Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 19:57, курсовая работа
Нужно обладать особым воображением, даром предвидения, постоянно противостоять давлению рутины. Нужно быть способным найти новое и использовать его возможности. Нужно уметь рисковать, преодолевать страх и действовать не в зависимости происходящих процессов – самому эти процессы определять. (Й. Шумпетер). В последние годы в Казахстане получило динамичное развитие предпринимательство, которое представляет собой инициативную, самостоятельную, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность физических и юридических лиц, направленную на получение прибыли.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 2
ГЛАВА 1. Сущность, формы и виды предпринимательской
деятельности
1.1 История возникновения и сущность
Предпринимательства…………………………………………………... 4
1.2 Формы предпринимательства……………………………………….6
1.3 Виды предпринимательства…………………………………………10
ГЛАВА 2. Предпринимательство в Республике Казахстан
2.1. Условия формирования предпринимательства
в переходной экономике Казахстана………………………………… 18
2.2. Особенности развития малого и среднего
бизнеса в РК……………………………………………………………... 21
2.3. Проблемы малого и среднего
Предпринимательства…………………………………………………... 25
2.4. Принципы государственной поддержки
малого и среднего предпринимательства…………………………….. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………… 31
Во-первых, это хозяйственная деятельность, т.е. производство товаров, работ и услуг, предназначенных для продажи в рыночных условиях. Во вторых , это инициативная деятельность, т.е, она осуществляется по желанию, воле, свободному выбору самого предпринимателя. Он сам открывает дело, сам решает, чем ему заниматься, сам определяет своих хозяйственных партнеров и определяет условия делового сотрудничества с ними. В-третьих, предпринимательская деятельность должна осуществляться в рамках действующего законодательства. Предпринимательство предполагает совершение всех хозяйственных действий за счет средств самого предпринимателя. Из этого вытекает важное правило о предпринимательском риске: только на предпринимателя возлагаются все неблагоприятные последствия (убытки), вызванные изменением рыночной конъюнктуры либо случайными обстоятельствами. И, наконец, закон прямо говорит о том, что целью предпринимательской деятельности является получение доходов. Поэтому формы хозяйствования, направленные не на получение доходов (удовлетворение потребности семьи, хозяйственная взаимопомощь, благотворительная работы) не считаются предпринимательством. Закон допускает различные формы участия в предпринимательстве: единолично, в составе семьи, путем привлечения других лиц и т.д. Регистрация – начальный и необходимый этап предпринимательства. Только после регистрации предприниматель вправе открывать расчетный счет в банке, нанимать работников, заказывать на свое имя печати, бланки и другие фирменные обозначения, заключать хозяйственные договоры и выходить на рынок. Об этом говорится в Положений о порядке регистрации хозяйствующих субъектов в РК, утвержденном Президентом Республики Казахстан 24 января 1992г. Предприниматели, как уже отмечалось, вправе заниматься всеми видами хозяйственной деятельности: производственной и посреднической, внутриэкономической и внешнеэкономической. Предприниматели могут сочетать различные виды деятельности, изменять их соотношение, прекращать одни виды и начинать другие, не запрашивая на это никаких разрешений. Общее разрешение заниматься всякими не запрещенными видами работ и услуг, выпускать любую, не запрещенную законом продукцию содержится непосредственно в статье 3 Закона "О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства". Специальные государственные разрешения на выпуск определенной продукции, на выполнение тех или иных работ – лицензии – выдаются министерствами и ведомствами. Например, без лицензии запрещается осуществлять геологоразведочные работы, эксплуатацию месторождений полезных ископаемых, лесных и водных ресурсов, выращивание и реализацию культур, содержащих наркотические и ядовитые вещества (об этом говорится в статье 2.4 Закона о предприятии). Частное предпринимательство нуждается в правовой защите. В статье 20 Закона о свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства говорится, что государство гарантирует предпринимателям равные права независимо от избранной организационной формы предпринимательской деятельности и форм собственности. Статьей 30 Закона о предприятии гарантирована защита имущества от незаконного изъятия. Важной формой правовой защиты предпринимательства признается соблюдение коммерческой тайны, к которой статья 27 Закона о предприятии относит сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансовой и другой деятельностью хозяйствующего субъекта, разглашение которых может нанести ущерб его интересам. Но в государственных и общественных интересах некоторые информационные материалы нельзя делать закрытыми и включать в состав коммерческой тайны. Статья 27 Закона о предприятиях устанавливает недопустимость сокрытия загрязнения окружающей среды и другой негативной деятельности, способной нанести ущерб обществу. Более точный перечень видов деятельности, сведения о которых могут составлять коммерческую тайну, должен утверждаться Кабинетом министров Республики Казахстан. Предприниматели обязаны ежегодно публиковать краткие балансовые данные, уставный фонд, сальдо счетов прибылей и убытков, дебиторской и кредиторской задолженности. 21 июня 1991г. принимается закон "О хозяйственных товариществах" (в настоящее время его наследником является Указ президента РК, имеющий силу закона "О хозяйственных товариществах" от 2 мая 1995г.), а 4 июля 1992г. – закон "О защите и поддержке частного предпринимательства". Эти два закона и стали долговременной правовой основой деятельности частных предпринимателей. Они определяют основные формы и способы защиты частного предпринимательства и его поддержки, закрепляют политику отказа от прямого вмешательства государства в частную предпринимательскую деятельность, максимальную свободу частных предпринимателей и ответственность государственных органов и должностных лиц за нарушение прав частных предпринимателей. В 1993 г. среди кооперативов преобладали: строительные – 32,5% от общего числа, по производству товаров народного потребления – 11,1, бытового обслуживания – 7,2%.
Малые предприятия специализировались в основном на торговле и общественном питании – 26,7%, строительстве – 14,1% и промышленности – 12,9%. Теми же видами деятельности занимались и частные предприятия: торговлей и общественным питанием – 37,8%, строительством – 13,3% и промышленностью– 9,9% . Размещались предприятия стихийно, без учета потребностей. Наибольшее их число находилось в промышленно развитых районах. Предпринимательство не стало, как предполагалось, движущей силой экономического возрождения Казахстана. Другими словами, постоянный поиск то проявляющих, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним обусловливают определенные трудности в системе предпринимательства.
2.2. Особенности развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
Необходимо признать, что в условиях трансформации экономики Казахстана в период «перестройки» и реформ малый бизнес сыграл весьма важную, в определенной степени системообразующую роль в создании новой региональной и местной экономики: фактически сложившаяся территориальная специализация малого бизнеса позволила ему дополнить «большую» экономику и сформировать относительно целостную, комплексную структуру хозяйства областей, городов и сельских районов.
Малые предприятия и в целом малый биз нес заняли нишу экономической деятельности максимально ориентированную на региональные и местные потребности. Они наиболее уверенно себя чувствуют в произ водстве товаров и услуг, которые в советский период находились в экономической и социальной тени крупной индустрии. В регионах Казахстана малый бизнес более чем на 80% ориентирован на внутри региональные рынки (а в торговле и строительстве более чем на 90% -- на местные, то есть на городские и районные); и даже применительно к промышленности внутри региональная ориентация составляет более 70%.
Наибольшее число активных предприятий в региональном разрезе приходится на г. Алматы (29,3%), г. Астану (8,3%), а также на Восточно-Казахстанскую (8,2%), Южно-Казахстанскую (7,4%) и Алматинскую (6,6%) области. Другие регионы занимают: Акмолинская область - 8 место (5,0%) и Западно-казахстанская - 12-14 места (2,7%)
По-прежнему сохраняется крайняя неравномерность в распреде лении зарегистрированных МП по областям и регионам Казахстана. На названные первые четыре лидирующих региона РК на 1 июля т.г. приходилось 58,7% зарегистрированных МП, 54,9% действующих и 53,2% общего числа активных Малых предприятий.
Таблица 1 - Количество предприятий малого бизнеса по регионам Республике Казахстан по состоянию на 1 июля 2008года | |||||||||||||
Зарегистрировано единиц | В т.ч. действующие в % к итогу | Из них активные единиц | Занято в %% к итогу по РК | Реализация продукции и услуг в % к зарег. | единиц | в % к итогу по РК | в % к зарег. | место среди регионов | тыс. чел. | в % к итогу | млн. тенге | в % к итогу | |
Акмолинская | 4525 | 3,3 | 3265 | 3,3 | 72,2 | 2447 | 5,0 | 54,1 | 8 | 15,8 | 3,2 | 6066,5 | 2,1 |
Актюбинская | 5200 | 3,8 | 4084 | 4,2 | 78,5 | 1667 | 3,4 | 32,1 | 10 | 31,0 | 6,3 | 6865,7 | 2,3 |
Алматинская | 5992 | 4,3 | 4349 | 4,5 | 72,6 | 3240 | 6,6 | 54,1 | 5 | 22,9 | 4,6 | 15699,9 | 5,3 |
Атырауская | 3539 | 2,6 | 3097 | 3,2 | 87,5 | 1362 | 2,8 | 38,5 | 11 | 18,9 | 3,8 | 11322,6 | 3,8 |
Восточно-Казахстанская | 9184 | 6,6 | 6556 | 6,7 | 71,4 | 4062 | 8,2 | 44,2 | 3 | 41,3 | 8,4 | 25595,0 | 8,7 |
Жамбылская | 4095 | 3,0 | 2852 | 2,9 | 69,6 | 1147 | 2,3 | 28,0 | 16 | 15,8 | 3,2 | 4521,1 | 1,5 |
Западно-Казахстанская | 2945 | 2,1 | 2501 | 2,6 | 84,9 | 1339 | 2,7 | 45,5 | 12 | 21,8 | 4,4 | 7189,6 | 2,4 |
Карагандинская | 8935 | 6,5 | 6489 | 6,7 | 72,6 | 2937 | 5,9 | 32,9 | 6 | 37,8 | 7,7 | 17891,0 | 6,1 |
Костанайская | 5441 | 3,9 | 4208 | 4,3 | 77,3 | 2229 | 4,5 | 41,0 | 9 | 24,5 | 5,0 | 15887,8 | 5,4 |
Кызылординская | 2658 | 1,9 | 2231 | 2,3 | 83,9 | 1353 | 2,7 | 50,9 | 13 | 8,7 | 1,8 | 2903,0 | 1,0 |
Мангистауская | 3761 | 2,7 | 3062 | 3,1 | 81,4 | 1351 | 2,7 | 35,9 | 14 | 16,4 | 3,3 | 8983,3 | 3,0 |
Павлодарская | 6745 | 4,9 | 5152 | 5,3 | 76,4 | 2774 | 5,6 | 41,1 | 7 | 21,9 | 4,4 | 13700,2 | 4,6 |
Северо-Казахстанская | 3199 | 2,3 | 2620 | 2,7 | 81,9 | 1241 | 2,5 | 38,8 | 15 | 22,3 | 4,5 | 9577,6 | 3,2 |
Южно-Казахстанская | 12615 | 9,1 | 8393 | 8,6 | 66,5 | 3677 | 7,4 | 29,1 | 4 | 32,6 | 6,6 | 12455,8 | 4,2 |
г. Астана | 11046 | 8,0 | 9016 | 9,2 | 81,6 | 4078 | 8,3 | 36,9 | 2 | 39,2 | 7,9 | 26003,5 | 8,8 |
г. Алматы | 48499 | 35,0 | 29596 | 30,4 | 61,0 | 14476 | 29,3 | 29,8 | 1 | 123,2 | 24,9 | 111009,6 | 37,5 |
Итого по РК | 138379 | 100,0 | 97471 | 100,0 | 70,4 | 49380 | 100,0 | 35,7 |
| 494,1 | 100,0 | 295672,2 | 100,0 |
Таблица представлена Агентством РК по статистике.
Если по республике в целом к активным относится лишь 35,7% от числа зарегистрированных Малых предприятий, то в Акмолинской и Алматинской областях этот показатель составляет 54,1%, Кызылординской - 50,9%, в 4 областях этот показатель в интервале от 40 до 50%, еще в 3 областях и в г. Астане этот показатель выше среднереспубликанского уровня (от 35,9 до 38,5%), ниже среднего по стране уровня - в г. Алматы (29,8%), Жамбылской (28,0%), Южно-Казахстанской (29,1%) и Актюбинской областях (32,1%)
Данный показатель вполне мог бы быть принят за критерий общего самочувствия Малого бизнеса в областях, городах Алматы и Астана и эффективности его поддержки региональными и местными властями.
В качестве других критериев уровня развития МП в регионах могли бы быть выбраны: доля занятых на МП в общей численности занятых в экономике; доля МП в производстве валового регионального продукта; производство продукции (работ, услуг) на МП в расчете на душу населения.
В региональном разрезе наибольший удельный вес в общем доходе от реализации продукции (товаров, услуг) в первом полугодии т.г. приходится на предприятия малого бизнеса г. Алматы (37,5%), г. Астаны - 8,8%, Восточно-Казахстанской области - 8,7%, на остальные области приходится от 2,1 до 6,1% общего объема дохода.
В таблице 2 приведены показатели дохода по регионам Казахстана.
Таблица 2 - Распределение регионов по доходу от реализации продукции (товаров, услуг) за первое полугодие 2008 г. продукции (товаров, услуг)
Регионы | Области, города | Удельный вес в общем доходе, в % |
1 | 2 | 3 |
Центральный | Акмолинская, Карагандинская | 8,1 |
Западный | Актюбинская, Атырауская, Западно-Казахстанская, Мангистауская | 11,6 |
Восточный | Алматинская, Восточно-Казахстанская | 14,0 |
Северный | Костанайская, Павлодарская, Северо-Казахстанская | 13,3 |
Южный | Жамбылская, Кызылординская, Южно-Казахстанская | 6,7 |
г. Астана | г. Астана | 8,8 |
г. Алматы | г. Алматы | 37,5 |
Итого по РК |
| 100,0 |
|
|
|
Количество МП на 1000 жителей является общепризнанным критерием развития малого предпринимательства.
Наиболее высокая предпринимательская активность населения отмечается в городах Алматы (12,2 предприятия на 1000 жителей) и Астана (7,9), а также в Мангистауской (3,8) и Павлодарской (3,7) областях. Наихудшие позиции у Жамбылской (1,2 активных малых предприятия) и Южно-Казахстанской (1,7) областей. По крестьянским хозяйствам значительно опережает другие области Южно-Казахстанская область - 45,2 действующих крестьянских хозяйства на 1000 жителей сельской местности. Относительно хорошие показатели у Алматинской (28,6), Восточно-Казахстанской (22,7) и Карагандинской областей (21 хозяйство). Отстают по данному показателю Кызылординская (3,0), Мангистауская (4,1), Атырауская (6,1) и Акмолинская (7,1), при среднереспубликанском уровне 21,8 действующих крестьянских хозяйства на 1000 сельских жителей
Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, а также некоторых восточноевропейских стран с переходной экономикой, развитие малого предпринимательства способствует решению ряда важных для поступательного социально-экономического развития страны задач, таких, как демонополизация, формирование рыночной струк туры экономики и конкурентной среды; насыщение рынка товарами и услугами; занятость и самозанятость; экономический рост и увели чение налоговых поступлений (при стабильной налоговой системе); формирование среднего класса; укрепление деловой этики, в том числе и налоговой дисциплины. Именно такие конечные цели изначально ставились при выработке государственного подхода в отношении поддержки развития малого бизнеса в Казахстане. Однако, как показывают результаты выше проведенного анализа, сегодня малый бизнес обрел именно те размеры, которые ему позволяет достичь современная структура экономики и иные сложившиеся по итогам ре форм экономические реальности, а его подъем на уровень выше этой «планки» мо жет быть достигнут в дальнейшем только посредством кардинальных со циально-экономических изменений и сменой самой парадиг мы развития страны. В связи с этим с боль шой долей уверенности можно утверждать, что заметный рост показателей малого бизнеса, достигнув определенных значений, замедлится, если не будут сняты ограничители его развития. Поэтому задача развития данного сектора по-прежнему должна оставаться одним из приоритетов эконо мической политики государства и ее решение невозможно в разрыве от других направлений реформирования экономики и без ко ординации усилий республиканских, региональных и местных властей.
2.3. Проблемы малого и среднего предпринимательства
И если нынешняя ситуация в строительстве и финансовой сфере имеет краеугольное значение лишь для определенной части казахстанских граждан, то для большинства казахстанцев более важен вопрос о питании, одежде и насущных повседневных услугах. Наличие которых на рынке обеспечивают отнюдь не банки и строительные корпорации, а предприятия малого и среднего бизнеса.
В развитых странах мира малый и средний бизнес давно называют мотором экономики. В бюджетах этих стран львиная доля приходится на поступления именно от предприятий МСБ. И, понятно, что правительства данных стран всячески стараются поддерживать и развивать такие предприятия.
У нас же то, что малый и средний бизнес нуждается в поддержке, поняли не сразу и не вдруг. Тем не менее, сейчас много делается для создания наиболее благоприятного климата. В частности, с 1 января 2008 года снижены процентные ставки по ряду налогов. Продолжается работа по совершенствованию законодательной базы. Однако остается еще много серьезных барьеров, преодолеть которые многим бизнесменам удается с трудом.
Роль малого бизнеса в экономике остается по-прежнему незначительной. Несмотря на то, что государственные чиновники любого уровня довольно часто повторяют о поддержке малого и среднего бизнеса, действия правительства, по ее мнению, говорят об обратном.
Создание на бюджетные деньги социально-предпринимательских корпораций в регионах направлено на подавление развития самостоятельного малого и среднего бизнеса, и поддержку только тех, которые войдут в СПК. То есть, правительство и местные органы власти сами хотят "рулить" бизнесом. На самом деле от государства требуется только формирование стратегии, правового поля и современной инфраструктуры для бизнеса, решение вопросов налогообложения, доступности кредитных ресурсов, контроль за соблюдением трудового и экологического законодательств. То есть все то, что можно назвать бизнес-средой.
Всемирный экономический Форум в 2007 году в очередной раз снизил рейтинг конкурентоспособности Казахстана (с 56 до 61) и отметил следующие препятствия для ведения бизнеса: коррупция, несоответствие квалификации работников, налоги, доступ к финансированию, недостаточное обеспечение инфраструктурой, бюрократические процедуры, криминалитет.
С этим трудно поспорить. Любой бизнесмен в своей повседневной работе постоянно сталкивается с этими проблемами. Одна растаможка товара чего стоит. Тут тебе и бюрократические процедуры, и недостаточное обеспечение инфраструктурой, и криминалитет. В связи с этим возникает вопрос, что же все-таки может помочь развитию отечественного малого и среднего бизнеса?
Информация о работе Сущность, формы и виды предпринимательской деятельности