Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 19:05, реферат
Обеспечение сохранности информации о деятельности организации, всех ее факторах развития служит условием выживания организации в рыночной конкурентной среде. Предпринимательская тайна включает любые сведения, разглашение которых может нанести экономический и моральный ущерб предпринимательской организации, значительно повлиять на ее деловую репутацию. Предпринимательская тайна представляет интегрированную совокупность производственной, технической, коммерческой и служебной тайны, сохранение которой обеспечивает фирме возможность добиваться планируемых результатов.
Предпринимательская тайна.
Сущность понятия.
Основные механизмы защиты.
Сущность предпринимательской тайны
Обеспечение сохранности информации о деятельности организации, всех ее факторах развития служит условием выживания организации в рыночной конкурентной среде. Предпринимательская тайна включает любые сведения, разглашение которых может нанести экономический и моральный ущерб предпринимательской организации, значительно повлиять на ее деловую репутацию. Предпринимательская тайна представляет интегрированную совокупность производственной, технической, коммерческой и служебной тайны, сохранение которой обеспечивает фирме возможность добиваться планируемых результатов.
Основные аспекты защиты предпринимательской информации
При определении ценности предпринимательской информации необходимо руководствоваться такими критериями, как полезность, своевременность и достоверность поступивших сведений.
Полезность информации заключается
в том, что она создает субъекту
выгодные условия для принятия оперативного
решения и получения
Важное значение в условиях развития многообразных форм собственности уделяется вопросу определения принадлежности информации на правах интеллектуальной собственности конкретному субъекту предпринимательства, а в итоге наличия у последнего правомочий на ее защиту. В соответствии с российским законодательством владельцами (собственниками) предпринимательской информации как интеллектуальной собственности могут быть граждане России, граждане иностранных государств, лица без гражданства, а также объединения граждан – коллективных предпринимателей. Разнообразны и направления предпринимательской деятельности. Это внутренние и внешние экономические сферы производственной, посреднической, коммерческой, научно-технической, инвестиционной, сервисной деятельности. Необходимо подчеркнуть тот факт, что субъекты предпринимательства, формы и направления их деятельности не равнозначны, а следовательно, и информационные потоки, циркулирующие в данных сферах, не равноценны.
Законодательство
Предпринимательская информация,
циркулирующая в рыночно-
Не могут составлять коммерческую тайну:
• организационные сведения;
• финансовые сведения (документы об исчислении и уплате налогов, других платежей, предусмотренных законом, документы о состоянии платежеспособности);
• сведения о штате и условиях деятельности;
• сведения о собственности
Ее одна группа сведений характеризуется тем, что ее не выгодно скрывать от окружения самому предпринимателю. Прежде всего это касается рекламной информации.
К третьей группе сведений относятся те, которые представляют хозяйственную ценность для предпринимателя, и на них не распространяется законный доступ третьих лиц.
Первым вопросом, который необходимо решить при организации охраны предпринимательской тайны, является определение круга сведений, составляющих тайну, а также возможное распределение их по категориям важности в зависимости от их ценности для предприятия, характера и размера ущерба, который может быть нанесен организации при разглашении этих сведений. Для подготовки перечня сведений, относящихся к предпринимательской тайне организации, необходимо привлечь наиболее компетентных специалистов, знакомых как с деятельностью предприятия в целом, так и с работой отдельных подразделений. Создается группа из четырех-пяти человек, в которую входят:
- специалист, владеющий финансовыми
вопросами, конъюнктурой рынка
и данными в отношении
- специалист, разбирающейся в системе организации работы фирмы, ее особенностях;
- специалист по связям с другими предприятиями, а также по вопросам заключения контрактов, договоров;
- специалист, обладающий
всеми сведениями о
Если организация обладает большой и разветвленной структурой и производимый товар имеет разнородный характер, часто создается несколько таких групп: одна – главная – в целях координации и обобщения результатов работы, остальные – в зависимости от необходимости по каждому отдельному участку.
Далее перед группой
экспертов необходимо поставить
комплекс вопросов в следующей
- выделить все виды деятельности предприятия, приносящие прибыль на данный момент; исходя из имеющихся данных о рынке сбыта оценить, превышает ли уровень прибыли для данного вида деятельности аналогичные показатели у других предприятий;
- определить вероятную перспективу рентабельности этой деятельности.
Если вид деятельности устраивает предприятие в данный момент и в перспективе, а прибыль выше, чем у конкурирующих фирм, то предприятие располагает определенной коммерческой тайной и необходимо продолжить анализ. Исходя из этого, эксперты должны определить, что именно в данном виде деятельности позволяет получать прибыль.
Нельзя относить какие-либо сведения к категории коммерческой тайны в целях уклонения от уплаты налогов, сокрытия фактов нанесения ущерба здоровью людей, а также других противозаконных действий. Перечень сведений, представляющих коммерческую тайну, доводится до структурных подразделений и соисполнителей. Исполнитель и руководитель, подписывающие документ, оценивают содержащиеся в нем сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия. При наличии таких сведений на титульном листе в правом верхнем углу должен быть поставлен гриф, например «коммерческая тайна».
Основным моментом, способствующим защите информации, остаются специальные меры, направленные на предотвращение утечки конкретных сведений. Чем больше к ним может быть проявлен интерес, тем оперативнее должны осуществляться меры по недопущению его удовлетворения.
Специальные меры, которые осуществляются при защите информации, обычно разделяют на внешние и внутренние. К внешним мероприятиям относятся: изучение партнеров, клиентов, с которыми приходится вести хозяйственную и коммерческую деятельность, сбор информации об их надежности, платежеспособности и другие данные. Если в этом есть необходимость, то производится изучение связей сотрудников фирмы.
При осуществлении внутренних мероприятий по обеспечению безопасности решаются следующие вопросы: подбор, проверка лиц, желающих поступить на работу в частное предприятие; анализируются их анкетные данные, поведение по месту жительства и прежней работы, личные и деловые качества, положительные и отрицательные стороны изучаемого лица, межличностные отношения. Иногда дополнительно проводится тестирование лица для выяснения моральных или других качеств. Обращается внимание на возможную работу в конкурирующей фирме и причины ухода. После этого делается вывод о пригодности кандидата к работе в конкретной фирме.
Осуществление специальных внутренних и внешних мер защиты ценных информационных систем должно осуществляться специально подготовленными лицами.
Выводы
1. Предпринимательская тайна включает любые сведения, разглашение которых может нанести экономический и моральный ущерб предпринимательской организации, значительно повлиять на ее деловую репутацию.
2. Субъектом оценки
3. Прежде чем принимать меры к защите информации разных видов, необходимо ответить на следующие вопросы: какие сведения нельзя скрывать, какие сведения не выгодно скрывать, какие сведения подлежат охране (кем и от кого)?
4. Основным вопросом, который необходимо
решить при организации охраны
предпринимательской тайны,
5. Осуществление специальных