Сущность, формы и виды предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Целями данной работы является анализ эволюции термина "предпринимательство", сущностное раскрытие видов и форм предпринимательской деятельности, исследование формирования предпринимательства в Казахстане при переходе к рыночным отношениям.

Содержание

Введение………………………………………………………………………c.3
1.История возникновения и сущность предпринимательства.…….....................................................................……с.5
2.Формы и виды предпринимательства…………………………………....с.12
3.Условия формирования предпринимательских отношений в переходной экономике Казахстана……….…...................................................................с.23
Заключение…………………………………………..………………….…...с.30
Список использованной литературы ……………………………………...с.31

Работа содержит 1 файл

Копия курсовая работа вторая.docx

— 75.46 Кб (Скачать)

 

 

 

 

                 Курсовая работа

 

          на тему: «Сущность, формы и виды

   предпринимательской деятельности»

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Содержание

Введение………………………………………………………………………c.3 
1.История возникновения и сущность предпринимательства.…….....................................................................……с.5 
2.Формы и виды предпринимательства…………………………………....с.12 
3.Условия формирования предпринимательских отношений в переходной экономике Казахстана……….…...................................................................с.23 
Заключение…………………………………………..………………….…...с.30 
Список использованной литературы ……………………………………...с.31 


 

 

 

                                             Введение

В последние годы в Казахстане получило динамичное развитие предпринимательство, которое представляет собой инициативную, самостоятельную, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность, деятельность физических и юридических лиц, направленную на получение прибыли.

Возрождение предпринимательства в Казахстане состоялось. Действительно, до 1917 года предпринимательство в стране имело  место, но в силу слабого уровня развития производительных сил тогда оно  не получило должного распространения.

За  годы Советской власти понятия "предпринимательство" практически было исключено из экономической  лексики, а термин "предприниматель" воспринимался негативно. Теперь мы не избегаем, как в прошлом, слов "предпринимательство", "предприимчивость".

Сегодня многие стали понимать, что именно предпринимательство двигает развитие производства, рынка, а значит и общества в целом. Зарубежные страны процветают благодаря предпринимателям, а предприниматели - благодаря поддержке своих государств. Предприниматель – это энергия, идущая изнутри, вырывающаяся у деловых людей для достижения коммерческих результатов. Суть его состоит в том, чтобы нести всю полноту риска за начатое дело. В любом деле без рисковой предприимчивости нет жизнеспособности новых идей.

Предприниматели - это люди в деловом мире, умеющие увидеть коммерческие возможности, способные получить необходимый капитал, знающие, как провести соответствующую операцию, и готовые идти на риск, принимая на себя ответственность, как за успех, так и за провал.

Предпринимательство в Республике Казахстан получает развитие в разнообразных видах. По роду деятельности – производственное, коммерческое, финансовое. По размеру хозяйствующих субъектов – малое, среднее и крупное. По характеру собственности – частное, совместное. По организационной форме-    индивидуальное и коллективное (товарищества, общества). Своеобразной организационно – правовой формой предпринимательских предприятий являются производственные кооперативы.

Словом, предпринимательство набирает силу, охватывая всё новые сферы  экономики и социальные слои. Его  успешное развитие может происходить  при наличии таких необходимых  условий, как частная собственность, свобода экономической деятельности.

Казахстан находится на стадии становлении  рыночных отношений, существование  которых в настоящее время  немыслимо без предпринимательской  деятельности – это аксиома и  является актуальностью выбранной  темы.

Целями  данной работы является анализ эволюции термина "предпринимательство", сущностное раскрытие видов и форм предпринимательской деятельности, исследование формирования предпринимательства в Казахстане при переходе к рыночным отношениям.

Социально-экономическое  значение предпринимательства возрастает в силу того, что оно придает  экономике гибкость, способствует привлечению  финансовых и производственных ресурсов населения; несет в себе антимонопольный  потенциал; создает предпосылки  для прорыва по ряду направлений  научно-технического прогресса; во многом решает проблемы занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйствования.

Развитие  рыночной экономики предполагает формирование предпринимательства и воспитание предпринимателя. Решить эту задачу, сопряженную с преодолением довольно серьезных трудностей и психологических  преград, непросто. Экономическая реформа, проводимая в Казахстане, открыла  новые перспективы для развития предпринимательства.

   
            1.История возникновения и сущность предпринимательства.

Впервые понятие предприниматель встречается на арене истории возникновения рабства, когда появилась возможность использовать труд рабов, а война стала двигателем хозяйственной предприимчивости: вслед за завоевателями -  полководцами, пошли завоеватели – хозяйственники. История сохранила память о многих предпринимателях, деятельность которых была тесно связано с воинственными набегами, пиратством и торговлей. Первые предприниматели- промышленники были связаны с военным делом.

В средние века появились хозяйственные  условия для образования нового типа предпринимателей. Начинающие предприниматели  того времени были представлены купцами, торговцами, ремесленниками и миссионерами.

Высокого  уровня достигла торговля в IX-XII вв. в Средней Азии. Международная торговля  известна по сведениям средневековых авторов. При раскопках в кладах найдены импортные изделия – художественная посуда, монеты. Крупными центрами предпринимательства были Испиджаб, Кедер, Отрар, Тараз, Навакет, Баласагун. К ним прибавились такие города северо – восточного Семиречья, как Каллык, Ики- Огуз. В Испиджабе имелись простые рынки и рынок полотна, караван – сараи.. 

Кроме международной торговли получила развитие местная областная торговля и  торговля с кочевниками. О развитии её свидетельствует находки монет, которые обслуживали международную  и областную торговлю.

Развивается торговля города с округой и степью. Известны некоторые из товаров, которые  попадали в казахстанские города из степи, - козьи шкуры и меха.

Для IX-XII вв. характерен рост товарно-денежных отношений, вытеснявших натуральный обмен. Работают монетные дворы в Испиджабе, Отраре, Таразе, Яссах.

С середины XVI века действия предпринимателей принимают профессиональный и цивилизованный характер. Стремление к богатству обусловливает желание получать неограниченную прибыль. В это время появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества..

В конце XVII века возникают первые акционерные банки.

Наиболее  крупный размах банковские операции получили в Англии, где капитализм как общественный строй победил  раньше, чем в других европейских  странах. Большинство современных  принципов банковского дела зародилось именно в Англии. Мир обязан этой стране появлением в 1694 году прототипа  современных банкнот, которые в  XX веке окончательно заменили в денежном обороте золотые и серебряные монеты, а также векселей – долговых расписок.

В конце XVIII- начале IX вв. акционерная форма организации банковского дела получает широкое развитие во многих странах. В этот период собственность ранее существовавших крупных семейных фирм распадается на сотни, тысячи паёв вкладчиков – владельцев акций. Всё более расширяется пропасть между малым и крупным бизнесом. В таких условиях мелким фирмам становится всё труднее выживать, им оказывается не под силу нововведения, зато широкое развитие получают средние и крупные фирмы.

Всё громче звучит мотив получения максимальной прибыли. Для успеха предприятия  уже было недостаточно только заинтересованности его владельца, необходимы были исключительные способности, которыми этот владелец часто  не обладал. В этих условиях было неизбежно  появление нового типа предпринимателя, имеющего особенности для организации  предприятия и управления им, и  новой профессии – менеджер, или организатор и руководитель крупного производства.

После второй мировой войны у банков появились такие мощные конкуренты, как страховые компании. Они сосредоточили  свою деятельность на предприятиях и  частных лицах, стремящихся обезопасить  себя от различных форс – мажорных обстоятельств. Не менее прибыльными  на Западе стал бизнес брокерских домов и холдинговых компаний. Первые занимались по заказу поручителей выгодным размещением акций их предприятий и скупкою акций прибыльных фирм. Холдинговыми (держательскими, от англ. слова hold – "держать") называют компании, владеющих контрольным пакетом акций других фирм. Холдингом может быть как промышленная или торговая корпорация, так и банк или страховая компания.

Пирамиду  разновидностей бизнеса венчают  гигантские транснациональные корпорации, имеющие десятки своих филиалов внутри страны и за рубежом. Эти корпорации производят тысячи видов продукции, имеют имущество, оцениваемое как минимум в сотни миллионов долларов, обеспечивают работой десятки тысяч людей, контролируют огромный оборот капитала. Транснациональные корпорации (ТНК), среди которых известные автомобильные гиганты, как "Дженерал моторс", "Форд", "Крайслер" (США), "Тойота"(Япония), "Вольво"(Швеция), лидеры электронной промышленности "Ай-Би-Эм", "Моторола", "Диджитал"(США), "Хитачи", "Сони"(Япония), "Сименс"(Германия), уже давно вышли за рамки бизнеса в обыденном понимании этого слова. ТНК – это практически бизнес – государства, для которых нет второстепенных вопросов ни в области финансового положения страны их базирования, ни в сфере государственной политики, ни в кругу проблем, стоящих в целом перед мировой экономикой.

Что же такое "предпринимательство" и кто такой "предприниматель"?

Эти понятия впервые употребил английский экономист конца XVII- начала XVII вв. Ричард Кантильон1. По его мнению, предприниматель- это человек, действующий в условиях риска. Источником богатства Р. Кантильон считал землю и труд, который определяют действительную стоимость экономических благ.

Позже известный французский экономист  конца XVII – начала IX вв. Ж.Б. Сэй (1767- 1832) в книге "Трактат политической экономии"2 (1803) сформулировал определение предпринимательской деятельности как соединения, комбинирования трёх классических факторов производства – земли, капитала, труда. Он указывал также, что "талант английских предпринимателей" был одним из факторов успеха развития промышленности Англии. Основной тезис Сэя состоит в признании активной роли предпринимателей в создании продукта. Доход предпринимателя, по мнению Сэя, является вознаграждением за его труд, способность организовать производство, и сбыт продукции, обеспечить "дух порядка". Предприниматель, указывал он, - это лицо, которое берётся на свой счёт и риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт.

Предприниматель, по мнению А.Смита, являясь собственником капитала, ради реализации определённой коммерческой идеи и получения прибыли идет на риск, поскольку вложения капиталов в то или иное дело всегда содержат в себе элемент риска. Предпринимательская прибыль и есть, по Смиту, компенсация собственника за риск. Предприниматель сам планирует, организует производство, реализует выгоды, связанные с разделением труда, а также распоряжается результатами производственной деятельности.

Книга А.Смита была опубликована в том  же году, что и Декларация независимости  США. По мнению Р. Хайлбронера, Л.Тароу  и других экономистов, трудно сказать, какой из этих двух документов имеет  большее историческое значение. Декларация, они считают, прозвучала как призыв к созданию общества, основанного  на "жизни, свободе и стремлении к счастью". Труд А.Смита объяснял, как именно такое общество должно работать.

Всё участники рынка, пишет А.Смит, подгоняются  стремлением "сделать деньги" для себя, улучшить свое положение. Каким же образом рыночное общество не позволяет заинтересованным только в выгоде, жадным только до наживы  людям грабить своих сограждан? Может ли на такой антисоциальной основе выработаться нормальное социальное устройство?

А.Смит отвечает на этот вопрос положительно. Он знакомит нас с центральным  механизмом рыночной системы – механизмом конкуренции. Каждому, говорит он, помышляющему лишь об улучшении своего положения, противостоит на рынке толпа людей  с аналогичным стремлением. В результате каждый действующий субъект на рынке вынужден принять цены, предложенные конкурентами. При такой конкуренции, утверждает Смит, производителю, который попытается запросить больше, чем другие производители аналогичной продукции, трудно будет найти покупателя. При этом хозяин (предприниматель), которому хотелось бы заплатить работнику меньше, чем его конкуренты, не сможет найти таких работников. Итак, рыночный механизм дисциплинирует всех участников рынка.

Рынок выдает те товары, полагает А.Смит, который  желает получить общество, и в том  количестве, которое последнему требуется. Таким образом, А.Смит показал, что  рыночная система – могучая сила, обеспечивающая регулярное снабжение  общества всем необходимым, а также  что эта система саморегулируется. Следует, однако, отметить, что, поскольку  рынок саморегулируется, А.Смит был  против государственного вмешательства  в дела конкуренции и прибыльности. По его мнению, рыночная система, представленная самой себе, будет расти, и богатство  нации, у которой есть эта система, будет постоянно увеличиваться.

Информация о работе Сущность, формы и виды предпринимательской деятельности