Сущность предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

В рыночной экономике важным условием достижения предприятием успеха и условием его развития являются предпринимательство и предпринимательский стиль деятельности.
Предпринимательство - это поиск новых сфер рационализации и выгодного вложения ресурсов, осуществление новых комбинаций в производстве, движение на новые рынки, создание новых продуктов.

Содержание

Введение………………………………………………………………...…………1
1. Сущность предпринимательства………………………………………………2
1.1. История возникновения предпринимательства…………………………2
1.2. Основные черты и функции предпринимательской деятельности...4
2. Виды предпринимательской деятельности…………………………………...7
2.1. Производственное предпринимательство……………………………….7
2.2. Коммерческое предпринимательство…………………………………..13
2.3 Финансовое предпринимательство……………………………………...15
2.4 Консультативное предпринимательство………………………………..17
3. Условия эффективной предпринимательской деятельности…………..…..21
3.1. Экономические условия предпринимательской
деятельности……………………………………………………………..21
3.2. Социальные условия эффективной предпринимательской
деятельности……………………………………………………………..23
3.3. Правовые условия эффективной предпринимательской
деятельности……………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы…………………………………………………………...….31

Работа содержит 1 файл

Предпринимательство, его сущность, цели и задачи.docx

— 55.12 Кб (Скачать)

Способ формирования и  накопления капитала в России имеет  свои особенности. Главная среди  них та, что накопление капитала у нас началось не в производстве, а в банковском, биржевом, страховом  деле. Причем, все это строилось  преимущественно не на реальном (имеющем  материальное обеспечение) капитале, а  на так называемых «пирамидах» (сборах денежных средств у одних вкладчиков и выплате за счет других им дивидендов), теневом, мафиозном (свыше50%) капитале, тотальной коррупции и др.

 

3.2. Социальные условия эффективной предпринимательской деятельности

Вплотную к экономическим  примыкают социальные условия формирования предпринимательства. Социально-культурные нормы – нравственные и моральные  нормы, религиозные воззрения, образовательный  уровень населения, оказывающие  влияние на формирование потребностей и особенности спроса, специфику  организации предпринимательства  и деловую этику, влияют на само отношение  к предпринимательству.

Прежде всего, это стремление  покупателей  приобретать  товары,  отвечающие определенным  вкусам  и  моде.  На  разных  этапах  эти  потребности  могут меняться.  Эти  нормы  оказывают  прямое  воздействие  на  образ  жизни  потребителей.

Подлинное  предпринимательство  выступает  как   рыночное  по  своей

сущности  явление.  Оно  определяется  степенью  свободы   (под  свободой  в экономической  науке  всегда  понимается  самостоятельность)  экономического поведения товаропроизводителя. 

Социальные  условия  влияют  на  отношение  отдельного  индивидуума  к работе,  что  в  свою  очередь  влияет  на  его  отношение  к  величине заработной  платы,  к  условиям  труда,  предполагаемым  бизнесом.

От  предпринимательской  деятельности  предприниматель  должен  получать удовлетворение.  Он  участвует  в  решении  социальных  вопросов  трудовой деятельности  своих  сотрудников:  охраны  их  здоровья,  сохранения рабочих мест и т.д.

Предстоит, в частности, решить и двуединую задачу в области  трудовых отношений: гарантировать  защиту интересов предпринимателей, способствуя их высокой трудовой активности и безопасности, и, с другой стороны, - обеспечить всю совокупность юридических, экономических и  социальных гарантий наемным работникам.

Прежде всего, это касается лиц, имеющих первичную занятость  в коммерческих организациях и обладающих достаточно высоким уровнем конкурентоспособности, с целью наиболее полной реализации их трудового потенциала. При этом надо учитывать, что практическое отсутствие социальных гарантий в предпринимательских  структурах в определенной мере усугубляется фактом предпочтений высокой зарплаты (при высокой интенсивности труда) по сравнению с социальной защитой  трудящихся.

Исходя из реалий конкретной социально-экономической действительности, ясно, что большинство трудоспособных членов нашего общества лишены элементарных средств и условий производства, следовательно, - в большинстве случаев  – возможности активно включиться в предпринимательскую деятельность.

Важнейшее условие развития производства - наличие значительного  числа людей, лишенных условий труда  и источников к существованию, кроме  продажи своей рабочей силы.

Значительную роль в формировании предпринимательства играют подготовка и повышение квалификации кадров предпринимателей: организация обучения современным методам ведения  предпринимательской деятельности, обучение и переобучение кадров, их стажировка в развитых странах, организация  подготовки и переподготовки преподавательских  кадров для обучения предпринимателей, создание сети консультативных центров, проводящих профессиональный отбор  и ориентацию кадров предпринимательского сектора и др.

3.3. Правовые условия эффективной предпринимательской деятельности

Предпринимательство может  существовать в определенных организационно-правовых формах. Они воплощают организационные  и правовые признаки, являющиеся общими для юридических лиц - предпринимательских  организаций различных видов.

Такими признаками являются:

  • во-первых,  организационная связь любого юридического лица с правом, законодательством, т.е. юридическое лицо может создаваться лишь в порядке, установленном законом; нарушение установленного порядка лишает деятельность юридического лица должных правовых последствий;
  • во-вторых, любое юридическое лицо может формироваться в тех организационно-правовых формах, которые установлены законом;
  • в-третьих, юридическое лицо правомочно действовать лишь в рамках, очерченных законом;
  • в-четвертых, на всех юридических лиц, к какой бы организационно-правовой форме они ни относились, распространяется требование соблюдать в своей деятельности законность.

Согласно ст. 50 ГК РФ юридические  лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме  хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. В иных организационно-правовых формах коммерческие организации создаваться не могут.

Юридические лица — некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов (например, негосударственных пенсионных фондов), а также в других формах, предусмотренных законом.

Различие между коммерческими  и некоммерческими организациями накладывает определенный отпечаток на их правовой статус и правоспособность. Такое положение ориентирует на застой в правовом регулировании.  Как известно,  в настоящее время экономика страны развивается в новых условиях. Возникают новые отношения между хозяйственными обществами и товариществами,  производственными

кооперативами и другими  организациями, и возможность формирования новых организационно-правовых форм коммерческих организаций отрицать нельзя.

Поэтому можно пойти по пути более конкретной выработки  отличительных признаков, как коммерческой организации, так и некоммерческой, как сделано в отношении понятия «юридическое лицо». Это понятие давно сложилось и четко закреплено в законе (ст. 48 ГК РФ). Организационно-правовая форма юридического лица — это совокупность конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу юридических лиц от всех остальных.

Признаки, характерные для  коммерческой организации, можно выявить через призму имущественных и неимущественных прав участников организации данного типа, а именно:

  • формирование имущества организации;
  • участие в распределении прибыли;
  • долю в имуществе организации при прекращении членства;
  • получение «ликвидационной квоты»;
  • управление организацией;
  • регистрацию участников данной организации;
  • информацию о деятельности организации;
  • защиту в законном порядке своих интересов.

Обязанностью участников коммерческой организации являются экономическая ответственность за результаты ее деятельности.

Участники некоммерческих организаций  лишаются большинства существенных прав, в частности права на участие в распределении прибыли, на долю в имуществе организации при прекращении членства, на получение «ликвидационной квоты».

Экономическая ответственность участников некоммерческой организации за результаты ее деятельности практически сведена к нулю (исключение составляет потребительский кооператив, который по отмеченным признакам вполне можно отнести к коммерческой организации).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На протяжении длительного  исторического периода (с эпохи  средневековья до середины XIX в.) предпринимательство  прошло сложный путь от простых торгово-посреднических операций к сочетанию товарообмена с промышленным предпринимательством, и, наконец, организацией фабрично-заводского производства.

Термин «предпринимательство»  с течением времени видоизменялся, сущность понятия расширилась, как  и придаваемые ему функции. В  настоящее время оно трактуется так:

Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли  или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную  ответственность или от имени  и под юридическую ответственность  юридического лица.

Предпринимательскую деятельность осуществляет предприниматель как  основной субъект рыночной  экономики,  который на свой страх и риск, на основании собственных знаний, представлений, средств и ресурсов, в соответствии с законами осуществляет производственную или иную хозяйственную деятельность.

Направления предпринимательской  деятельности должны соответствовать  законодательству и включают в себя производство, торговлю, различные  виды коммерческой деятельности, оказание услуг производственного и непроизводственного  характера, консалтинг, операции с ценными  бумагами и пр.

Значение предпринимательской  деятельности состоит в том, что:

  • выполняются многие важные для населения и государства задачи;
  • имеется возможность динамичного реагирования на требования и вызовы времени;
  • создается мелкий и средний бизнес –  основа благополучия всякого государства с рыночной экономикой;
  • решается проблема занятости населения;
  • создается прослойка культурных, грамотных людей, способных к самостоятельной, производственной (в широком смысле слова)  деятельности.

Все многообразие предпринимательской  деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду или  назначению, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам, степени использования наемного труда и т.д.

По виду или назначению предпринимательская деятельность делится

на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную.

В производственном предпринимательстве  осуществляется основная фаза воспроизводственного цикла — производство продукции и услуг. К этому виду предпринимательства относятся инновационная, научно-техническая деятельность, непосредственно производство продукции.

Основное содержание коммерческого  предпринимательства составляют операции и сделки по купле-продаже, другими словами,— перепродажа товаров и услуг. Полем деятельности коммерческого предпринимательства служат товарные биржи и торговые организации.

Сферой деятельности финансового  предпринимательства являются обращение, обмен стоимостей. Особенность финансовой деятельности в том, что она проникает и в производственную, и в коммерческую деятельность, хотя может быть и самостоятельной — банковское, страховое дело и др. Основное поле деятельности финансового предпринимательства — коммерческие банки и фондовые биржи.

Консультативное предпринимательство  заключается в предоставлении платных  независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение  и оценку проблем и/или возможностей, рекомендацию соответствующих мер  и помощь в их реализации.

Для формирования предпринимательской  деятельности необходимы определенные условия: экономические, социальные и  правовые.

Экономические условия - это, в первую очередь, предложение товаров  и спрос на них; виды товаров, которые  могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые покупатели могут истратить на эти покупки; избыток или недостаточность  рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможности приобретения товаров.

Социальные условия эффективной  предпринимательской деятельности – это социально-культурные нормы  – нравственные и моральные нормы, религиозные воззрения, образовательный  уровень населения, оказывающие  влияние на формирование потребностей и особенности спроса, специфику  организации предпринимательства  и деловую этику, влияют на само отношение  к предпринимательству.

Предпринимательство может  существовать в определенных организационно-правовых формах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бусыгин А.В. Предпринимательство. -М.: ИНФРА-М, 2002
  2. Мамедов О.Ю., Современная экономика. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002
  3. Нуреев Р.М. Курс макроэкономики: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА/ издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2001
  4. Понеак Г.Б., Швандара В.А., Предпринимательство: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2003
  5. Сидорович А.В., Курс экономической теории. – М.:

Информация о работе Сущность предпринимательства