Становление предпринимательства в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

Работа содержит 1 файл

конференция.docx

— 40.54 Кб (Скачать)

Все более широкое распространение  получал так называемый «челночный»  бизнес. Десятки тысяч людей выезжали за товарами за рубеж. Функционировали  каналы транспортировки самих «челноков» за границу и закупаемых ими товаров  обратно в страну.

К позитивной роли торговой и посреднической деятельности малых  предприятий следует отнести  их участие в создании новых хозяйственных  связей. Инициированная либерализацией цен и рядом других факторов («торможение» ВПК, утрата рынков стран Восточной  Европы и пр.) полная закупорка ранее  сложившихся каналов взаимосвязей между производителями, поставщиками и торговлей открыла очень  широкое поле деятельности для малых фирм по снабжению и сбыту продукции. Малый бизнес смог сыграть роль катализатора первых шагов движения к новой системе внутрикооперационных связей в российской экономике.

В целом в 1992г. малое предпринимательство  было составным элементом массового  процесса «учредительства». Через него несколько веков назад прошли все ныне высокоразвитые рыночные страны

В начале 90-х гг. нынешнего  века биржи, банки, страховые фирмы, крупные частные и полугосударственные  акционерные предприятия возникали  по всей России в огромных количествах. Люди впервые в жизни обрели свободу  самостоятельной предпринимательской  деятельности, получили право от своего имени ставить подпись и печать на финансовых документах, что ранее  было абсолютной монополией государственных  чиновников. Во многом новое российское «учредительство» объяснялось не экономическими причинами, а законами социальной психологии в их приложении к очевидной для  России ситуации кардинального общественного  перелома.

В 1993г. продолжался процесс  бурного «учредительства», выразившийся в увеличении количества малых предприятий  примерно на 2/3. Причем, в абсолютном выражении прирост малых предприятий  превысил данные за предыдущий год. Примерно на миллион человек возросло число  полностью занятых в МП, достигнув  рекордной величины в 8,бЗ млн. человек. В отраслевой структуре еще немного  возросла доля торгово-посреднической деятельности и столь же немного  уменьшилась доля сферы производства.

Сложилась относительно устойчивая региональная структура российского  малого бизнеса: по численности малых  предприятий абсолютным лидером  стал Центральный экономический 

По официальным данным, на долю негосударственных предприятий  в общем объеме малых предприятий  уже приходился 91%, а по экспертным — 93%. Доминирующей формой собственности  в сфере МП прочно стали частные  предприятия. В статистических данных тех лет обращают на себя внимание значительные отличия отраслевой структуры количества малых предприятий от структуры числа занятых на них. В рамках последней абсолютным лидером оказывалось строительство; ненамного отставала от него промышленность; на торговлю и общественное питание, а также общекоммерческую деятельность приходилось менее 30% среднесписочного состава российских малых предприятий. Но этот, казалось бы, странный факт легко объясняется. Все эти различия и статистические противоречия проистекали из повсеместного уклонения малых предприятий от учета результатов своей деятельности и, конечно, от контроля за своими доходами, включая заработную плату. Конечно, в сфере торговли и посредничества делать это намного проще, чем в производственной сфере. Использование рабочей силы без какого-либо документального оформления носило тогда массовый характер.

Кроме того, само правительство, как отмечалось выше, сверхжестким налогообложением толкало предприятия  на нарушение налогового законодательства. Складывалась (насаждалась) ситуация, при которой почти любого представителя  МП можно было привлечь к ответственности  за нарушение тех или иных законов  или нормативных актов. Правда, такого рода привлечение к ответственности  было крайне редким вследствие слабости самих государственных контролирующих структур, включая налоговые органы

Обусловленные деятельностью  самого правительства массовые нарушения  законов в сочетании со слабостью  государства вызвали разгул криминального террора в отношении МП. Криминальные структуры брали на себя то, что государство было не в состоянии исполнить Бандиты оказывались в роли судей и судебных приставов, обеспечивали охрану от «чужих» и, самое главное, присваивали себе функции сборщиков налогов. Характерно, что их «налоги» обычно не превышали государственные.

В 1994г. резко замедлились  темпы прироста числа малых предприятий  и занятых на них: рост составил чуть более 1%, сократилась среднесписочная  численность занятых в МП. После бурного роста резкая остановка в развитии МП произвела эффект абсолютной неожиданности. Тогда шли дискуссии о том, как скоро численность российских малых предприятий достигнет 2-3 млн. с объемом продукции 35-45% ВВП, т.е. о том, когда российское МП достигнет мировых стандартов (число предприятий на душу населения и т.п.). Бытовала точка зрения, что это может произойти в ближайшие два-три года. Прогнозирование — занятие вообще неблагодарное, но в данном случае оптимистические прогнозы совсем разошлись с российскими реалиями.  
Причины остановки роста числа российских малых предприятий условно можно подразделить на глубинные и лежащие на поверхности. Если начать с последних, то основные из них — это сужение характерных для начала 90-х гг. источников облегченного получения в сфере МП относительно больших доходов, исчерпание психологических ожиданий широчайших финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности. 
Все реже встречались до этого обычные случаи, когда какое-либо малое предприятие легко покупает дорогостоящее здание и даже крупное производственное предприятие. Нормой становился доход на одного занятого в МП на уровне, колеблющемся около средней заработной платы по стране. Замедление роста числа новых малых предприятий можно объяснить еще и тем. что никак не проявлял свою силу — и в экономическом, и в социальном плане - такой мощный фактор, как рост безработицы. Несмотря на все прогнозы ее бурного увеличения, официальная безработица оставалась на уровне 2-3% экономически активного населения. Правомерно, правда, предположить, что реальная безработица уже тогда была на порядок выше, на что указывают альтернативные расчеты экспертов профсоюзных объединений, международных организаций и пр. Но, тем не менее, официальный статус работающих (пусть даже на «полуживых» бывших советских предприятиях), пока он действовал, создавал такой социально-психологический эффект, при котором люди не стремились к занятию самостоятельной деятельностью, в том числе пробуя свои силы в сфере малого бизнеса.

Что же касается глубинных  причин замедления роста числа малых  предприятий, то они непосредственно  проистекали из общеэкономической  политики нового российского правительства  во главе с B.C. Черномырдиным. Основной упор в ней был сделан на укрепление и содействие развитию ориентированного на экспорт топливно-энергетического  комплекса. А рядом с этим комплексом в качестве «друга-соперника» при  потакании и попустительстве  власти (при подпитке из бюджета) на глазах разбухал спекулятивный банковско-финансовый сектор. Ни первому, ни второму малое  предпринимательство было совершенно не нужно. Собственно, этот факт и предопределил  жалкую судьбу российского малого предпринимательства  на последующие годы.

В экономике России стала  прослеживаться тенденция к началу новой концентрации и централизации  капитала, а также самой хозяйственной  деятельности. Началось широкомасштабное поглощение предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия  оказывались первой жертвой такого поглощения. Менее рентабельные малые  предприятия не выдерживали конкуренции  со средними и крупными фирмами и  были вынуждены свертывать свою деятельность.

В 1995г. впервые началось снижение численности российских малых предприятий (на 8,8%) и среднесписочного числа  занятых на них (на 4,5%). Падение темпов прироста малых предприятий по-разному  проявилось в отдельных отраслях. Впервые за несколько прошедших  лет опережающими темпами увеличилось  число малых предприятий в  строительстве и на транспорте (на 18 и 19% в 1995г.). В торговле и общественном питании произошло снижение числа  предприятий примерно на 10%. В общей  коммерческой деятельности по обеспечению  функционирования рынка абсолютное сокращение составило 18,7%. В этом наглядно проявилось исчерпание прежних, казалось, безграничных возможностей торгово-посреднической деятельности малых предприятий. 
В науке и научном обслуживании сокращение числа малых предприятий составило 5,6%. Рушились надежды на достойный инновационный вклад малых предприятий в преодоление кризиса российской экономики.

Провозглашенный правительством B.C. Черномырдина курс на финансовую стабилизацию перевел в разряд «выживающих» уже все российские малые предприятия. До этого к «выживающим» относились предприятия преимущественно производственного сектора. Но в этом были и свои положительные моменты. Политика умеренно жесткой финансовой стабилизации, с одной стороны, вызвала значительное замедление темпов роста количества малых предприятий, но с другой —В стране стала формироваться принципиально новая экономическая ситуация, в которой малые предприятия начали играть роль, характерную для МП в рыночной экономике. Появились зачатки нормальной про рыночной среды, характеризующейся конкурентной борьбой малых предприятий на основе повышения качества и разнообразия товаров и услуг. 
Малые предприятия в борьбе за выживание учились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей жизнеспособности они начали активно диверсифицировать хозяйственную и инвестиционную деятельность. Более половины предприятий неторгового профиля помимо основной деятельности в 1995 г. занимались еще и торговлей.

В стране начался процесс  определенного реального укрепления российской государственности, выразившийся, в том числе, в активизации  налоговых служб. Перед малыми предприятиями, не по своей воле находящимися под  бандитской «крышей», встала острая дилемма: или полностью легализоваться и  любым способом избавиться от этой «крыши», или совсем уходить в  «тень». Очевидно, что этот выбор  давался очень трудно. В определенной степени выбор именно легального статуса облегчался для малых  предприятий тем, что вследствие падения доходности всевозможных торговых точек мелкие криминальные структуры стали терять к ним интерес, переключаясь на свою традиционную сферу — проституцию, наркотики.

В 1994-1996гг. российское МП остро нуждалось в поддержке и защите государства. Это осознавали и сами государственные органы. Причем, в регионах становление системы поддержки МП происходило быстрее, чем на федеральном уровне. Именно в субъектах Российской Федерации принимались первые законы и программы развития МП и создавались первые фонды его поддержки.

На федеральном уровне первая программа поддержки МП была принята только в 1994 г., но она так  и не была до конца выполнена. Федеральный  закон о государственной поддержке  МП был принят в 1995г., но его содержание оказалось полностью выхолощенным по сравнению с проектами, разрабатываемыми с 1992г. На созданный в 1995г. Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства РФ (ныне ликвидирован) возлагались большие надежды, но конкретных дел не было. Работали Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, но их финансовые и организационные возможности были крайне малы. Ощущалась острейшая нехватка финансовых средств для поддержки с трудом выживающих российских малых предприятий.

Наметившаяся еще в 1995г. тенденция сокращения общего числа малых предприятий в 1996г. усилилась (сокращение на 5,6%). Однако во многом это было связано с новыми подходами к учету малых предприятий в принятом в 1995г. законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (сократился круг предприятий, относимых к разряду малых), а также с перерегистрацией действующих малых предприятий.

В 1997г. практически во всех отраслях был отмечен рост числа  малых предприятий, в целом по Российской Федерации он составил 4,2

Сложившаяся отраслевая структура  МП за эти годы практически не изменилась. Непроизводственная сфера остается для малых предприятий более привлекательной, чем реальный сектор. Так, в 1997 г. большая часть малых предприятий работала в сфере торговли и общественного питания — 43,2%; в строительстве и промышленности функционировали 16,5 и 15% малых предприятий соответственно. Это вполне объяснимо, во-первых, самой спецификой МП как сектора экономики, а во-вторых — мировой тенденцией доминирования (особенно в малом бизнесе) нематериальной сферы над производственной. Существенных структурных сдвигов в секторе МП за эти годы не произошло

 


Информация о работе Становление предпринимательства в РФ