Состояние развития
малого предпринимательства, основные
проблемы и пути их решения в 2003-2005
годах.
1.Состояние малого
предпринимательства и основные
проблемы его развития.
Малое предпринимательство
как субъект экономики существует
в России более десяти лет. По данным
Госкомстата России, на 1 января 2002 г. в
России действовало 843 тыс. малых предприятий.
По сравнению с 2000 годом их количество
сократилось на 4,1 %. В расчете на 1000 человек
населения страны приходилось в среднем
лишь 5,8 малых предприятий, тогда как в
государствах Европейского Союза – не
менее 30.
Средняя численность
занятых на малых предприятиях по
итогам 2001 года составила 7,4 млн. чел. Учитывая
индивидуальных предпринимателей, численность
которых к началу 2002 года, по данным
МНС России, достигла 4,5 млн. чел., общее
число занятых в малом бизнесе составило
к началу 2002 года 11,9 млн. чел. - или около
16,7 % от экономически активного населения,
что практически в 3-4 раза ниже уровня
западноевропейских стран. Вклад малых
предприятий в валовой внутренний продукт
России не превышает 10-11%.
Инвестиции в
основной капитал малых предприятий
по отраслям экономики в 2001 году составили
43,0 млрд. руб., а по отраслям промышленности
- 11,2 млрд. руб. По исследованиям, проведенным
Рабочим центром экономических реформ
при Правительстве Российской Федерации,
по сравнению с предыдущим годом произошел
их рост. В целом по стране показатель
увеличился на 23,0 %, при этом в двух федеральных
округах объем инвестиций заметно снизился:
в Уральском округе - на 34,4 %, в Дальневосточном
округе - на 24,9 %. Лидером по приросту инвестиций
в основной капитал малых предприятий
стал Приволжский федеральный округ –
рост на 53,3 %. Второе место занимает Центральный
федеральный округ - рост на 42,7 %.
Отраслевая структура
малого бизнеса свидетельствует о преимущественном
его развитии в сфере торговли, строительства
и общественного питания (около 46 % от общего
количества на начало 2002 года). Более половины
малых предприятий сосредоточено в восьми
субъектах Российской Федерации. Наибольшее
их число находится в федеральных округах:
Центральном - 36,7 %, Приволжском - 15,6 %, Северо-Западном
- 14,5%. Отличительной особенностью малого
предпринимательства продолжает оставаться
высокая его доля в “теневом” секторе
экономики. По разным оценкам, она составляет
от 30% до 50% реального оборота всех субъектов
малого предпринимательства. В 2001 году
по единому налогу, взимаемому с применением
упрощенной системы налогообложения,
учета и отчетности, и по единому налогу
на вмененный доход для определенных видов
деятельности поступления от малых предприятий
и индивидуальных предпринимателей в
консолидированный бюджет Российской
Федерации составили 19,2 млрд. руб. - в 1,3
раза больше чем в 2000 году.
В 2002 году малые
промышленные предприятия выпустили товаров
(работ, услуг) на сумму 214,9 млрд. руб., что
составило 25,2 % от выпуска товаров и услуг
малыми предприятиями по всем видам деятельности,
в сопоставимых ценах в 1,1 раза больше
чем в 2000 году. Наблюдаемый в 1999-2000 годах
рост производства продукции (работ, услуг)
на малых предприятиях, некоторое повышение
их инвестиционной активности, рост налоговых
поступлений от их деятельности находились
в русле общероссийских тенденций и были
обусловлены, с одной стороны - сложившейся
благоприятной экономической конъюнктурой
(эффектом импортозамещения, восстановлением
спроса населения, умеренными темпами
инфляции и другими факторами), а с другой
- компенсационным эффектом после кризиса
1998 года. При этом рост носил преимущественно
интенсивный характер, поскольку количество
действующих малых предприятий практически
не увеличивалось.
Несмотря на
определенные успехи, достигнутые в
развитии малого предпринимательства,
в современной России этот важнейший
сектор экономики пока не оказывает
столь существенного влияния на социальное
и экономическое развитие общества, как
в промышленно - развитых странах Западной
Европы, Америки и Юго-Восточной Азии,
где на его долю приходится до 60% валового
национального продукта.
Помимо трудностей
развития значительная часть препятствий
на пути становления малого предпринимательства
в России лежит за рамками самой сферы
малого предпринимательства. На основе
анализа современного состояния его развития
можно выделить ряд главных проблем, с
которыми сталкиваются представители
этого вида экономической деятельности:
- несовершенство нормативно-правовой
базы регулирования и поддержки; - отсутствие
действенных финансово-кредитных механизмов
поддержки и материально-ресурсного обеспечения;
- несовершенство системы налогообложения;
- проявления недобросовестной конкуренции;
- несовершенство государственной системы
поддержки; - неразвитость системы информационной
поддержки; - несовершенство системы кадрового
обеспечения. Государственное регулирование
и поддержка малого предпринимательства
в Российской Федерации обеспечивается,
в первую очередь, рядом принятых законодательных
и иных нормативных правовых актов. Многие
из действующих актов устарели, в результате
возникли правовые коллизии и нестыковка
ранее принятых актов и актов, принятых
в последующие годы, необходимость приведения
в соответствие законодательства, регулирующего
вопросы поддержки малого предпринимательства,
с Гражданским Кодексом, Бюджетным Кодексом,
законодательством, регулирующим налогообложение.
Возникла потребность разработки подзаконных
актов, обеспечивающих нормативное правовое
регулирование снижения административных
барьеров при осуществлении предпринимательской
деятельности, приведения в соответствие
нормативно-правовых актов, регулирующих
малое предпринимательство на федеральном
уровне, с актами, действующими на региональных
уровнях.
Проблемы финансово
– кредитной поддержки малого
предпринимательства возникают
из-за низкого уровня финансовой устойчивости
и залогоспособности малых предприятий,
ограниченных возможностей использования
субъектами малого предпринимательства
традиционных финансовых инструментов
с одной стороны и отсутствием действенных
финансовых механизмов поддержки малого
предпринимательства с другой. Поэтому
возможности получить банковский кредит
у малых предприятий ограничены. Банковский
сектор из-за высоких рисков, связанных
с кредитованием малых предприятий, в
большей мере ориентирован на крупные
предприятия. Не отработана система гарантирования
получения субъектами малого предпринимательства
необходимых кредитных средств и займов.
Практически отсутствуют альтернативные
источники микрокредитования малых предприятий.
Решение этих задач невозможно без предоставления
таких возможностей фондам поддержки
малого предпринимательства, иным, помимо
банков, финансовым организациям, без
создания заслуживающей доверия системы
государственных гарантий кредитования
малого предпринимательства, повышения
профессиональной готовности предпринимателей
к использованию заемных средств.
В настоящее
время строго не определены функции как
федеральных, так и региональных органов
исполнительной власти в сфере стимулирования
развития и поддержки малого предпринимательства.
На региональном уровне при органах исполнительной
власти создаются и действуют разнообразные
советы, координационные комитеты, рабочие
группы по развитию предпринимательства
с неопределенным статусом деятельности.
Практически не установлено, какие виды
поддержки должны осуществляться за счет
бюджетных средств разных уровней, а какие
- с частичной компенсацией из этих бюджетов
или на коммерческой основе; где и на каких
условиях государство может выступать
гарантом сделок и кредитов.
Не созданы
эффективная система статистического
наблюдения за деятельностью малых
предприятий, система учета и отчетности
их деятельности (сегодня у органов власти
и управления практически отсутствует
достоверная информация о численности
работающих в малом бизнесе, полученной
в этой сфере прибыли, уплаченных налогах,
валовой выручке, объеме выпуска продукции,
составе и степени изношенности используемого
оборудования).
Продолжают действовать
многочисленные административные барьеры.
Отсутствует должный контроль за
соблюдением требований Федерального
закона “О защите прав юридических
лиц и индивидуальных производителей
при проведении государственного контроля”
со стороны соответствующих исполнительных
и правоохранительных органов. Ряд положений
этого закона не согласуются с Трудовым
кодексом, Кодексом об административных
правонарушениях, Федеральными законами
“Об основах охраны труда в Российской
Федерации” и “О защите прав потребителей”.
Отсутствует надежная
система судебной защиты малых предпринимателей
от произвола чиновников и недобросовестных
работников правоохранительных органов.
Имеются проблемы в системе имущественной,
информационной, кадровой поддержки малого
предпринимательства. Излишки площадей,
недоиспользуемые мощности и оборудование
действующих предприятий практически
не доступны малым предприятиям из-за
наличия объективных и субъективных причин,
препятствующих передаче этого имущества.
Аренда, как преобладающая форма размещения
малого бизнеса, часто становится не по
силам предпринимателям из-за отсутствия
стабильных долгосрочных условий аренды
и стремления арендодателей перенести
всю тяжесть расходов по содержанию арендованного
имущества на плечи малых предприятий.
Требует совершенствования
система подготовки и переподготовки
кадров для малого предпринимательства
и обучения основам предпринимательской
деятельности безработных граждан,
незанятого населения, женщин, молодежи,
граждан, уволенных с военной службы, других
категорий граждан, особо нуждающихся
в социальной защите и испытывающих трудности
в поиске работы.
Отсутствует комплексность
обучения. Ввиду дороговизны образовательных
услуг их доступность ограничена. В
обучении слабо используются современные
информационные технологии. Информационное
обеспечение малого предпринимательства
осуществляется различными ведомственными,
региональными и коммерческими структурами.
Созданные IT на практике не всегда эффективно
взаимодействуют между собой. Нуждаются
в модернизации и другие составляющие
инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
В ряде регионов отсутствуют фонды поддержки
малого предпринимательства, агентства
поддержки малого и среднего предпринимательства,
деловые многофункциональные центры.
Распределение объектов инфраструктуры
по регионам страны крайне неравномерно.
Решение этих проблем предусматривается
в Федеральной программе государственной
поддержки малого предпринимательства
на 2003 – 2005 годы.
В Концепции
государственной политики поддержки
и развития малого предпринимательства,
одобренной Государственным советом
Российской Федерации, отмечено, что
сегодня “необходим переход к
новому этапу взаимоотношений между
государством и предпринимательством.
В этих новых условиях государственная
политика по отношению к сектору малого
предпринимательства нуждается в фундаментальном
пересмотре”.
Малое предпринимательство,
как сфера экономической деятельности,
способно в силу максимальной адаптивности,
самоорганизации и саморазвития при должной
государственной политике регулирования
и поддержки обеспечить наиболее быстрый
и значительный социально-экономический
эффект. Поэтому активизация действий
государства в части поддержки малого
предпринимательства является в настоящее
время более чем актуальной, а нерешенность
назревших проблем в этой области может
существенно затормозить экономический
рост.
2. Основные цели
и задачи Федеральной программы
государственной поддержки малого
предпринимательства. Целью Программы
являются создание правовых и экономических
условий развития малого предпринимательства,
обеспечивающих увеличение числа субъектов
малого предпринимательства и численности
занятых в секторе малого предпринимательства,
а также увеличение доли малого предпринимательства
в создании валового внутреннего продукта.
Актуальность данной целевой установки
обусловлена необходимостью задействовать
потенциал малого предпринимательства
в решении общегосударственных задач.
Для достижения поставленной цели должны
быть решены задачи: - формирования правовой
среды, обеспечивающей беспрепятственное
развитие сферы малого предпринимательства;
предоставления правовой и судебной защиты
субъектам малого предпринимательства
на основе федеральных законов и законов
субъектов Российской Федерации; - финансового
обеспечения государственной поддержки
малого предпринимательства; - формирования
инфраструктуры, обеспечивающей доступность
для субъектов малого предпринимательства
необходимых услуг и ресурсов; - повышения
эффективности деятельности органов государственной
власти Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации и органов местного
самоуправления по поддержке малого предпринимательства.
Совершенствование нормативного правового
регулирования сферы малого предпринимательства
необходимо для формирования благоприятной
правовой среды для данного сектора экономики
и устранения административных барьеров,
препятствующих предпринимательской
деятельности. Совершенствование нормативной
правовой среды невозможно в отрыве от
систематизации опыта правоприменительной
практики. В процессе применения новых
нормативных актов возникает ряд коллизий,
требующих внесения изменений в действующие
нормативные правовые акты с целью обеспечения
их “совместимости” друг с другом, систематизации
практического опыта их применения с последующим
распространением его среди субъектов
малого предпринимательства. Финансовую
поддержку малого предпринимательства
необходимо улучшить для решения проблемы
доступа к финансовым ресурсам субъектов
малого предпринимательства и эффективного
использования ограниченных бюджетных
средств через максимальное привлечение,
а также активизацию банковских и частных
инвестиционных ресурсов. С этой целью
требуется разработка и практическое
внедрение соответствующей нормативной
правовой и методической базы для реализации
гарантийных кредитно-финансовых схем,
схем взаимного кредитования и страхования
сделок, лизинга, франчайзинга и других
финансовых механизмов поддержки малого
предпринимательства. Следует также продолжить
реализацию действующих механизмов финансирования
малых предприятий. Для решения этой задачи
необходимо дальнейшее развитие институтов
и технологий микрофинансирования и страхового
обеспечения обязательств субъектов малого
предпринимательства. В целях расширения
имущественной поддержки малых предприятий
требуется качественное формирование
информационно-методической базы и инвентаризация
бездействующих производственных площадей
крупных госпредприятий, разработка и
распространение на этой основе различных
экономических и правовых механизмов
использования объектов государственной
и муниципальной собственности субъектами
малого предпринимательства, обеспечение
правовых и организационных основ участия
субъектов малого предпринимательства
в приватизации государственного и муниципального
имущества. Для решения проблемы доступа
субъектов малого предпринимательства
к финансовым, информационным, консалтинговым,
образовательным, юридическим услугам
требуется наличие развитой системы инфраструктуры
поддержки малого предпринимательства,
позволяющей своевременно получать необходимую
информацию и разнообразную деловую помощь.
Для решения проблем малого бизнеса создана
и функционирует система инфраструктуры
поддержки малого предпринимательства,
включающая в себя сеть объектов инфраструктуры,
деятельность которых направлена на различные
аспекты ведения бизнеса. Вместе с тем,
в ряде регионов система объектов инфраструктуры
недостаточно развита и спектр предоставляемых
услуг не отвечает потребностям субъектов
малого предпринимательства. В связи с
этим, необходимо продолжить дальнейшее
развитие сети агентств поддержки малого
и среднего бизнеса, фондов поддержки
малого предпринимательства, бизнес-инкубаторов,
технопарков, инновационно-технологических
центров, базовых образовательных центров
по подготовке кадров и центров малого
бизнеса. Деятельность органов государственной
власти должна осуществляться исходя
из принципа сокращения государственного
вмешательства в сферу малого предпринимательства,
что требует совершенствования и уточнения
их функций. Необходимо ориентировать
органы государственной поддержки малого
предпринимательства на более тесное
взаимодействие с негосударственными
фондами, агентствами, иными структурами
поддержки малого бизнеса, а также с федеральными
и региональными общественными организациями
предпринимателей. Завершение этапа становления
института малого предпринимательства
требует определения стратегии его дальнейшего
развития с учетом новых задач, стоящих
перед экономикой. Это предполагает усиление
государственной поддержки малого предпринимательства
с целью создания рациональной структуры
экономики, увеличения его вклада в ВВП
и в бюджеты всех уровней, формирования
среднего класса, повышения занятости
населения. В соответствии с Федеральным
законом от 14 июня 1995г. № 88-ФЗ “О государственной
поддержке малого предпринимательства
в Российской Федерации” инструментом
реализации государственной политики
поддержки малого предпринимательства
является Федеральная программа государственной
поддержки малого предпринимательства
(далее Программа). Настоящая Программа
представляет собой комплексный план
действий по созданию благоприятной среды
для малого предпринимательства и опирается
на созданную инфрастуктуру поддержки
предпринимательства. Программа разработана
исходя из следующих принципов: - комплексность
обеспечения основных потребностей субъектов
малого предпринимательства при их становлении
и развитии (обеспечение их свободного
доступа ко всем видам ресурсов: финансовым,
имущественным, информационным, консалтинговым
и другим); - системность подхода к решению
проблем развития и поддержки малого предпринимательства
(обеспечение функциональной взаимосвязи
всех элементов развития и поддержки);
- обеспечение равных прав и равных возможностей
в получении финансовой поддержки (реализация
принципа конкурсного отбора при финансовой
поддержке); - совместное долевое финансирование
программ и проектов поддержки малого
предпринимательства на федеральном,
региональном и муниципальном уровнях.
Основные направления Программы включают:
- повышение эффективности деятельности
органов государственной власти Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления по
поддержке малого предпринимательства;
- совершенствование нормативной правовой
базы, регулирующей деятельность малого
предпринимательства и его государственную
поддержку; - развитие финансовых механизмов
и внедрение финансовых технологий, обеспечивающих
эффективную поддержку малого предпринимательства;
- применение прогрессивных технологий
в различных сферах деятельности малого
предпринимательства; - подготовку высококвалифицированных
кадров для сферы малого предпринимательства;
- развитие малого предпринимательства
в инновационной и производственной сферах
с целью продвижения на рынок конкурентоспособной
продукции; - развитие системы современного
информационного обмена, расширение спектра
предоставления консультационно-информационных
услуг в сфере малого бизнеса; - расширение
внешнеэкономической деятельности субъектов
малого предпринимательства, создание
условий для реализации в России зарубежных
программ развития предпринимательства
и активизации международного сотрудничества
в области поддержки малого предпринимательства;
- проведение мониторинга и анализа состояния
развития малого предпринимательства
и корректировка на этой основе стратегии
государственной поддержки его дальнейшего
развития. Мероприятия Программы определены
на основе оценки современного состояния
развития и поддержки малого предпринимательства,
с учетом результатов выполнения предшествующих
программ и анализа тенденций развития
малого предпринимательства в зарубежных
странах, а также положений Концепции
государственной политики и развития
малого предпринимательства в Российской
Федерации. В Программе учитывается также
необходимость совершенствования механизмов
реализации государственной политики
в области поддержки малого предпринимательства
и ее более тесной увязки с общими задачами
экономической политики государства на
средне- и долгосрочную перспективу.