Совместное предприятие: анализ мотивации создания и особенностей управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Создаваемые в России совместные предприятия могут сыграть позитивную роль в привлечении в страну новой техники и технологии, современных методов международного маркетинга и передового управленческого опыта. Приток иностранных инвестиций в СП может стать одним из возможных для нашей страны способов сосредоточения материальных и финансовых средств в направлениях, обеспечивающих ускорение научно-технического прогресса. Также совместное создание производственных единиц с передовой технологией и техникой повышает их конкурентоспособность.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Сущность, цели и формы совместных предприятий
Сущность и мотивация создания СП……………………………....….…5
Экономические основы функционирования СП…………………………10

Глава 2. Особенности развития совместных предприятий в России
2.1. Состояние и развитие СП в РФ………………………………….…..……..13
2.2. Распределение СП по экономическим зонам РФ……………...………18
2.3. Примеры совместных предприятий в РФ………………………….……..20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы……………………………….…………………………..….27

Работа содержит 1 файл

предприятие.doc

— 233.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию 

Восточно-Сибирский  государственный технологический  университет

Институт  экономики и права

Кафедра «Менеджмент и маркетинг» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Курсовая  работа 

По дисциплине: «менеджмент» на тему:

совместное  предприятие: анализ мотивации создания и особенностей управления

  
 
 
 
 
 
 
 
 

 выполнила  

   Екатерина

Проверил:  

ХХХ

  
 
 
 
 
 
 

ХХХ

2005 
 

Содержание: 
 
 
 

Введение……………………………………………………………………..…….3 

Глава 1. Сущность, цели  и формы совместных предприятий

    1. Сущность и  мотивация  создания СП……………………………....….…5
    2. Экономические основы функционирования СП…………………………10
 

Глава  2. Особенности развития  совместных  предприятий в России

2.1. Состояние  и развитие СП в РФ………………………………….…..……..13

2.2. Распределение   СП  по  экономическим зонам РФ……………...………18

2.3.  Примеры совместных предприятий в РФ………………………….……..20 

Заключение……………………………………………………………………….25

Список литературы……………………………….…………………………..….27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение 

    За  последнее время в России сложилась  довольно непростая политическая и экономическая ситуация. Чтобы решить множество появившихся  при этом проблем, необходимо пересмотреть и переоценить достоинства и недостатки нашего народного хозяйства, а также найти и изучить новые перспективные направления и формы деятельности. И именно сейчас, когда становится реальным оживление нашей экономики, особенно актуальными становятся привлечение прямых иностранных инвестиций и создание совместных предприятий (СП) в стране.

       Сам  термин  «совместное  предприятие»  возник  по  аналогии  с  английским  «Joint  venture»,  которым  обозначался  этот  тип  предприятий  на  западе.  По  данным  ученых,  это  обозначение  возникло  в  Великобритании  для  определения  объединений  «Мерчант Венчерс», «Джентелмен Адвенчерс»,     занимавшихся  торговлей в XVI и XVII  вв.  Первые  совместные  предприятия  были  созданы  в  эпоху  так  называемой  свободной  конкуренции  в IX  веке. В XX  веке  совместные предприятия получили  широкое распространение в сфере обращения.

       Термином  «совместное  предпринимательство»  в  современной  западной  экономической  литературе  обозначаются  различные  формы  межфирменного  сотрудничества  или  кооперации.  В  более узком  смысле  СП  определяется  как  созданная  двумя  или  более  партнерами  экономическая  единица – предприятие,   где  обе  стороны   имеют  помимо  вклада  в  качестве  денежного  капитала  право  на  принятие  решений,  влияющих  на  управление  данным  предприятием.

       Совместное  предприятие - это объединение инвестиций (как правило, в форме юридического лица), принадлежащих двум и более лицам (физическим или юридическим), одно из которых является неместным или иностранным, а также иностранному государству, произведенное на территории принимающего государства для осуществления предпринимательской деятельности.

       От  экспорта, выступающего в качестве одной из форм внешнеэкономической  деятельности, совместное предпринимательство  отличается тем, что оно формирует  партнерство иностранной и местной  фирмы, в результате которого создаются  производственные мощности. Если внешняя торговля есть экспорт товара, то совместное предпринимательство представляет собой экспорт за рубеж национального капитала.

       Необходимость создания СП в России обусловлена  тем, что совместное предпринимательство  способствует вхождению страны в систему мирового экономического хозяйства, а также играет значительную роль в формировании рыночной инфраструктуры.

      Создаваемые в России совместные предприятия  могут сыграть   позитивную роль в привлечении в страну новой  техники и технологии, современных методов международного маркетинга и передового  управленческого  опыта. Приток иностранных инвестиций в СП может стать одним из возможных для нашей страны способов сосредоточения материальных и финансовых    средств в направлениях, обеспечивающих ускорение научно-технического прогресса. Также совместное создание производственных единиц с передовой технологией  и  техникой  повышает  их  конкурентоспособность.

       Для СП характерны более передовая технология, высокая производительность труда, высокая фондоотдача и высокий уровень заработной платы, что оказывает положительное влияние на российскую экономику.

       Данная  курсовая  работа  состоит  из  двух  глав.

       В  первой  главе  рассмотрены  теоретические  аспекты  совместных  предприятий  (сущность СП,  экономические  основы их  функционирования).

       Вторая  глава  посвящена  особенностям  развития  совместных  предприятий  в  России. Здесь  рассмотрены  примеры  функционирования  совместных  предприятий   и  распределение этих СП по  экономическим  зонам России.

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Сущность, цели  и  формы  совместных предприятий

    1. Сущность и  мотивация создания СП
 

      Совместное  предприятие – относительно новая организационно-социальная форма международного предпринимательства. Совместным предприятием принято называть такую форму хозяйственного и правового сотрудничества с иностранным партнером, при которой создается общая собственность на материальные и финансовые ресурсы, используемые для выполнения производственных, научно-технических, внешнеторговых и других функций. Характерной особенностью совместного  предприятия  (СП) является и то,     что производимые товары и услуги находятся в общей собственности отечественного и иностранного партнеров. Реализация всех видов продукции производится   как в стране базирования СП,   так и за рубежом.

        В  современной  практике  мирового  хозяйствования  понятие   «совместное  предприятие»  трактуется  довольно  широко,  объединяя   в  себе  как  соглашения  между  фирмами,  включающие  требования  об  участии  в  акционерном  капитале  совместного  предприятия,  так  и  соглашения,  не  включающие  таких  требований.

      Поэтому  в  мировую  практику  были  введены  понятия:

    • акционерное  совместное  предприятие;
    • контрактное (договорное) совместное  предприятие.

      Акционерное  СП  создается  двумя  и  более  участниками  в  форме  акционерного  общества,  в  котором  каждый  партнер  владеет  определенной  долей  акционерного  капитала.

      Контрактное  СП  не  предполагает  создание  новой  фирмы  для  осуществления  совместной  деятельности.  В  его  рамках  все  отношения  между  сторонами-участниками  регулируются  путем  договоров.

      Рассматривая  совместные  предприятия,  важно  учитывать  положение  потенциальных  партнеров.  Например, фирма, которая  стремится  получить  источник финансирования,  является  в  основном  малым  предприятием.  Она  вступает  в  партнерские  отношения  с  крупной  фирмой,  которая  имеет  большие  финансовые  и  операционные  возможности. Операционные  возможности  для  малого  партнера,  стремящегося  расширить  объем  своей  деятельности,  иногда  более  важны,  чем  деньги.

      Европейской  экономической  комиссией  (ЕЭК)  ООН  выделяются  следующие  основные  обязанности  совместного  предприятия:

    1. наличие  соглашения  между  участниками  об  общих  долгосрочных  целях  предпринимательской  деятельности;
    2. объединение  участниками  для достижения  этих  долгосрочных  целей  активов  в  форме  денежных средств,  основных  фондов,  опыта  управления,  права  на  интеллектуальную  собственность  и  прочих  средств;
    3. рассмотрение  и  оценка  объединенных  активов  как  капиталовложений  участников;
    4. создание  самостоятельных  органов  управления,  чья  деятельность  направлена  исключительно  на  осуществление  этих  совместных  целей;
    5. участие  сторон  в  прибылях  от  достижения  согласованных  целей  и  разделение  связанных  с  этим  рисков,  определяемых  процентом   участия  каждого  партнера  в  совместных  капиталовложениях.

      Мотивы  объединения  усилий  участников  создания  совместного  предприятия  могут быть  различными,  но  в   их  основе  практически  лежит  одна  из  четырех  стратегий,  обусловивших  возникновение  совместного  предпринимательства:

      • стратегия  на  повышение  эффективности  производства;
      • стратегия  на  расширение  операций;
      • стратегия  на  уменьшение  риска  в  производстве  новых  видов  продукции;
      • стратегия  на  развитие  за  счет  привлечения  инвестиций,  технологий  и  квалификации  для  подъема  отстающих  отраслей  или сфер  деятельности (таблица 1).
 

      Создание  нового  действующего  предприятия  (фирмы)  для  осуществления  определенной  производственной  деятельности  является  основной  отличительной  чертой  совместного  предпринимательства,  рассматриваемого  как  партнерство,  в  котором  каждый  партнер  активно  участвует  в  процессе  выработки  решений  этого  предприятия.

      Приобретение  иностранным инвестором доли участия  (пая, акций) в  ранее  учрежденном  предприятии  без  иностранных  инвестиций,  а  также  приобретение такого предприятия  полностью  осуществляется  в  порядке,  предусмотренном   законодательством,   действующим   на  территории  России.

        При  создании  предприятий   с  иностранными  инвестициями, связанных  с  проведением   крупномасштабного  строительства   или реконструкцией,  предварительно  проводится  соответствующая   экспертиза. В  необходимых  случаях  создание  предприятий  с  иностранными  инвестициями  требует  получения  соответствующего  заключения  санитарно-эпидемиологических  служб  и  проведения  экологической  экспертизы

Таблица 1.1

Стратегия  и  мотивы  создания  совместного  предприятия

СТРАТЕГИЯ МОТИВЫ
 
 
 
 
Повышение 

эффективности  производства

  • Сокращение  объема  затрат  капитала  при  создании  новых  мощностей  и  производств;
  • повышение  эффективности  действующего  производства,  маркетинга  и  сбыта  продукции
  • доступ  к  более  дешевым  факторам  производства (сырье, рабочая сила)
  • повышение  рентабельности  за  счет  экономного  расходования  ресурсов  в  результате  использования  новой   технологии  и  организации  труда
  • упрощение обмена патентами, лицензиями
Расширение  операций
  • проникновение  на  новый  потребительский  рынок
  • вступление  в  новую  сферу  деятельности
  • приобретение новой  производственной  базы  или  новых  каналов  сбыта
  • расширение и  диверсификация существующего производства путем выпуска  новых товаров, выхода  в другие секторы экономики
Уменьшение  риска
  • получение необходимой информации и дополнительных инвестиций
  • расширение возможностей  реализации  товаров, услуг за счет выхода на новый рынок
  • применение уже ранее испытанных методов производства, управления реализацией
 
 
Развитие  за счет привлечения  инвестиций, технологий и квалификации
  • получение дополнительных денежных средств, капитала
  • получения новой технологии
  • приобретение управленческого опыта
  • расширение экспорта
  • замещение импорта
  • обучение и подготовка квалифицированных кадров
  • привлечение квалифицированных работников

Информация о работе Совместное предприятие: анализ мотивации создания и особенностей управления