Субъекты и формы предпринимательства в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 00:14, реферат

Описание работы

Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель - не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель, и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера) .

Работа содержит 1 файл

Фуфло.docx

— 29.17 Кб (Скачать)

1. Субъекты и формы  предпринимательства в Республике  Беларусь 
 
 

Малый бизнес - предпринимательская  деятельность, дающая прибыль на малых  предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение. По действующему законодательству малое  предпринимательство в нашей  стране представлено в двух формах: юридические лица и индивидуальные предприниматели. 

Основным субъектом  предпринимательской активности выступает  предприниматель. Однако предприниматель - не единственный субъект, в любом  случае он вынужден взаимодействовать  с потребителем как основным его  контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях  может выступать в качестве помощника  или противника. И потребитель, и  государство также относятся  к категории субъектов предпринимательской  активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера)  

Во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя, предприниматель относится к  категории активного субъекта, а  потребителю свойственна, прежде всего, пассивная роль. При анализе стороны  этих взаимоотношений, потребитель  выполняет роль индикатора предпринимательского процесса. Это понятно, поэтому все  то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как готовность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации  своей деятельности никоим образом  не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя. 

В соответствии с  Законом «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Республике Беларусь» к субъектам малого предпринимательства - юридическим  лицам - относятся предприятия и  организации со среднесписочной  численностью работников: 

1) в промышленности  и на транспорте - до 100 человек; 

2) сельском хозяйстве  и научно-производственной сфере  до 60 человек; 

3) строительстве  и оптовой торговле - до 50 человек; 

4) других отраслях  производственной сферы, общественном  питании, бытовом обслуживании  населения и розничной торговли - до 30 человек; 

5) других отраслях  непроизводственной сферы - до 25 человек. 

Субъекты малого предпринимательства образуют разветвленную  сеть, действуют на многочисленных местных рынках и удовлетворяют  разнообразные потребности различных  слоев населения в товарах  и услугах. Небольшие размеры  малых предприятий, технологическая, производственная и управленческая гибкость позволяют им оперативно реагировать  на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Они динамично осваивают новые  виды продукции и заполняют ниши, не привлекательные для крупного бизнеса. 

Развитие малого предпринимательства способствует формированию широкого слоя мелких собственников, самостоятельно обеспечивающих свое благосостояние и достойный уровень жизни. Малый  бизнес позволяет создавать новые  рабочие места, что обеспечивает снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. 

Предпринимательство как особая форма экономической  активности может осуществляться как  в государственном, так и в  частном секторе экономики. В  соответствии с этим различают: а) предпринимательство  государственное; б) предпринимательство  частное. 

Государственные предпринимательство  есть форма осуществления экономической  активности от имени предприятия, учрежденного: 

а) государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим  законодательством) управлять государственным  имуществом (государственное предприятие); 

б)органами местного самоуправления. Собственность такого рода предприятий есть форма обособления  части государственного имущества, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой  таких предприятий выступает  то обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по обязательствам государства). 

Частное предпринимательство  есть форма осуществления экономической  активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме  индивидуальной трудовой деятельности). 

Конечно, каждый из этих видов - государственное и частное  предпринимательство - имеет свои отличительные  признаки, но основные принципы их осуществления  во многом совпадают. И в том и  в другом случае осуществление такой  деятельности предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли. Схожей является и типология обоих  видов предпринимательства. 

Предпринимательство как форма инициативной деятельности, направленной на извлечение прибыли (предпринимательского дохода), предполагает: 

1)осуществление непосредственных  производительных функций, т.  е. производство товара (продукта) или оказание услуги (например, машиностроительная  фирма, туристская компания, инжиниринговая  фирма или конструкторское бюро); 

2)осуществление посреднических  функций, то есть оказание услуг,  связанных с продвижением товара  на рынок и его передачей  в надлежащем (общественно приемлемом) виде от непосредственного производителя  такого товара его потребителю. 

Предпринимательская деятельность, связанная с непосредственным производством товаров, может носить традиционалистский характер (традиционалистское предпринимательство) и инновационный  характер (инновационная предпринимательская  деятельность, инновационное предпринимательство). 

Предпринимательство в сфере непосредственного производства товаров может, таким образом, ориентироваться  на производство и поставку на рынок  традиционных или инновационных  товаров. Практика предпринимательской  деятельности в любой ее форме  включает в себя инновационный процесс. Приводимое выше деление типов предпринимательской  деятельности основывается на убеждении, что производство и поставка на рынок  традиционных товаров осуществляется также с использованием каких-то новых методов или приемов, связанных  с организацией производства, техническими элементами производства или изменениями  качественных характеристик производимого  товара. 

По информации Министерства статистики и анализа, по состоянию  на 01.07.2008 в республике функционирует 50,7 тыс. малых предприятий (по состоянию  на 01.07.2007 - 37,1 тыс.). Прирост составил 13,6 тыс. малых предприятий (или 36,7%). Списочная численность работающих на малых предприятиях за I полугодие 2008г. составила 450,7 тыс. человек (за I полугодие 2007 г. - 407,5 тыс. человек). По численности работающих лидируют промышленные предприятия - 38,6% от общего количества занятых на малых предприятиях, на предприятиях торговли и общественного питания занято 25,2%, в строительстве - 16,5%, на транспорте - 8,1%. Удельный вес валового внутреннего продукта, произведенного субъектами малого предпринимательства, составил 8,9% от общего объема ВВП и вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,9 процентных пункта. 

Отраслевая структура  малого предпринимательства неоднородна. Наибольшее количество таких предприятий  занято в торговле и общественном питании - 40,2%, промышленности - 20,9%, в  строительстве - 10,3%, в транспорте - 8,3%, в сельском хозяйстве - 4,3%. Уровень  регионального развития малого предпринимательства  зависит от таких факторов, как  выгодное экономическое положение, уровень доходов населения, наличие  развитой инфраструктуры, отношение  и поддержка малых предприятий  со стороны местных органов управления. Анализ распределения малых предприятий  в разрезе регионов республики показывает, что большая их часть сконцентрирована в г.Минске и Минской области (44,0% и 12,8% соответственно от общего количества малых предприятий). 
 
 

2. Франчайзная система:  цель создания, понятия, условия  взаимодействия 

Франчайзинг - это  система договорных отношений крупных  и мелких фирм в области сбыта. Он предполагает, что одна сторона (крупное  предприятие) за вознаграждение предоставляет  другой стороне (малому предприятию) право  использования фирменного наименования, товарного знака. 

Выделяют три основных вида франчайзинга: 

1)товарный - предусматривает  покупку прав на продажу товаров,  произведенных франчайзером, с его  торговой маркой; 

2)производственный - предусматривает покупку прав  на производство и сбыт товара  с использованием сырья и материалов, купленных у материнской компании, с использованием ее торговой  марки; при этом важнейшим обязательством  МП является соблюдение стандартов  качества материнской компании; 

3)деловой - предусматривает  покупку права на организацию  малой фирмы, которая будет  носить название материнской  компании и выберет тот же  профиль деятельности. 

Преимущества от франчайзинга получают как крупные, так и малые предприятия. 

Малые предприятия  получают следующие преимущества: 

а) увеличение объема продаж. 

При этом необходимо разделить понятия "объем продаж" и "доля рынка", поскольку в  результате использования франчайзинга рост рыночной доли МП происходит за счет торговой марки крупного предприятия, соответственно и дополнительная доля рынка принадлежит владельцу  торговой марки; 

б) постоянное обучение представителей малой фирмы в  области производства и реализации данного вида продукции за счет крупной  фирмы; 

в) получение новых  современных технологий в области  права, менеджмента, маркетинга; 

г) возможность получения  от крупного предприятия сырья и  материалов по более низкой цене. 

Главным недостатком  франчайзинга для МП является утрата самостоятельности. Другими недостатками франчайзинга для МП являются зависимость  от успеха работы франчайзера, утрата гибкости управления. 

Крупное предприятие  получает следующие преимущества: 

а)продвижение с  использованием МП собственной торговой марки, увеличение доходов от ее использования; 

б)МП, расположенное  в другой стране, создает основу для проникновения крупной компании на рынок; 

в) МП при франчайзинговом  договоре обязуются тратить определенную долю дохода на рекламу. 

Франчайзинговый договор (соглашение о франшизе) не рассматривается  как особый вид контракта, обычно его трактуют как гибридную форму, сочетающую в себе элементы лицензионного  и дистрибьюторского договора. Предметом  договора является право использования  имени, репутации и способа ведения  дела, цена и срок исполнения; объект франчайзингового договора должен быть защищен от несанкционированного использования. В договоре должна быть оговорена  эксклюзивность передаваемых франчайзи (покупателю) прав и то, на какой территории они действительны, возможность  осуществления субфранчайзинга. 

В договоре должна быть оговорена техническая и консультационная помощь франчайзера в области  подготовки кадров, маркетинга, управления, дизайна, оговорен порядок передачи технической документации и лицензий, консультаций, поставки дополнительного  оборудования, закупки необходимых  ресурсов по сниженным ценам, порядок  осуществления контроля качества со стороны франчайзера. 

Отдельный блок составляют обязательства франчайзи: 

- использовать фирменное  наименование франчайзера указанным  в договоре способом; 

- обеспечивать соответствие  качества произведенных товаров  качеству товаров, производимых  франчайзером; 

- соблюдать конфиденциальность; 

- осуществлять рекламную  деятельность в отношении торговой  марки франчайзера (как правило,  расходы по продвижению торговой  марки разделяются между участниками  договора). 

Во франчайзинговом  договоре оговаривается размер платы  за франшизу и роялти (должны находиться в пределах отраслевых норм), размер вложения в развитие объекта франчайзингового договора, платежи за оказание франчайзером услуг по консультированию, рекламе, управлению:

Рf = Рc + Rf + If + Тр, 
 

где Рf - платежи по договору франчайзинга со стороны МП; 

Рс - единовременный (паушальный) взнос; 

Rf - сумма роялти  за период действия контракта; 

If - необходимые инвестиции  в объект франчайзинга (единовременные  затраты МП по адаптации технологий  производства и бизнеса, текущие  затраты МП на маркетинг торговой  марки, продукта и др.); 

Информация о работе Субъекты и формы предпринимательства в Республике Беларусь