Сущность, формы и виды предпринимательской деятельности в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство в сегодняшнем Казахстане, хотя и испытывает значительные трудности, - уже свершившийся факт. Оно защищено законом и будет развиваться. Актуальность выбранной темы очевидна, ибо рыночной экономики без предпринимательства не бывает. И хотя оно у нас находится в зачаточном состоянии, сомнений в том, что бизнес будет ведущей сферой общественного производства, нет.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава I. «Предпринимательство как вид деятельности»……………………….5
1.1. Экономическое содержание предпринимательства…………………….5
1.2. Виды и характер предпринимательской деятельности…...………….....9
Глава II. «Государственная поддержка предпринимательства в РК»…..……15
2.1. Методы государственного регулирования и их роль в повышении эффективности предпринимательской деятельности…………………………15
2.2. Становление и развитие предпринимательства в Казахстан…...…….22
2.3. Проблемы казахстанского предпринимательства и пути их преодоления……………………………………………………………………...26
Глава III. «Рыночный риск и его виды»………………………..………………32
Заключение……………………………………………………..……..36
Список использованной литературы………………………………..37

Работа содержит 1 файл

СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РК (Курсовая).doc

— 202.00 Кб (Скачать)

    Кроме того, зачастую и сам руководитель предприятия, с одной стороны, не является высокопрофессиональным менеджером, а с другой- не способен использовать необходимые приемы и механизмы для воспитания в своих работниках устойчивых мотиваций. Опыт менеджмента накапливается и передается от поколения к поколению. Чтобы стать хорошим менеджером, предприниматель должен непрерывно учиться и переучиваться и следить за профессиональным и карьерным ростом своих работников. В рыночной системе такая система является неотъемлемым атрибутом успешного бизнеса. Обществу постсоветского периода предстоит выработать обычаи, традиции, правила, основанные на свободе предпринимательства, верховенстве законов, культуре бизнеса.

    Но  при всех недостатках и упущениях  первых лет становления предпринимательства, сейчас оно превращается в заметное явление в жизни общества и  завоевывает все более устойчивые и доверительные позиции. В Казахстане все увереннее начинают заявлять о себе предприниматели новой волны.

    Происходящие  в промышленности структурные изменения  и реформирование крупных государственных  предприятий привели к значительному  свертыванию объемов производства и, в ряде случаев, к ликвидации отдельных предприятий и производств. Занятость населения в государственном секторе понизилась, и часть высвободившихся трудовых ресурсов перетекла из государственного в частный сектор экономики.

    Это подтверждается и данными государственной статистики. Общая численность занятого населения по секторам экономики страны снизилась с 6581,8 тыс. чел. в 1994г. до 6400 тыс. чел. в 1997г. (на 181,8 тыс.чел.). На государственных предприятиях и организациях в указанные годы соответственно произошло падение численности занятых с 3719,0 до 2067,2 тыс. чел.

    В 1997 году наблюдался рост количества хозяйствующих  субъектов предпринимательства. По состоянию на 1 янв. 1998 года в Республике насчитывалось 128,6 тыс. хозяйствующих  субъектов предпринимательства, что составляло 87 % от общего числа хозяйствующих субъектов в экономике Казахстана.

    В Казахстане идет процесс формирования предпринимателя- фермера, производителя  сельскохозяйственной продукции. По состоянию  на 1 янв. 1997 г. в сельском хозяйстве  насчитывалось 52,5 тыс. хозяйствующих субъектов, из числа которых в государственной собственности оставалось только 1,5%. Более 84 % товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции, или 44,3 тыс. единиц - крестьянские (фермерские) хозяйства.

    Реализация  двух государственных программ поддержки и развития предпринимательства в период с 1992 по 1996 гг. позволила заложить основы частного предпринимательства в Республике Казахстан.

    Более 38 % малых предприятий были созданы  в 1994-1995 гг. в период малой приватизации. Именно в эти годы наметилась тенденция к макроэкономической стабилизации, сопровождавшаяся снижением инфляции. Кроме того, высвобождалось значительное количество населения в государственном секторе, часть которого впоследствии перетекала в сферу малого предпринимательства.

    Отрицательное воздействие на развитие малого предпринимательства  оказало общее кризисное состояние  экономики, выразившееся в дефицитном бюджете, неплатежеспособности отдельных  предприятий, низком уровне жизни населения, сокращении его платежеспособного спроса и др.

    Как отмечалось ранее, имеющиеся официальные  статистические данные не в полной мере отражают масштабы формирующегося негосударственного сектора. В частности, практически не оценен потенциал  индивидуальной трудовой деятельности, поскольку еще не приведена в цивилизованные рамки уличная торговля на универсальных рынках, не контролируется беспатентная производственная, консультационная, репетиторская, переводческая и иная деятельность по предоставлению услуг населению. Все эти виды деятельности часто не облагаются налогами и функционируют в теневом секторе экономики. 

    2.3. Проблемы казахстанского предпринимательства и пути их преодоления. 

    В последнее время предпринимательство  Казахстана характеризовалось неустойчивой динамикой роста числа предприятий и занятых в них работников. Отраслевая и региональная структура нерациональны. Усиливается криминализация бизнеса. Попытки управления становлением предпринимательства часто носят эпизодический и ненаучный характер. Не отработана денежная система защиты предпринимателя и его собственности от посягательств.

    Причины этого не только в ограниченности финансовых средств, выделяемых на поддержку  предпринимательской деятельности, слабом развитии рыночной инфраструктуры, но и в том, что вовремя не была выработана последовательная государственная стратегия поддержки предпринимательства. Не были выявлены отраслевые, региональные приоритеты. Предпринимательство не было определено как  «полюс интенсивного роста», на который следовало бы воздействовать, чтобы вызвать бурный подъем экономики. Кроме того, отсутствовала обратная связь с предпринимательскими структурами. Не проводился мониторинг происходящих процессов, их идентификация и системный анализ. Не была налажена адекватная статистика. Налицо просчеты как стратегического, так и тактического характера.

    В создавшихся условиях Президентом  Республики Казахстан был своевременно подписан Указ №3036 от 18 июля 1996 года «О дополнительных мерах по реализации государственных гарантий предпринимательской  деятельности». Данным указом гражданам Казахстана были предоставлены дополнительные государственные гарантии по либерализации предпринимательской деятельности, приняты меры по защите от незаконного вмешательства в бизнес бюрократических структур.

Ученым  советом Института экономики Министерства образования и науки Республики Казахстан была произведена систематизация проблем развития предпринимательства и предложен механизм совершенствования политики государственной поддержки на данном этапе реформ.

    Содействие предпринимателям в решении проблемы основного капитала предполагается оказывать посредством введения протекционистских мер по адресной продаже, упрощенной передаче в аренду и управление субъектам предпринимательства, оставшихся в государственной собственности основных фондов. Речь идет о продаже и передаче зданий, сооружений, земельных участков, неиспользуемых или неэффективно используемых производственных площадей и оборудования, объектов незавершенного строительства.

    В соответствии  с Указом Президента, в Республике проводилась инвентаризация неиспользуемых производственных объектов и площадей, офисных помещений и объектов незавершенного строительства на государственных предприятиях. Всего по Республике выявлено 1343 неиспользуемых и 524 недостроенных объектов. Неиспользуемые помещения передаются на тендерной основе.

       Другая проблема состоит в том, что многие объекты и основные средства, приватизированные на начальных этапах реформ, попали в руки лиц, весьма далеких от предпринимательства в подлинном смысле слова. В итоге этот капитал простаивает, и нередко добротные здания и помещения разрушаются от бесхозяйственности. Государство не может оставаться в стороне от этой проблемы. В 1997 году было разработано Положение о механизме передачи таких объектов предпринимателям, предоставившим достоверную информацию о неиспользуемых объектах. Объекты будут передаваться им в аренду с последующим выкупом и с обязательным условием организации производства и создания новых рабочих мест. Установлен порядок предоставления субъектам предпринимательства в аренду или доверительное управление неиспользуемых производственных помещений.

      В соответствии с указами Президента Республики Казахстан и постановлениями Правительства в течение 1997-1998 гг. было проведено изъятие несвойственных функций по оказанию платных услуг у ряда государственных органов, список которых приведен на схеме 1:

    Список  государственных  органов, у которых  были изъяты функции  по оказанию платных  услуг, не предусмотренных  законодательством  Республики Казахстан*(схема 1).

1. Государственная  инспекция по карантину растений. 9. Государственная  автомобильная инспекция.
2. Государственный  стандарт. 10. Государственный  надзор за техническим состоянием  в машинно-тракторном парке.
3. Государственная  противопожарная служба. 11. Государственная  санитарно-эпидемиологическая служба  Республики Казахстан.
4. Пенсионный  фонд Республики Казахстан. 12. Торгово-промышленная  палата Республики Казахстан.
5. Организации,  взимающие предлицензионный сбор. 13. Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации.
6. Национальная  комиссия по ценным бумагам. 14. Комитет финансово-валютного  контроля.
7. Национальная  комиссия  по бухгалтерскому учету. 15. Государственный  комитет по землеустройству.
8. Государственный  комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору. 16. Комитет по  жилью, градостроительству и архитектуре.

 

    Существует  немало государственных организаций, предоставляющих платные услуги в соответствии с решениями Правительства (схема 2): 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  государственных  органов, предоставляющих  в соответствии с  решениями Правительства  принудительные платные  услуги, не предусмотренные  законами (схема 2).

      

 

 

 
 

 
 
 

    Схема 3 иллюстрирует, как трудно предпринимателю  пробиваться со своим бизнесом через частокол установленных преград: 
 
 

Процедура получения разрешения на открытие торгового  киоска, магазина, пункта общественного питания (схема 3).

      
 
 
 
 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Все эти проблемы могут и должны решаться на уровне региональных властей. Правительство в апреле 1997 года изъяло ряд функций по лицензированию, выдаче разрешений и оказанию платных услуг у 16 республиканских организаций. Список отмененных незаконных актов, контролирующих и регулирующих функций таких организаций показан на схеме 4. 

    Перечень  отмененных незаконных действий, контролирующих и регулирующих функций  местных исполнительных органов*.

      
 
 

    
Лицензирование  видов деятельности:
1. Функционирование  пунктов общественного питания.
2. Содержание  и эксплуатация заправочных станций.
3. Лицензионные  сборы.

    
1. Лицензирование  дополнительных видов продукции,  взимание предлицензионных сборов.
2. Принудительные  сборы на развитие городов  и районов, проведение празднований, ярмарок, прием делегаций.
3. Отчисления  во внебюджетные фонды.

 
 
 
 
 
 
4. Отчисления  за услуги лицензирования, консультации, рассмотрение заявлений на выдачу  лицензий, продажа бланков, ксерокопирование  документов, договоров о совместной  деятельности, дивидендов от доходов  предприятий.
5. Взимание  платы за въезд автотранспорта на территорию города.
6. Взимание  платы за право торговли.
7. Взимание  платы за регистрацию сделок  о поставках продукции на рынки.
8. Присвоение  акимами полномочий и функций  судебных органов, распоряжение  имуществом предпринимателей, ликвидация хозяйствующих субъектов.
9. Издание  незаконных актов и поручений,  препятствующих предпринимательской  деятельности.
10. Другие  незаконные виды сборов.

Информация о работе Сущность, формы и виды предпринимательской деятельности в Казахстане