Сущность предпринимательской тайны

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 19:05, реферат

Описание работы

Обеспечение сохранности информации о деятельности организации, всех ее факторах развития служит условием выживания организации в рыночной конкурентной среде. Предпринимательская тайна включает любые сведения, разглашение которых может нанести экономический и моральный ущерб предпринимательской организации, значительно повлиять на ее деловую репутацию. Предпринимательская тайна представляет интегрированную совокупность производственной, технической, коммерческой и служебной тайны, сохранение которой обеспечивает фирме возможность добиваться планируемых результатов.

Содержание

Предпринимательская тайна.
Сущность понятия.
Основные механизмы защиты.

Работа содержит 1 файл

предпринимательская тайна.doc

— 41.00 Кб (Скачать)

Сущность предпринимательской  тайны

Обеспечение сохранности информации о деятельности организации, всех ее факторах развития служит условием выживания организации в рыночной конкурентной среде. Предпринимательская тайна включает любые сведения, разглашение которых может нанести экономический и моральный ущерб предпринимательской организации, значительно повлиять на ее деловую репутацию. Предпринимательская тайна представляет интегрированную совокупность производственной, технической, коммерческой и служебной тайны, сохранение которой обеспечивает фирме возможность добиваться планируемых результатов.

Основные аспекты защиты предпринимательской информации

При определении ценности предпринимательской  информации необходимо руководствоваться  такими критериями, как полезность, своевременность и достоверность поступивших сведений.

Полезность информации заключается  в том, что она создает субъекту выгодные условия для принятия оперативного решения и получения эффективного результата. В свою очередь полезность информации зависит от своевременного их доведения до субъекта предпринимательства.

Важное значение в условиях развития многообразных форм собственности  уделяется вопросу определения  принадлежности информации на правах интеллектуальной собственности конкретному  субъекту предпринимательства, а в итоге наличия у последнего правомочий на ее защиту. В соответствии с российским законодательством владельцами (собственниками) предпринимательской информации как интеллектуальной собственности могут быть граждане России, граждане иностранных государств, лица без гражданства, а также объединения граждан – коллективных предпринимателей. Разнообразны и направления предпринимательской деятельности. Это внутренние и внешние экономические сферы производственной, посреднической, коммерческой, научно-технической, инвестиционной, сервисной деятельности. Необходимо подчеркнуть тот факт, что субъекты предпринимательства, формы и направления их деятельности не равнозначны, а следовательно, и информационные потоки, циркулирующие в данных сферах, не равноценны.

Законодательство предусматривает  тот факт, что лица, незаконными  методами получившие информацию, которая  составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные  убытки. Это касается и сотрудников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту.

Предпринимательская информация, циркулирующая в рыночно-конкурентной сфере деятельности, подразделяется на техническую, организационную, коммерческую, финансовую, рекламную, о спросе-предложении, конкурентах, криминальной обстановке и др.

Не могут составлять коммерческую тайну:

• организационные сведения;

• финансовые сведения (документы  об исчислении и уплате налогов, других платежей, предусмотренных законом, документы о состоянии платежеспособности);

• сведения о штате и условиях деятельности;

• сведения о собственности

Ее одна группа сведений характеризуется тем, что ее не выгодно скрывать от окружения самому предпринимателю. Прежде всего это касается рекламной информации.

К третьей группе сведений относятся те, которые представляют хозяйственную ценность для предпринимателя, и на них не распространяется законный доступ третьих лиц.

Первым вопросом, который необходимо решить при организации охраны предпринимательской  тайны, является определение круга сведений, составляющих тайну, а также возможное распределение их по категориям важности в зависимости от их ценности для предприятия, характера и размера ущерба, который может быть нанесен организации при разглашении этих сведений. Для подготовки перечня сведений, относящихся к предпринимательской тайне организации, необходимо привлечь наиболее компетентных специалистов, знакомых как с деятельностью предприятия в целом, так и с работой отдельных подразделений. Создается группа из четырех-пяти человек, в которую входят:

- специалист, владеющий финансовыми  вопросами, конъюнктурой рынка  и данными в отношении конкурирующих  фирм;

- специалист, разбирающейся в системе  организации работы фирмы, ее  особенностях;

- специалист по связям с другими предприятиями, а также по вопросам заключения контрактов, договоров;

- специалист, обладающий  всеми сведениями о выпускаемой  продукции, технологическом цикле  ее производства, о прохождении  всех видов информации (устной, документальной, в виде образцов, узлов, блоков, готовой продукции).

Если организация обладает большой и разветвленной структурой и производимый товар имеет разнородный характер, часто создается несколько таких групп: одна – главная – в целях координации и обобщения результатов работы, остальные – в зависимости от необходимости по каждому отдельному участку.

Далее перед группой  экспертов необходимо поставить  комплекс вопросов в следующей последовательности:

- выделить все виды деятельности предприятия, приносящие прибыль на данный момент; исходя из имеющихся данных о рынке сбыта оценить, превышает ли уровень прибыли для данного вида деятельности аналогичные показатели у других предприятий;

- определить вероятную перспективу рентабельности этой деятельности.

Если вид деятельности устраивает предприятие в данный момент и в перспективе, а прибыль  выше, чем у конкурирующих фирм, то предприятие располагает определенной коммерческой тайной и необходимо продолжить анализ. Исходя из этого, эксперты должны определить, что именно в данном виде деятельности позволяет получать прибыль.

Нельзя относить какие-либо сведения к категории коммерческой тайны в целях уклонения от уплаты налогов, сокрытия фактов нанесения ущерба здоровью людей, а также других противозаконных действий. Перечень сведений, представляющих коммерческую тайну, доводится до структурных подразделений и соисполнителей. Исполнитель и руководитель, подписывающие документ, оценивают содержащиеся в нем сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия. При наличии таких сведений на титульном листе в правом верхнем углу должен быть поставлен гриф, например «коммерческая тайна».

Основным моментом, способствующим защите информации, остаются специальные  меры, направленные на предотвращение утечки конкретных сведений. Чем больше к ним может быть проявлен интерес, тем оперативнее должны осуществляться меры по недопущению его удовлетворения.

Специальные меры, которые осуществляются при защите информации, обычно разделяют  на внешние и внутренние. К внешним  мероприятиям относятся: изучение партнеров, клиентов, с которыми приходится вести  хозяйственную и коммерческую деятельность, сбор информации об их надежности, платежеспособности и другие данные. Если в этом есть необходимость, то производится изучение связей сотрудников фирмы.

При осуществлении внутренних мероприятий  по обеспечению безопасности решаются следующие вопросы: подбор, проверка лиц, желающих поступить на работу в частное предприятие; анализируются их анкетные данные, поведение по месту жительства и прежней работы, личные и деловые качества, положительные и отрицательные стороны изучаемого лица, межличностные отношения. Иногда дополнительно проводится тестирование лица для выяснения моральных или других качеств. Обращается внимание на возможную работу в конкурирующей фирме и причины ухода. После этого делается вывод о пригодности кандидата к работе в конкретной фирме.

Осуществление специальных внутренних и внешних мер защиты ценных информационных систем должно осуществляться специально подготовленными лицами.

 

Выводы

1. Предпринимательская тайна включает любые сведения, разглашение которых может нанести экономический и моральный ущерб предпринимательской организации, значительно повлиять на ее деловую репутацию.

2. Субъектом оценки предпринимательской  (коммерческой) информации является  ее владелец (собственник). Ценность  информации определяется с помощью  таких критериев, как полезность, своевременность и достоверность. Предпринимательская информация имеет свою стоимость, которая зависит от ее ценности.

3. Прежде чем принимать меры  к защите информации разных  видов, необходимо ответить на  следующие вопросы: какие сведения нельзя скрывать, какие сведения не выгодно скрывать, какие сведения подлежат охране (кем и от кого)?

4. Основным вопросом, который необходимо  решить при организации охраны  предпринимательской тайны,является  определение круга сведений, составляющих тайну, а также возможное распределение их по категориям важности в зависимости от их ценности для предприятия, характера и размера ущерба, который может быть нанесен организации при разглашении этих сведений.

5. Осуществление специальных внутренних  и внешних мер защиты ценных информационных систем должно осуществляться специально подготовленными лицами.


Информация о работе Сущность предпринимательской тайны