассматривают гражданские  дела по искам, возникающим из отношений  военной службы, уголовные дела о всех преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащего.

К хозяйственным  судам относятся Высший Хозяйственный  Суд Республики Беларусь, хозяйственные  суды областей и хозяйственный суд  города Минска.

Хозяйственные суды осуществляют правосудие в области  хозяйственных (экономических) отношений. К подведомственности хозяйственных  судов относятся дела по спорам между  юридическими лицами, индивидуальными  предпринимателями; между Республикой  Беларусь и административно-территориальными единицами Республики Беларусь, а также между административно-территориальными единицами Республики Беларусь. 

Суды  в системе государственных  органов

В соответствии со статьей 6 Конституции Республики Беларусь государственная власть в нашей стране осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.

В Конституции  Республики Беларусь судебной власти посвящена отдельная глава, в  которой закреплено, что судьи  при осуществлении правосудия независимы, и этот принцип неуклонно соблюдается в республике.

Ни одному государственному органу: Правительству, Парламенту либо общественной организации, партии не позволено вмешиваться  в осуществление правосудия. В  равной степени это запрещено  делать и высшим судебным инстанциям: Конституционному Суду, Верховному Суду, Высшему Хозяйственному Суду. Они вправе лишь в пределах своей компетенции пересмотреть вынесенное решение (приговор), отменить его, вынести новое. Однако вмешательство даже этих высших судебных инстанций в конкретное рассмотрение гражданского, уголовного или хозяйственного дела, какое-либо воздействие в прямой или косвенной степени на судью, рассматривающего дело, запрещено.

Однако, в любом демократическом государстве  суды не могут быть совершенно независимы ни от кого и ни от чего. Это миф. Судебная система органично вписана в общую систему государственного устройства страны и потому не может не взаимодействовать с другими государственными органами. Подбрасываемый нам миф о необходимости полной самостоятельности и независимости судей – не лучший советчик для молодой страны, строящей правовое государство.

Суды  зависят, прежде всего, от законов страны, законодательства вообще и, конечно  же, Конституции этой страны. Любой  судебный вердикт должен быть основан на праве, действующем в конкретном государстве.

Судьи низшего звена не могут не зависеть от своих высших судебных инстанций  – Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда, которые принимают постановления  пленумов судов, определяющие и в  значительной степени влияющие на судебную практику. Обзоры судебной практики, готовящиеся высшими судебными инстанциями, также корректируют «внутреннее убеждение» нижестоящего судьи. Высшие суды совместно с Министерством юстиции осуществляют подбор кадров на должности судей, а квалификационные коллегии судов проводят аттестацию судей, привлекают их к ответственности, определяют уровень знаний кандидатов на должности судей.

Судьи в определенной степени зависят  и от Министерства юстиции – специально уполномоченного государственного органа управления в сфере юстиции. Эта зависимость выражается, прежде всего, в подборе кадров на должности судей городских и районных судов общей юрисдикции. Министерство юстиции отвечает за организацию работы в судах, порядок и дисциплину их работников, исполнение судебных и иных решений посредством функционирования института судебных исполнителей. Министерство юстиции обязано следить за соблюдением сроков рассмотрения судьями гражданских и уголовных дел, другими словами, отслеживать имеющуюся, к сожалению, волокиту в судах при рассмотрении дел и всячески пресекать ее. В поле зрения Министерства юстиции – вопросы профилактики правонарушений, повышение правовой культуры общества, – а значит, оно требует от судей проводить ряд актуальных дел с выездом в трудовые коллективы, выносить при рассмотрении дел, в случае необходимости, частные определения в адрес государственных и иных органов и организаций, допускающих нераспорядительность, бесхозяйственность, а то и попустительство хищениям собственности и другим негативным проявлениям.

Министерство  юстиции не только вправе, но и обязано  строго спрашивать с председателя конкретного  районного суда за общий уровень  правосудия, соблюдение графика ежедневных дежурств судьями, внимательное отношение  к письмам граждан, связанных с несвоевременным исполнением судебных решений, организацией деятельности суда.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 4 декабря 1994 г. №626 «О некоторых мерах  по упорядочению деятельности судов  Республики Беларусь», утвердившим Положение о дисциплинарной ответственности судей судов Республики Беларусь, Министр юстиции вправе возбудить дисциплинарное производство в отношении любого районного (городского) судьи системы общих судов, а также областных судей в случае установления обстоятельств, свидетельствующих о нарушении ими законности при рассмотрении дел, правил профессиональной этики судей. Квалификационная коллегия судей, состоящая практически из одних судей, выносит соответствующее решение. Такое же право есть у Министра юстиции и в отношении судей областных хозяйственных судов, хотя, конечно, это выполняться реально не может, так как Министерство юстиции не обладает информацией о нарушении сроков рассмотрения судьями этих судов хозяйственных дел, судебной этики. Оно не наделено правом объективного рассмотрения писем граждан, свидетельствующих о волоките и других негативных моментах при рассмотрении хозяйственных споров. Факты об этом проверяются самим Высшим Хозяйственным Судом.

Конечно же, вышеуказанная «зависимость» судов чисто формальна, и мы ее привели скорее для того, чтобы показать, что не может в государстве ни один орган действовать обособленно от других. Вся деятельность государственных органов, а суды – это часть общего государственного аппарата, направлена на упрочение могущества, стабильности и законности в нашем государстве. Однако в любом случае при рассмотрении конкретного гражданского, уголовного, хозяйственного дела никому не дано право в какой-либо форме влиять на ход его рассмотрения.

Это неуклонно  соблюдается в нашей стране. Гарантом является наша Конституция и Президент страны, назначающий судей на должность и обеспечивающий взаимодействие государственных органов, стабильность и национальную безопасность.

В нашей  стране подбором кадров на должности  судей занимаются низовые органы юстиции и суды. При Министерстве юстиции действует специально созданная для этих целей Комиссия, утвержденная руководителями Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда и Министерства юстиции, которая анализирует деловые и моральные качества кандидата. В состав Комиссии входят представители Министерства юстиции, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Администрации Президента Республики Беларусь. Заключение Комиссии по вопросам назначения на должность судьи, председателей районных (городских) и областных судов носит рекомендательный характер и докладывается на совместном заседании коллегии Министерства юстиции и Президиума Верховного Суда, а по вопросам хозяйственных судов – Министру юстиции для принятия решения. Затем вопрос назначения судьи переносится на совместное заседание коллегий Министерства юстиции и Президиума Верховного Суда. Окончательное решение принимает Президент Республики Беларусь. Министерство юстиции, Верховный Суд и Высший Хозяйственный Суд ответственны перед Главой государства за подбор кадров судей.

Таким образом, система назначения и продвижения  по службе судей общей юрисдикции и хозяйственных судов, созданная  в Республике Беларусь задолго до вышеуказанного Заключения Консультативного Совета Европейских судей, в целом соответствует Заключению, однако не говорит о том, что мы сделали все в вопросах подбора и расстановки судейских кадров.

В ряде стран Европы назначение судей на должности осуществляет Правительство, например, в Швеции. И это не считается в Европе недемократичным. В соответствии с Рекомендацией №R (94)12 Комитета министров Совета Европы государствам-членам «О независимости, эффективности и роли судей», принятой 13 октября 1994 года, такое допускается, «когда положения конституции, законодательных актов или традиции допускают назначение судей правительством» …

Единственное  условие при назначении судей  одно: кандидат на должность судьи  должен обладать деловыми и моральными качествами, необходимыми для выполнения этой важнейшей для общества работы.

Действующая в Республике Беларусь система подбора  и назначения судей на должности  отвечает Конституции страны, правовым актам Главы государства, менталитету  и традициям нашего народа. Вопрос может идти лишь о совершенствовании  отдельных положений установленного порядка, что происходит в правовой жизни любого демократического государства.

Наши  судьи чувствуют себя защищенными  от любых влияний, ибо их поддерживает Высшее должностное лицо государства  – гарант стабильности, правопорядка и законности. При рассмотрении гражданских, уголовных, хозяйственных дел судьи руководствуются Конституцией республики, действующим законодательством. Однако судьи, как граждане демократической страны, не могут не иметь своего взгляда, убеждений на то или иное событие в республике или за рубежом и право их свободно выражать. Это в полной мере соответствует ст.33 Конституции Республики Беларусь, «однако судьи должны всегда вести себя таким образом, чтобы обеспечить уважение к своей должности и сохранить беспристрастность и независимость судебных органов»5. Судьи нашей страны не вправе быть членами политических партий, общественных объединений, преследующих политические цели, ибо это может повлиять в определенной степени при вынесении судебного постановления (ст.36 Конституции Республики Беларусь).

Реальность  жизни такова, что судебная система  нашей республики действует в  рамках Конституции и принятых на ее основе законодательных актов, в  тесном взаимодействии с другими  ветвями власти, обеспечивает правовую законность и стабильность. 

Информация о работе Высший Хозяйственный Суд