Следует выделить еще две большие
группы рисков: статистические (простые)
и динамические (спекулятивные). Особенность
статистических рисков заключается
в том, что они практически
всегда несут в себе потери
для предпринимательской деятельности.
При этом потери для предпринимательской
фирмы, как правило, означают
и потери для общества в
целом.
В соответствии с причиной
потерь статистические риски
могут далее подразделяться на
следующие группы:
- вероятные
потери в результате негативного действия
на активы фирмы стихийных бедствий (огня,
воды, землетрясений, ураганов и т. п.);
- вероятные
потери в результате преступных действий;
- вероятные
потери вследствие принятия неблагоприятного
законодательства для предпринимательской
фирмы (потери связаны с прямым изъятием
собственности либо с невозможностью
взыскать возмещение с виновника из-за
несовершенства законодательства);
- вероятные
потери в результате угрозы собственности
третьих лиц, что приводит к вынужденному
прекращению деятельности основного поставщика
или потребителя;
- потери вследствие
смерти или недееспособности ключевых
работников фирмы либо основного собственника
предпринимательской фирмы (что связано
с трудностью подбора квалифицированных
кадров, а также с проблемами передачи
прав собственности).
В отличие от статистического риска динамический
риск несет в себе либо потери, либо прибыль
для предпринимательской фирмы. Поэтому
их можно назвать «спекулятивными». Кроме
того, динамические риски, ведущие к убыткам
для от дельной фирмы, могут одновременно
принести выигрыш для общества в целом.
Поэтому динамические риски являются
трудными для управления. Далее в работе
анализируется сущность следующих рисков:
- политический
риск;
- производственный
риск;
- коммерческий
риск;
- финансовый
риск;
- технический
риск;
- отраслевой
риск;
- инновационный
риск.
Эффективная
предпринимательская деятельность,
как правило, сопряжена с освоением
новой техники и технологии, поиском
резервов, повышением интенсивности
производства. Однако внедрение новой
техники и технологии ведет к
опасности техногенных катастроф,
причиняющих значительный ущерб
природе, людям, производству. В данном
случае речь идет о техническом риске.
Технический риск определяется степенью
организации производства, проведением
превентивных мероприятий (регулярной
профилактики оборудования, мер безопасности),
возможностью проведения ремонта оборудования
собственными силами предпринимательской
фирмы.
К
техническим рискам относятся:
- вероятность
потерь вследствие отрицательных результатов
научно-исследовательских работ;
- вероятность
потерь в результате недостижения запланированных
технических параметров в ходе конструкторских
и технологических разработок;
- вероятность
потерь в результате низких технологических
возможностей производства, что не позволяет
освоить результаты новых разработок;
- вероятность
потерь в результате возникновения при
использовании новых технологий и продуктов
побочных или отсроченных во времени проявления
проблем;
- вероятность
потерь в результате сбоев и поломки оборудования
и т.д.
Следует отметить, что технический риск
относится к группе внутренних рисков,
поскольку предприниматель может оказывать
на данные риски непосредственное влияние
и возникновение их, как правило, зависит
от деятельности самого предпринимателя.
Производственный риск связан с производством
продукции, товаров и услуг; с осуществлением
любых видов производственной деятельности,
в процессе которой предприниматели сталкиваются
с проблемами неадекватного использования
сырья, роста себестоимости, увеличения
потерь рабочего времени, использования
новых методов производства. К основным
причинам производственного риска относятся:
- снижение
намеченных объемов производства и реализации
продукции вследствие снижения производительности
труда, простоя оборудования, потерь рабочего
времени, отсутствия необходимого количества
исходных материалов, повышенного процента
брака производимой продукции;
- снижение
цен, по которым планировалось реализовывать
продукцию или услугу, в связи с ее недостаточным
качеством, неблагоприятным изменением
рыночной конъюнктуры, падением спроса;
- увеличение
расхода материальных затрат в результате
перерасхода материалов, сырья, топлива,
энергии, а так же за счет увеличения транспортных
расходов, торговых издержек, накладных
и других побочных расходов;
- рост фонда
оплаты труда за счет превышения намеченной
численности либо за счет выплат более
высокого, чем запланировано, уровня
заработной платы отдельным сотрудникам;
- увеличение
налоговых платежей и других отчислений
в результате изменения ставки налогов
в неблагоприятную для предпринимательской
фирмы сторону и их отчислений в процессе
деятельности;
- низкая дисциплина
поставок, перебои с топливом и электроэнергией;
- физический
и моральный износ оборудования отечественных
предприятий.
Коммерческий
риск — это риск, возникающий в процессе
реализации товаров и услуг, произведенных
или купленных предпринимателем. Основные
причины коммерческого риска:
- снижение
объемов реализации в результате падения
спроса или потребности на товар, реализуемый
предпринимательской фирмой, вытеснение
его конкурирующими товарами, введение
ограничений на продажу;
- повышение
закупочной цены товара в процессе осуществления
предпринимательского проекта;
- непредвиденное
снижение объемов закупок в сравнении
с намеченными, что уменьшает масштаб
всей операции и увеличивает расходы на
единицу объема реализуемого товара (за
счет условно постоянных расходов);
- потери товара;
- потери качества
товара в процессе обращения (транспортировки,
хранения), что приводит к снижению его
цены;
- повышение
издержек обращения в сравнении с намеченными
в результате выплаты штрафов, непредвиденных
пошлин и отчислений, что приводит к снижению
прибыли предпринимательской фирмы.
Коммерческий
риск включает в себя:
- риск, связанный
с реализацией товара (услуг) на рынке;
- риск, связанный
с транспортировкой товара (транспортный);
- риск, связанный
с приемкой товара (услуг) покупателем;
- риск, связанный
с платежеспособностью покупателя;
- риск форс-мажорных
обстоятельств.
Отдельно следует выделить транспортный
риск, его классификация впервые
была приведена Международной
торговой палатой в Париже
в 1919 г. и унифицирована в
1936 г. В настоящее время различные
транспортные риски классифицируются
по степени и по ответственности
в четырех группах: E, F, C, D. Группа
E включает одну ситуацию —
когда поставщик (продавец) держит
товар на своих собственных
складах (ExWorks). Риск принимает
на себя поставщик до момента
принятия товара покупателем.
Риск транспортировки от помещения
продавца до конечного пункта
уже принимается покупателем.
Группа F содержит три конкретные
ситуации передачи ответственности
и соответственно рисков:
- FСА означает,
что риск и ответственность продавца переносятся
на покупателя в момент передачи товара
в условленном месте;
- FAS означает,
что ответственность и риск за товар переходят
от поставщика к покупателю в определенном
договором порту;
- FOB означает,
что продавец снимает с себя ответственность
после выгрузки товара с борта судна.
Группа
С включает ситуации, когда экспортер,
продавец заключают с покупателем
договор на транспортировку, но не принимают
на себя никакого риска. Это следующие
конкретные ситуации:
- CFK означает,
что продавец оплачивает стоимость транспортировки
до порта прибытия, но риск и ответственность
за сохранность товара и дополнительные
затраты берет на себя покупатель;
- CIF означает,
что кроме обязанностей, как в случае CFR,
продавец обеспечивает и оплачивает страховку
рисков во время транспортировки;
- CPT означает,
что продавец и покупатель делят между
собой риски и ответственность. В определенный
момент (обычно какой-то промежуточный
пункт транспортировки) риски полностью
переходят от продавца к покупателю;
- CIP означает,
что риски переходят от продавца к покупателю
в определенном промежуточном пункте
транспортировки, но, кроме этого, продавец
обеспечивает и платит стоимость страховки
товара.
Последняя группа терминов D означает,
что все транспортные риски
ложатся на продавца. К этой
группе относятся следующие конкретные
ситуации:
- DAF означает,
что продавец принимает на себя риски
до определенной государственной границы.
Далее риски принимает на себя покупатель;
- DES означает,
что передача рисков продавцом покупателю
происходит на борту судна; ,
- DEQ означает,
что передача рисков происходит в момент
прибытия товара в порт загрузки;
- DDU означает,
что продавец принимает на себя транспортные
риски до определенного договором места
(чаще всего это склад) на территории покупателя;
- DDP означает,
что продавец ответствен за транспортные
риски до определенного места на территории
покупателя, но покупатель оплачивает
их.
Следует
отметить тот факт, что в отечественной
экономической литературе часто
коммерческий риск отождествляется
с предпринимательским риском, однако
коммерческий риск — это один из
видов риска предпринимательского.
Под
финансовым риском понимается риск,
возникающий при осуществлении финансового
предпринимательства или финансовых сделок,
исходя из того, что в финансовом предпринимательстве
в роли товара выступают либо валюта, либо
ценные бумаги, либо денежные средства.
К финансовому риску относятся:
- валютный
риск;
- кредитный
риск;
- инвестиционный
риск.
Поскольку в последнее время
для отечественных предпринимателей
все большую актуальность приобретает
учет валютного риска, рассмотрим
данный вид экономического риска
более подробно.
Валютный риск — это вероятность
финансовых потерь в результате изменения
курса валют, которое может произойти
в период между заключением контракта
и фактическим производством расчетов
по нему. Валютный курс, устанавливаемый
с учетом покупательной способности валют,
весьма подвижен.
Среди основных факторов, влияющих
на курс валют, нужно выделить
состояние платежного баланса,
уровень инфляции, межотраслевую
миграцию краткосрочных капиталов.
В целом на движение валютных
курсов оказывает воздействие
соотношение спроса и предложения
каждой валюты. Помимо экономических,
на валютный курс влияют политические
факторы.
В свою очередь валютный курс
оказывает серьезное воздействие
на внешнеэкономическую деятельность
страны, являясь одной из предпосылок
эквивалентности международного
обмена. Тот или иной его уровень
в значительной мере влияет
на экспортную конкурентоспособность
страны на мировых рынках. Заниженный
валютный курс позволяет получить
дополнительные выгоды при экспорте
и способствует притоку иностранного
капитала, одновременно дестимулируя
импорт. Противоположная экономическая
ситуация возникает при завышенном
курсе валюты (снижается эффективность
экспорта и растет эффективность
импорта).
Значительные непредвиденные колебания,
отрыв валютного курса от соотношений
покупательной способности усиливают
напряженность в валютно-финансовой
сфере, нарушают нормальный международный
обмен.