Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:29, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучить предпринимательство и предпринимательскую деятельность.
Исходя из этой цели рассмотрим следующие задачи:
- рассмотреть понятие, сущность и виды предпринимательства;
- изучить классификацию предпринимательской деятельности;
- определить виды предпринимательской деятельности.
Оглавление 2
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 5
1.1 Понятие и содержание предпринимательства 5
1.2 Сущность и функции предпринимательства 7
1.3 Виды предпринимательской деятельности 9
Глава 2. Приватизация сельского хозяйства в Казахстане 10
2.1 Приватизация – формы, цели и признаки 10
2.2 Объекты и субъекты приватизации 11
2.3 Экономическое состояние сельского хозяйство в Казахстане 12
Глава 3. Пути совершенствования сельского хозяйства в Республике Казахстан и его интенсификация в условиях рыночной экономики. 14
3.1 Современное состояние сельского хозяйства в Казахстане 14
3.2 Кластерное развитие 16
3.3 Проблемы и перспективы сельского хозяйства при вступлении в ВТО 17
Заключение 20
Экстенсивный путь имел важное значение для увеличения производства продукции на ранних этапах развития сельского хозяйства. Однако освоение новых земель продолжается и в настоящее время. Вместе с тем исторический опыт развития большинства стран мира показывает, что основным и наиболее перспективным направлением развития сельского хозяйства является интенсификация.
Объективными предпосылками интенсификации сельского хозяйства являются:
-ограниченность
земель, пригодных для
-развитие
производительных сил,
-общественное разделение труда;
-рост
городского населения,
Интенсификация не исключает и экстенсивное освоение земель, необходимость в котором возникает в двух ситуациях: когда невозможно покрыть растущий спрос на продукты сельского хозяйства только за счет интенсификации; если расширение посевных площадей позволяет при равной сумме капитальных и текущих затрат получить больше продукции, чем при интенсификации.
Преобладание экстенсивного или интенсивного пути развития сельского хозяйства зависит от сложившихся экономических условий - наличия свободных земель, возможности дополнительных вложений, спроса на продукцию, эффективности производства. На практике увеличение продукции часто происходит посредством применения двух форм одновременно. При этом необходимо иметь в виду, что экстенсивная форма развития сельского хозяйства при определенных условиях может быть эффективной, следовательно, экстенсивное развитие нетождественно неэффективности.
Интенсификация сельского хозяйства - это основная форма расширенного воспроизводства, осуществляемая путем совершенствования системы ведения отрасли на основе научно-технического прогресса для увеличения выхода продукции с единицы площади, повышения производительности труда и снижения издержек на единицу продукции.
При определении интенсификации необходимо исходить из характерной для нее тройственной взаимосвязи: затраты - земля продукция. Однако продукция может быть получена и при отрицательном влиянии интенсификации на окружающую среду, поэтому одним из необходимых условий данного процесса является экологическое благополучие.
Следовательно, под интенсификацией сельского хозяйства следует понимать дополнительные вложения материальных средств, а иногда и живого труда на той же площади, осуществляемые на основе совершенствования техники и технологии производства с целью увеличения объема продукции при одновременном росте экономического плодородия земли.
Данное определение раскрывает материальную основу интенсификации, которую составляют дополнительные вложения качественных средств и квалифицированного труда. В ходе интенсификации затраты материальных ресурсов (овеществленного труда) увеличиваются, а живого труда сокращаются, так что совокупные затраты труда в целом на единицу продукции уменьшаются.
Под
дополнительными вложениями следует
понимать затраты материальных средств
и труда на единицу площади, которые
превышают уровень затрат в базовый
период или в базовом хозяйстве,
осуществляются с целью повышения
плодородия почв, увеличения выхода продукции
с единицы площади. В сущности, понятие
«добавочные вложения материальных средств
и труда» предполагает изменение форм
организации производства, преобразование
техники и технологии.
В Казахстане началась одна из самых фундаментальных реформ в истории независимого государства - земельная. В стране вводится частная собственность на землю. Таким образом, по мнению экспертов, республика вновь подтвердила право быть во главе списка лидеров либеральных реформ на постсоветском пространстве.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев считает земельную реформу новым этапом в политико-экономической жизни государства и по значимости и масштабности сравнивает ее с приватизацией.
По мнению казахстанского лидера, сегодня одной из приоритетных отраслей страны является сельское хозяйство, которое должно стать "стабильным звеном роста экономики". Правительство Казахстана обозначило три приоритета в развитии села: обеспечение продовольственной самодостаточности, увеличение производства сельскохозяйственной продукции на экспорт и создание на селе "достойной среды обитания". В принципе государство и так помогает селянам, например, каждый год выделяет около 30 млрд. тенге (около 204 млн. долл.) в качестве дотации. Кроме того, дважды были списаны долги аграриев на 7 и 5 млрд. тенге (соответственно 47,5 и 34 млн. долл.). Однако одного бюджетного вливания недостаточно - нужны инвестиции. "Именно для привлечения инвестиций сельского хозяйства и вводится частная собственность на землю, - отметил глава Казахстана. - Мы создадим рачительного хозяина земли, который будет заботиться о том, чтобы передать ее своим детям". В то же время Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что "никому земля бесплатно отдаваться не будет", но государство обязуется помогать "эффективному хозяину". "Сейчас земля эксплуатируется на износ. Те, кто варварски использует земельные угодья, должны знать, что государство их отберет - пришло время привести законы в соответствие с жизнью", - особо подчеркнул президент Казахстана.
Действительно, по данным республиканского Агентства по управлению земельными ресурсами, случаи самовольного занятия земельных участков в Казахстане фиксируются очень часто. Также специалисты агентства отмечают большой процент случаев нерационального использования земли сельскохозяйственного назначения - на сегодняшний день в республике имеется свыше 176 тыс. гектаров земель, где возделывание сельскохозяйственных структур проводилось вопреки существующим правилам. Примечательно, что среди нерадивых землепользователей числятся несколько министерств: энергетики и минресурсов, транспорта и коммуникаций, природных ресурсов и охраны окружающей среды... Поэтому в агентстве надеются, что земельная реформа поспособствует рациональному использованию казахстанской земли.
По мнению большинства экспертов, частную собственность на землю вводить надо, потому что само понятие "государственная собственность" до сих пор в постсоветском сознании воспринимается как "ничейная". Причем земельная реформа поспособствует не только привлечению инвестиций на село. Сегодня неопределенный статус сельскохозяйственных угодий помогает уходить от налогов и государственного контроля: бесхозность земель создает дополнительный соблазн для чиновников, поэтому в большинстве случаев официально не обрабатываемые участки на самом деле используются, и их хозяева имеют весьма неплохие доходы.
Однако, несмотря на очевидные плюсы реформы, по поводу принятия Земельного кодекса в республике разгорелись нешуточные споры. И это неудивительно. Приватизация земли - традиционный объект политических баталий в молодых странах Содружества. В Казахстане на этот раз земельный вопрос стал причиной острого противостояния между правительством и парламентом. Депутаты внесли более 700 поправок в подготовленный правительством документ, пять из которых наиболее радикально противоречат правительственной редакции. В результате бурной полемики Мажилис (нижняя палата парламента) республики фактически выразил недоверие кабинету министров, и тогдашний премьер Имангали Тасмагамбетов подал в отставку.
Проведение реформы в этой области всегда вызывает сложную реакцию и в обществе, и в политике, однако в новейшей истории республики подобное произошло впервые, - комментирует председатель Мажилиса Казахстана Жармахан Туякбай. - Прежде всего депутаты не договорились с правительством о механизмах выкупа земельных угодий. Насколько под силу будет казахстанским фермерам покупать землю по цене от 35 тыс. тенге (230 долл.) за гектар? Для того чтобы на севере страны получить хороший урожай, необходимо приобрести 350 гектаров. На юге, где земля орошается, ее стоимость еще дороже - 1000-1200 долл. за гектар. Еще немаловажный вопрос: куда направлять средства, полученные от продажи земли, - в национальный или специальный фонд?"
Вопрос о введении частной собственности на землю стал риторическим и для простых тружеников села. Действительно, обычному крестьянину покупка своего куска земли вряд ли будет по карману. Однако, согласно соцопросам, 70% фермеров высказались за принятие Земельного кодекса. А фермерских хозяйств в Казахстане сегодня насчитывается около 115 тыс., причем ежегодно их число увеличивается - только в прошлом году в стране появилось 16 тыс. фермеров.
В принципе казахстанские крестьяне к приватизации сельскохозяйственных земель готовы. Многие уже давно подсчитали, смогут ли выкупить или расширить свои пашни. Впрочем, до начала продажи земли еще как минимум два месяца. Как утверждают в Агентстве по управлению земельными ресурсами, еще предстоит разработать целую серию подзаконных актов, которые будут регулировать механизмы нового кодекса. Местные же органы власти в ближайшее время должны определиться с максимальными размерами землевладений.
За период своей независимости Казахстан делает уже третью попытку отрегулировать земельные отношения. Первая была предпринята в 1995 году тогда вышел соответствующий указ президента "О земле", имеющий силу закона. Этот документ сразу же окрестили "коммерциализированным", потому что он содержал такие категории, как "первичное и вторичное землепользование", и делал землю объектом бесконечного торга. Через пять лет появился Закон "О земле", в котором круг временных хозяев - арендаторов был четко очерчен. Этот документ, действующий до сих пор, предусматривает частную собственность на землю, однако допускает лишь приватизацию огородов и приусадебных участков, а земли сельскохозяйственного назначения (90 млн. га из 270 млн. га территории всей республики) могут только арендоваться. Оттого и этот закон сразу же был назван документом временного пользования.
Новое положение о приватизации сельхозземель тоже вряд ли будет безупречным, однако есть все основания полагать, что именно этот документ наведет порядок в сельском хозяйстве страны.
Казахстан - девятое в мире по территории государство. Но 67% его земель относится к разряду пустынь и полупустынь. То есть порядка 180 млн. га земли ни на что не пригодны, однако оставшиеся земли могли бы стать стабильным источником дохода для крестьян и соответственно существенно пополнить государственную казну.
Главным политическим аспектом акции можно считать тот факт, что с введением частной собственности на землю с помощью механизмов, отвечающих основным международным стандартам, Казахстан становится в ряд государств с окончательно укрепившимися рыночными отношениями.
В Казахстане наиболее перспективным подходом в дальнейшей реструктуризации экономики страны является кластерный подход, что и выделил наш Президент в своем послании. Кластер – это производственная система, состоящая из группы предприятий, объединенных между собой в единую технологическую цепочку, где первичный продукт проходит все стадии переработки до конечной продукции, обладающей свойствами высшей степени готовности к использованию. Как у любой системы, у кластера есть определенные свойства. Это глубина переработки продукции, охват цепочки производств, степень сложности данных видов производств, количество переделов, наукоемкость, потребность в финансах, в кадрах, в оборудовании, машинах, механизмах, потребность в продукции сопутствующих производств, степень вовлечения в кластер национальной экономики. Кластер также имеет площадь размещения предприятия по территории: региональный, республиканский, международный. У кластера имеет значение то, насколько его конечная продукция конкурентоспособна, наукоемка, долговечна, будет ли она обладать внутренним спросом , а также будет ли на нее потребность на внешних рынках, является ли сырье для нее постоянно быстро возобновляемым. А также какой результат дает этот кластер для деятельности региона, государства, континента, какие решаются социальные и политические интересы. По функционированию, кластер, замкнутая система , находящаяся по единым управлением. Исходя из этого, при создании кластера в определенной области мы должны прежде выяснить все его достоинства и недостатки. И только после этого принимать решение, где этот кластер использовать с поддержкой государства.
Примеров кластерного развития в мировой практике предостаточно. Советский Союз развивался по данному направлению. Есть пример производства легендарного Генри Форда по выпуску автомобилей, когда он создал единую систему и образовал свою империю, охватывающую сферы: от добычи железной руды до выпуска конечной продукции – автомобилей. Плюс такого производства заключался в том, что оно работало, минус – в отсутствии конкурентной среды, когда предыдущие и последующие звенья цепочки вынуждены брать продукцию у своих, иной раз в ущерб интересам своего маленького передела. Что сказывалось на конкурентоспособности конечной продукции.
По примеру развития экономик США, Китай и т.п., которые в их революционный период становления, набирали темп развития с подъема сельского хозяйства своей страны. Прогресс Казахстана возможен лишь с началом сельскохозяйственной революции в степном животноводстве, который обозначится во всех областях общественной жизни: в технологической, экономической, социальной, интеллектуальной, культурной и политической. Освоение проекта позволит провести модернизацию инфраструктуры и диверсификацию экономики, позволит уменьшить зависимость страны от цен на энергоносители и металлы, расширит экспортный потенциал республики, укрепит продуктовую безопасность страны.