Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:46, курсовая работа
Для достижения поставленных целей в первой главе охарактеризуем малый бизнес и выясним его роль в рыночной экономике; затем во второй главе рассмотрим опыт других стран в этой области, выделим положительные и отрицательные его стороны; в последней, третьей, главе рассмотрим положение малого бизнеса в Беларуси, выделим положительные и отрицательные моменты. В заключение внесем предложения по эффективному изменению государственной политики в отношении малого бизнеса.
Введение
Глава 1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике
Глава 2. Опыт поддержки малых предприятий в различных странах
2.1 Малый бизнес в Российской Федерации
2.2 Малый бизнес в Великобритании
2.3 Малый бизнес в США
Глава 3. Становление малого бизнеса и проблемы, связанные с его развитием в Республике Беларусь.
Заключение.
Список литературы.
Как видно из таблицы 4, развитие малого бизнеса в России существенно отстаёт в сравнении с рядом развитых стран. В составе важнейшего итогового показателя – ВВП доля малых и средних предприятий в России составляет лишь 10-11%, в то время как в развитых странах- 50-60%.
За последние годы существенного изменения ситуации не произошло. По данным на конец 2006- начало 2007г. общее число малых предприятий составило 953,1 тыс., или в расчёте на 1 тыс.жителей – 6,64. Численность занятых в них- 10,7% экономически активного населения страны. По численности работников в 2006 г. промышленность и строительство занимают соответственно 21,8 и 19,3% ( 1710,7 и 1514,8 тыс.чел). Наибольший удельный вес по численности имеют торговля и общественное питание ( 2629,8 1514,8 тыс. чел. или 33,6%). При этом численность работающих на предприятиях малого бизнеса, так же, как и объём производства, растёт незначительно, а в отдельных отраслях почти не меняется. [6, с. 7]
О масштабах деятельности малого предпринимательства в России в 2006 г. дают данные представленные в таблице 2 (см. табл.2, приложение 2).
Что касается государственной поддержки малого бизнеса, то согласно Программе государственной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ в 2007 г. на эти цели предусмотрено выделение 1,5 млрд. руб. из федерального бюджета. Реализацию данной правительственной программы обеспечивает Департамент государственного регулировании в экономике Минэкономразвития РФ.
Следует также отметить, что финансовая поддержка проектов осуществляется в форме частно-государственного партнерства, которое предполагает выделение средств на реализацию проектов не только из федерального бюджета, но также из региональных бюджетов и внебюджетных источников.
Приложение 3 таблица 3 показывает, какие по мнению населения РФ факторы ограничивают деловую активность. Из представленной таблицы мы видим, что по-сравнению с 1999 годом нехватка денег уже не является наибольшей проблемой, проблемы переместились в сферу оснащенности технологиями. Это свидетельствует о том, что в РФ все больше внимания начали уделять именно материально-технической базе, что положительно сказывается и на качестве продукции и на на доходах предпринимателей.
Как видно на диаграмме (см. рис. 1, приложение 4) индекс предпринимательской уверенности несмотря на спад в 1999 году в связи с кризисом, все еще колеблется на достаточно высоком уровне. Что свидетельствует о доверии предпринимателей к государству в частности. Это доверие позволяет вкладывать больше денег в производство и тем самым повышать благосостояние не только себя, но и страны в целом.
Далее, я хотела бы рассмотреть и проанализировать роль и динамику малого бизнеса в Великобритании, поскольку эта страна является одной из наиболее экономически развитых и имеющая богатый опыт в рыночной экономике, двигателем которой является малое предпринимательство.
К числу малых и средних предприятий в Великобритании, как и во всём Евросоюзе, принято относить компании с численностью персонала до 250 человек, однако в национальной статистике Великобритании не принято выделять микрофирмы (с численностью до 10 человек). Кроме того, в Великобритании применяются свои критерии для отнесения предприятий к малым и средним. В данную классификацию не попадают предприятия, являвшиеся членами крупных групп (дочерние и материнские компании) (см. таблицу 4, приложение 5).
Для Британской банковской ассоциации по программам кредитования малого бизнеса, малые предприятия - те, годовой оборот которых, по данным бухгалтерского учёта, не превышает 1 млн. фунтов стерлингов (ф. ст.).
В начале 2005 г. в Великобритании насчитывалось 4 млн. фирм, что на 200 тыс. больше, чем в 2004 г. Указанная цифра охватывает только коммерческий сектор, т.е. без учёта государственных и некоммерческих предприятий.
Почти все фирмы (99,2%) относятся к категории малых, 0,6%- к категории средних и только 0,2- к категории крупных. В 2005 г. на данных предприятиях, которые давали годовой оборот в 2200 млрд. ф. ст., трудились 21,7 млн. человек. Малые и средние предприятия обеспечивали 58,2% занятости и 52,3% национального оборота, непосредственно малые предприятия – 46,2% занятости и 38,3% национального оборота.
Для малых предприятий Великобритании наиболее предпочтительными видами деятельности оказались сделки с недвижимостью (22%) и НИОКР (19%), а затем уже следую популярные в Беларуси торговля и бытовые услуги.
Доля национального оборота, приходящаяся на малый бизнес также варьируется по отраслям. Если 38,3% национального оборота приходится на малый бизнес, то в производстве эта доля составляет 18,2%, а в сельском хозяйстве – 90,8%. “Возраст малого бизнеса”: большинство – 51% (1,9 млн.) существуют более 15 лет. Около 7% (250 тыс.) – начинающие фирмы, которые существуют не более 2 лет.
По уровню развития:
Около 11% (320 тыс.) предприятий малого и среднего бизнеса – быстроразвивающиеся фирмы. За последние 5 лет малый бизнес увеличил уровень минимальной заработной платы на 34,7%. [3, с. 95]
Необходимо отметить, что в Великобритании фактически отсутствуют проблемы с финансированием. Банки охотно кредитуют малый бизнес, причём на длительные сроки. Далее представлена диаграмма, демонстрирующая соотношение выданных кредитов в зависимости от срока кредитования (см. рис. 2, приложение 6).
Вероятно, преобладание кредитов с максимальным сроком кредитования (свыше 10 лет) обусловлено поддержкой государства, которое фактически выступает гарантом по всем кредитным обязательствам малых и средних предприятий, а также более частым обращением за кредитом именно этой группы заёмщиков.
Как и в любой другой стране, малый бизнес в Великобритании сталкивается с определёнными трудностями. Ежегодно растёт число ликвидированных предприятий и фирм-банкротов. Соотношение наиболее часто называемых предпринимателями проблем в отношении ведения бизнеса покажем на рисунке (см. рис. 3, приложение 7).
Как видно из диаграммы нехватка денежной наличности и доступ к финансированию не являются основными проблемами малого бизнеса в отличие от ситуации в Республике Беларусь.
Законы Великобритании предусматривают упрощённую процедуру регистрации индивидуальных предпринимателей. Для того, чтобы начать свою деятельность, следует просто уведомить соответствующий орган о своих намерениях ( за исключением лицензируемых видов).
Правительство Великобритании охотно поддерживает малый бизнес и с 1999 года прилагает все усилия, чтобы создать оптимальные условия для его становления и роста. Данная позиция основана на убеждении, что малый бизнес может играть определяющую роль в производственном секторе экономики и повысить уровень жизни в целом.
Отражением благоприятной налоговой политики в отношении малых предприятий служит тот факт, что ежедневно в Великобритании создаются 50 новых фирм. Правительство Великобритании поощряет рост малого бизнеса посредством введения пониженных ставок налога на доходы предприятий [3, с. 101].
Таким образом, можно сделать вывод, что при такой сильной поддержке малый бизнес в Великобритании может не опасаться за своё будущее, даже не смотря на то, что не выдерживает конкуренции с крупным бизнесом по основным отраслям экономики.
Далее я считаю нужным рассмотреть динамику и роль малого бизнеса в США, потому что экономика этой страны развивалась исключительно в рыночных условиях и малые предприятия фактически заложили фундамент процветания страны в XVIII-XIX. А малый бизнес стал одним из основных факторов, обеспечивших экономике США высокий уровень развития за относительно короткий период времени. Малое предпринимательство сыграло решающую роль в оздоровлении экономики страны, строительстве ее будущего и помогло Соединенным Штатам в конкурентной борьбе на мировом рынке.
В США на малый бизнес приходится 99,7% всех предприятий и половина рабочей силы частного сектора американской экономики. На малых предприятиях ежегодно появляется от 60 до 80% новых рабочих мест; они производят более 50% ВВП и 40% ВНП. На малых предприятиях работают 39% высококвалифицированных специалистов. Также на малый бизнес приходится 29% общего объёма американского экспорта. [9,с. 59]
При отнесении предприятий к разряду малых в США существуют различные критерии: отраслевая принадлежность, среднегодовой доход за определенное время (в зависимости от отрасли – за последние 12 календарных месяцев, 3 финансовых года и т.д.), в отдельных отраслях – средняя занятость, среднее число клиентов и некоторые другие. Кроме того, бывают исключения. Например, предприятие является малым в розничной торговле, если среднегодовой доход фирмы за последние три финансовых года не превышал $5 млн., при этом около 11 видов деятельности являются исключениями из правила; в сельском хозяйстве среднегодовой доход малого предприятия за последние 3 финансовых года не должен превышать $500 тыс., за исключением производства крупного рогатого скота (не более $1,5 млн. и производства куриных яиц - $9 млн.).
Также к категории малого бизнеса американцы относят хозяйственные субъекты, которых работает менее 500 человек. При этом все малые предприятия подразделяются на фирмы с количеством работников до 20 человек, от 20 до 100 и от 100 до 499 человек. Кроме того, в массиве малых предприятий выделяют те, на которых используется труд наемных работников, и те, где владелец фирмы обходится без привлечения наемного персонала.
Сегодня в США насчитывается около 7 млн. предприятий с численностью наемных работников менее 500 человек, из них на 6 млн. предприятий занято менее 20 человек. Кроме того, действует 18,3 млн. индивидуальных несельскохозяйственных предприятий. Примерно одна из каждых трех американских семей вовлечена в МБ. То есть малый бизнес в США - не просто один из видов предпринимательства, а, в сущности, образ жизни [7, с. 34].
Отличительной чертой малого бизнеса является его быстрое обновление: в США ежегодно возникает и ликвидируется множество малых компаний. В стране ежегодно регистрируется около 600 тыс. МП и ликвидируется около 500 тыс. Однако никого это не ужасает. Дело в том, что владельцы МП очень чутко и гибко реагируют на динамику спроса. Поняв, что в другой сфере или на другом месте их дела пойдут лучше, они сворачивают свой старый бизнес и открывают новый. Американцы в этом смысле очень адаптивны и умеют быстро перестраиваться. Даже если их бизнес попросту прогорел, они не теряют энтузиазма и считают конец старого бизнеса началом нового. Думается, что в этом психологическом феномене коренятся истоки живучести всего американского бизнеса [9, с. 59].
Рассмотрим таблицу, данные которой отражают динамику количества созданных, ликвидированных и обанкротившихся предприятий в США (см. таблицу 5, приложение 8).
Как видно из приведённых данных, количество ежегодно образующихся предприятий меньше, чем ликвидированных и обанкротившихся. Это объясняется тем, что малый бизнес нуждается в в большом объёме финансовых средств для обеспечения своего становления.
По результатам опросов, от 80% до 90% жителей США позитивно оценивают роль МБ. И это неудивительно: ежегодно в сфере малого предпринимательства создается три из каждых четырех новых рабочих мест. Кроме того, малые предприятия помогают насытить и разнообразить потребительский рынок страны - на оплату товаров и услуг американцы ежегодно тратят около 8 трлн. долларов [9, с. 35].
Малый бизнес рассматривается в американском обществе как решающий фактор динамики экономического развития. Именно благодаря ему происходит постоянная смена участников рынка: возникают новые компании, виды бизнеса, происходит замещение фирм, завершивших цикл своего развития. Считается, что в экономике должна существовать динамическая стабильность, при которой осуществляется постоянное выбытие неэффективных, не отвечающих существующим потребностям рынка и появление более новых, более новых, более активных и динамичных фирм [7, с. 36].
Сегодня малый бизнес активные позиции в сферах, которые ранее были уделом главным образом крупных фирм. В конце XX века сильно выросла активность малого бизнеса в мировой торговле и международных экономических отношениях.
Американское малое предпринимательство охватывает многие сферы экономической деятельности: МП действуют и в торговле, и в производственной сфере, и в финансовом секторе, и в консалтинге, и в сфере инноваций, и в области социальных услуг. В штате Коннектикут, к примеру, 17% предприятий МБ заняты предоставлением профессиональных, научных и технических услуг; около 13% - в строительстве, 12% - в розничной торговле; 9% - в области здравоохранения и социальных услуг, остальные - в сфере недвижимости, финансов, транспорта, оптовой торговли, образования и др. Значителен вклад малого предпринимательства в развитие НИОКР и освоение новой продукции: основная масса открытий и изобретений в США приходится на долю мелких и средних специализированных фирм. Освоение производства самолетов, вертолетов, кондиционеров, персональных компьютеров и многих других видов продукции начиналось именно на МП [9, с. 62] .
Важный фактор создания благоприятного делового климата - разумная налоговая политика. Снижение абсолютных и относительных размеров федеральных налогов способствует развитию МБ, стимулируя создание небольших предприятий, усиливая их позиции в американской экономике, а значит увеличивая количество новых рабочих мест.
Американское правительство принимает ряд мер для поддержки малого бизнеса. Важнейшей задачей федерального правительства является сохранение и развитие конкурентной среды, которая через механизм снижения издержек производства побуждает производителей переходить на использование более эффективных технологий. Проект федерального бюджета на 2006 финансовый год предусматривает выделение 22 млрд. долларов на кредитные программы МБ [7, с. 39]. Администрация по делам малого бизнеса наделена полномочиями предоставлять займы малому бизнесу, выступать в качестве генерального подрядчика по федеральным контрактам на поставку товаров и услуг с тем, чтобы передавать эти контракты малым предпринимателям, оказывать им техническое и управленческое содействие. Реализация положений, содержащихся в законе, обеспечивается посредством ряда специальных программ.
Таким образом, сегодня именно благодаря малому бизнесу экономика США имеет возможность стабильно развиваться на протяжении десятилетий без существенных спадов. Сочетание крупного и малого бизнеса составляет механизм воспроизведения структуры бизнеса, и одновременно придаёт этой структуре динамическую устойчивость и способность развиваться.
Знакомство с зарубежным опытом, позволяет нам сравнить роль малого бизнеса в данных странах с отечественным опытом и понять, почему мы пока не можем приблизиться по экономическим показателям к развитой экономике.