Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 16:25, реферат
Обязанность по передаче товара покупателю включает целый ряд условий (требований) и предполагает передачу товара:
а) путем вручения товара или предоставления его в распоряжение покупателя;
б) вместе с принадлежностями и документами, относящимися к товару;
в) в определенном количестве;
г) в согласованном ассортименте;
д) соответствующей комплектности и в комплекте, если таковой предусмотрен;
е) установленного качества;
ж) свободным от прав третьих лиц;
з) в таре и упаковке.
Последствия передачи товара с нарушением комплектности существенно отличаются от нарушения условия об ассортименте. Так, покупатель некомплектного товара вправе потребовать от продавца соразмерного уменьшения покупной цены или доукомплектования товара в разумный срок (п. 1 ст. 480 ГК). И только если требование о доукомплектовании товара не выполнено, покупатель приобретает дополнительные права: потребовать замены некомплектного товара либо расторжения договора (п. 2 ст. 480 ГК). Таким образом, объем прав покупателя некомплектного товара уже, чем в случае нарушения условия об ассортименте.
В отличие от комплектности товаров комплект – это достаточно произвольное и обусловленное ситуативными требованиями сторон объединение в одну группу разнородных товаров, функционально и конструктивно не связанных друг с другом. Типичный пример комплекта товаров – набор продуктов, приобретаемых в магазине. По желанию покупателя такой набор может включать самые разные сочетания вещей
Условие о комплекте товаров определяется самими сторонами договора по их желанию, поскольку никакими нормативными актами невозможно предусмотреть обязательных требований к составу комплекта. Основным требованием, предъявляемым к передаче комплекта, является одновременность вручения всех вещей, входящих в него (п. 2 ст. 479 ГК).
В отличие от норм об ассортименте или комплектности ст. 479 ГК не содержит диспозитивных правил, позволяющих решить судьбу договора купли-продажи, в котором не определен состав продаваемого комплекта товаров. Поскольку объективных критериев определения содержания комплекта товаров не существует, закон не в состоянии восполнить этот пробел в волеизъявлении сторон. Следовательно, отсутствие соглашения сторон о комплекте (но не комплектности!) товаров должно рассматриваться как незаключение соответствующего договора, коль скоро не согласовано количество товаров разного рода.
Нарушение условия о комплекте (т. е. передача не всех товаров, входящих в комплект) обычно не мешает покупателю пользоваться уже переданными товарами, поскольку их качество не страдает от такого нарушения. Поэтому выглядит достаточно странным правило п. 3 ст. 480 ГК, которое приравнивает последствия этого нарушения к нарушению условия о комплектности товара. В результате этого ущемляются права покупателя комплекта товаров. Ведь если бы он приобретал товары не в комплекте, а порознь, неисполнение договора в отношении одного из товаров сразу же давало бы покупателю права, предусмотренные пп. 1 и 2 ст. 463 ГК.
Е. Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует условиям договора купли-продажи (п. 1 ст. 469 ГК).
Положения о качестве продаваемых товаров и гарантиях качества в целом достаточно традиционны для нашего законодательства. Ранее они регулировались в основном подзаконными актами применительно к договорам розничной купли-продажи и поставки. Введение таких норм в § 1 главы 30 ГК существенно повысило их юридическую силу и придало им характер общих положений для всех разновидностей купли-продажи. Вместе с тем для некоторых видов договора купли-продажи предусмотрены специальные правила о качестве товаров[16], которые будут рассмотрены далее при анализе соответствующих договоров.
Условие о качестве товара относится к числу обычных условий договора и в большинстве случаев устанавливается самими сторонами. При этом качество товара может определяться различными способами: по образцу, по описанию (спецификации), на основе стандарта, по предварительному осмотру и др.
Определение качества по описанию (в отношении сложных промышленных товаров – по спецификации) означает, что товар должен соответствовать всем параметрам, эксплуатационным характеристикам, зафиксированным в его описании. Часто описание товара включает и чертежи, принципиальные схемы устройства товара, его изображения (например, в каталоге посылочной торговли). Образцом называется экземпляр товара, служащий эталоном качества для продаваемых товаров. В сфере бизнеса при определении качества по образцу стороны обычно отбирают несколько экземпляров товара, которые хранятся у сторон договора (иногда третьего лица) и используются при разрешении споров о качестве. Продажа товаров по образцу получает широкое распространение и в розничной торговле, где имеет свою специфику. Определение качества товара путем отсылки к соответствующему стандарту – наиболее распространенный способ как в национальном, так и в международном торговом обороте. Стандартизация товаров позволяет четко определять их качество на высоком профессиональном уровне, избегая при этом чрезмерной описательности. Предварительный осмотр как способ определения качества товара обычно применяется в аукционной торговле, при продаже предметов антиквариата, произведений искусства, других индивидуально-определенных вещей. В этом случае продавец гарантирует покупателю то качество, которое последний одобрил в результате осмотра товара. Часто условие о качестве определяется не одним, а несколькими из указанных способов одновременно.
При отсутствии в договоре условия о качестве продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей его обычного использования (п. 2 ст. 469 ГК). А если покупатель при заключении договора сообщил продавцу о конкретных целях приобретения товара, он должен быть пригодным для использования в соответствии с этими целями. Наличие той или иной цели покупки, являющейся мотивом совершения сделки, обычно не влияет на действительность договора. Но в результате включения этого мотива (цели) в договор он приобретает характер его существенного условия.
В ряде случаев закон ограничивает автономию воли сторон при формулировании условий о качестве товара. Как правило, это связано с потребностью обеспечения общественных интересов в сфере хозяйственного оборота или защиты прав потребителей. Так, продавцы-предприниматели в своей деятельности связаны необходимостью соблюдения обязательных требований к качеству товаров (п. 4 ст. 469 ГК). В Российской Федерации такие требования содержатся в различных стандартах: государственных (ГОСТ), отраслевых (ОСТ), стандартах предприятий (СТП) и др.[17]
Стандарты РФ содержат
нормы двух видов: обязательные и
рекомендательные. К числу обязательных
относятся требования по безопасности
товаров для окружающей среды, жизни, здоровья
и имущества, по обеспечению совместимости
и взаимозаменяемости товаров, единства
методов их контроля и маркировки (п. 2
ст. 7 Закона РФ «О стандартизации»). Эти
положения должны соблюдаться всеми субъектами
хозяйственной деятельности[18]. ГК предоставляет
сторонам право предусмотреть повышенные
по сравнению с обязательными требования
к качеству продаваемого товара, однако
на практике это встречается крайне редко.
Условия стандартов, касающиеся основных потребительских (эксплуатационных) характеристик товаров и методов их контроля, правил оформления технической документации на товары, а также ряд других общих правил обеспечения качества носят рекомендательный характер. Их соблюдение зависит от соответствующего соглашения сторон договора[19].
Решение вопроса о соответствии качества продаваемых товаров условиям договора далеко не всегда очевидно, а в ряде случаев даже требует проведения специальной проверки. Однако ГК не предусматривает общей обязанности покупателя или продавца по проверке качества (исключение составляют договоры поставки и контрактации – п. 2 ст. 513 ГК). Ее могут установить сами стороны в договоре, она может также вытекать из требований государственных стандартов и специальных нормативных актов, регулирующих отдельные виды купли-продажи[20].
Установленные договором
купли-продажи способы
Качество товара
не может оставаться неизменным вечно,
поэтому важно определить период
времени, в течение которого оно будет
достаточным для нормального пользования
вещью. Более того, со временем качество
товара может ухудшиться настолько, что
использование вещи станет опасным для
жизни, здоровья или имущества покупателя.
Значит, необходимо определить момент,
когда товар начнет представлять угрозу
для покупателя. Эти проблемы решаются
путем установления гарантийных сроков,
сроков годности и сроков службы товара.