Политические
решения, в отличие от административных,
всегда прямо или косвенно адресованы
определенным общественным группам
людей, служат средством регулирования
отношений между ними, являются способом
выражения и реализации социальных
интересов и целей. Они — результат
деятельности субъектов политической
власти и политического руководства.
В соответствии с принципом приоритетности
политики в государственном управлении
политические решения имеют доминирующее
значение по отношению к административно-управленческим.
Государственное
решение характеризуется прежде
всего субъектом, принимающим решение
— руководящий орган государственной
власти — коллегиальный или индивидуальный
— лидер; субъектом-исполнителем решения
— аппараты государственной службы;
объектом, которому адресовано решение
— нижестоящие органы управления,
социальные группы, занятые в различных
сферах жизнедеятельности общества,
политические и общественные объединения.
Другие
характеристики государственного решения:
—
авторитет решения, что означает
уровень субъекта государственной
власти, принимающего решение, его легитимность
и обоснованность;
—
диапазон решения, что характеризует
политическое пространство, в рамках
которого оно действует, и объем
задач,
охватываемый
данным решением; политические решения,
как правило, многоцелевые;
—
информационная обеспеченность решения,
т.е. информационная база его принятия,
в том числе научная;
—
технология и стиль принятия решения
— совокупность методов и приемов
подготовки и принятия решения, способов
получения и восприятия информации,
необходимой для решения, порядок
и характер обсуждения альтернативных
вариантов проектов и определения
приоритетных из них;
подходы
при формулировании целей и при
выборе средств для их осуществления;
—
типы принятия решений — демократический
или авторитарный;
—
практическая значимость решения.
Государственные
решения группируются по многим основаниям.
В частности: по уровню субъектов
в системе государственной власти
и управления — решения федеральных,
региональных и местных органов; по характеру
целей и задач — решения политические
или административные, руководящие и исполнительские,
стратегические или оперативно-тактические,
общегосударственные или относящиеся
к отдельным областям государственной
жизни; по сферам жизнедеятельности общества
— решения хозяйственно-экономические,
социальные, по проблемам государственного
строительства и управления, культурного
строительства и пр.; по масштабам охвата
объекта управления — решения общесистемные,
общеполитические, макроэкономические,
микросоциальные (относящиеся к отдельным
группам производственно-экономических
и социальных коллективов); по управленческим
функциям — вопросам планирования, организации,
контроля и др.
Примерами
политических решений служат: государственные
программы, социально-экономические, социально-политические
концепции и военно-стратегические
концепции, законодательные акты конституционного
характера, принятые Федеральным Собранием
РФ, Указы Президента России по общим
вопросам деятельности государства
и др. В числе административно-управленческих
решений следует назвать постановления
Правительства России, а также
приказы и распоряжения министерств
и ведомств.
Решения
на региональном уровне формулируются
в виде законов, принимаемых представительными
органами власти, конституций республик,
уставов областей, краев, постановлений
глав администраций субъектов Федерации
и др. Они могут быть как политико-правовыми,
так и административными актами.
Административные
решения федеральных правительственных
органов и субъектов Федерации
могут нести в себе политический
аспект в той мере, в какой они
выступают средством реализации
общефедеральной политики или Основного
Закона государства. И вообще подчеркнутое
нами различие между политическими и административными
решениями относительно, поскольку, как
говорилось, государственное управление
по природе своей явление политическое.
Политика же — определяющий уровень (в
смысле значимости) управления. Это признается
и отдельными зарубежными авторами. Например,
французский политолог М. Понятовский
разделяет руководство общественными
делами на три уровня: политика — означает,
что делать и почему; исполнение — как
делать и при помощи чего; администрирование
— подсобное средство.
Заключение
Разработка,
принятие и реализация государственных
решений - это сложный, многоступенчатый
процесс, в котором происходит выработка
и согласование позиций по самым
разнообразным общественно значимым
вопросам с целью практического
осуществления мер властного
воздействия на социальную действительность.
В
повседневной жизни встречается
множество государственных решений,
связанных с управлением в
различных сферах общественных отношений,
различия между которыми весьма существенны
для правоприменительной практики.
Главное в них - государственное
веление с целью урегулирования
(упорядочения, разрешения и т.д.) общественных
отношений, затрагивающих разнообразные
проявления жизни и деятельности
человека-гражданина в обществе-государстве.
Необходимость правовой регуляции
принятия и реализации государственных
решений вызывает потребность в
их документировании, должной фиксации
и общезначимой удостоверенности фактов,
событий и состояний. Принятие (издание,
обнародование) государственных решений
в документальной форме есть способ письменного
сообщения (передачи) информации, необходимой
для управления и иных видов деятельности.
Все официальные решения, имеющие статус
государственных, оформляются надлежащим
образом в виде различных документов (актов).
Эффективность
управленческих решений государства
в немалой степени зависит
от правильного использования всего
многообразия их видов и формального
выражения. Оптимальное сочетание
различных видов решений и
соответствующих им форм способствует
лучшей организации государственной
власти, совершенствованию ее управленческих
связей в воздействии на внешнюю
среду. Практическую ценность содержания
деятельности госорганов составляют принимаемые
и исполняемые ими решения
в целях реализации функций государственного
управления. Организационной формой их
является аппарат, госорганы; госадминистрация
юридически оформлена преимущественно
административным правом.
Список
литературы
- Гребнев Е.
Управление нововведениями. - М., 1985.
- Краткий справочник
по оформлению актов федеральных
органов государственной власти.
- М., 1997.
- Общеправовой
классификатор отраслей законодательства
// Собрание законодательства Российской
Федерации. 1997. № 1. Ст. 119. Организация
работы с документами: Учебник. - М.,
1998. Правовые акты: Учебно-практическое
и справочное пособие / Сост. Ю.А. Тихомиров,
И.В. Ковалевская. - М., 1999.
- Социальное
управление: Словарь / Под ред. В.И. Добренькова,
И.М. Слепен-кова.-М., 1994.
- Стенюков
М.В. Образцы документов по делопроизводству
(руководство к составлению). —
М., 1996.
- Чуковенков
А.Ю., Янковая В.Ф. Оформление документов:
Комментарий к ГОСТ Р6.30-97 “Унифицированные
системы документации. Унифицированная
система организационно-распорядительной
документации. Требования к оформлению
документов”.-М., 1999
- Мандрица
В.М., Касьянов В.В. Правовые основы управления:
Учебное пособие. Ростов н/Д: «Феникс»,
2002. – 480 с.; Ларичев О.И. Наука и искусство
принятия решений. М.; 1979.
- Ларичев О.И.
Hаука и искусство пpинятия решений.
– М.; 79.
- Кузнецова
Л.А. разработка управленческого решения:
Учеб. пособие. –Челябинск; 2001. 70 с.
- Смирнов
Э.А. Разработка управленческих решений:
Учебник. – М.; 2000.
- Карданская
Н.Л. Принятие управленческого решения:
Учеб. для вузов. М.:ЮНИТИ, 1999.