Социально-трудовые отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 03:33, реферат

Описание работы

Современное состояние системы социально-трудовых отношений отражает полное несоответствие между стоимостью труда и его ценой, между интересами работодателей и работников. Помимо этого данный показатель даёт представление о деформации трудовых ценностей, уровне недовольства общества неэффективной политикой государства, которая на протяжении последнего десятилетия была причиной снижения социальных издержек.

Работа содержит 1 файл

Социально.docx

— 23.74 Кб (Скачать)

Социально-трудовые отношения

Современное состояние системы  социально-трудовых отношений отражает полное несоответствие между стоимостью труда и его ценой, между интересами работодателей и работников. Помимо этого данный показатель даёт представление  о деформации трудовых ценностей, уровне недовольства общества неэффективной политикой государства, которая на протяжении последнего десятилетия была причиной снижения социальных издержек.

Регулирование процессов  взаимодействия на рабочем месте  – задача, которая затрагивает  интересы как работодателей и  трудящихся, так и общества в целом.

Трудовые отношения –  это набор экономических, социальных, психологических, административных и  правовых обычаев и норм, рассматривающие труд как предмет экономических отношений и зависящий от основных показателей рынка – спрос, предложение, рыночная цена.

Комплексное определение  социально-трудовых отношений включает такие понятия как сторона, объект, субъект социально-трудовых отношений, их уровни и т. д. Система этих элементов  определяет социально-трудовые отношения  в целом.

Социально-трудовые отношения  определяют статус трудящегося, его  стиль жизни, окружение, климат в  коллективе, эффективность исполнения его прав. Однако эти отношения зависят не только от поведения индивидов, но также от множества факторов, значимость которых определяется историческим, экономическим, социокультурным и политическим контекстом в отдельно взятой стране.

 

  1. Стороны и уровень социаль-трудовых отношений

Наиболее значимые компоненты социально-трудовых отношений: стороны и субъект отношений. Среди сторон выделяются трудящиеся, работодатели и государство. Отличие трудовых отношений в том, что стороны являются основными носителями прав, а акторы могут обладать как основными, так и делегированными им правами.

Например, сторона работников защищает свои права и интересы напрямую, путём заключения трудового соглашения с работодателем. Однако, трудящиеся могут делегировать свои часть своих прав организациям, которые будут от их имени работников защищать их интересы на их месте работы, так называемый коллективный представитель трудящихся в социально-трудовых отношениях.

Количество партий социально-трудовых отношений не может быть более  трех (работники, работодатели и государство), в то время как число субъектов  этих отношений может быть гораздо  выше, благодаря делегированию полномочий между ними (объединения рабочих  и работодателей, их представительных органов, также различных государственных  органов).

В области социально-трудовых отношений ученые выделяют по меньшей мере четыре группы субъектов.

 

К первой группе относятся  в основном правообладатели (работники, работодатели, государственные и  локальные правительства).

Ко второй группе относят  их представительства, которые обладают рядом делегированных полномочий (государственные  органы, торговые союзы).

В третью группу входят другие органы власти, созданные путем социальных взаимодействий (Национальный совет  по социальному сотрудничеству и  другие постоянные или временные  институты).

К четвертой относят организации, созданные с целью минимизировать влияние возможных конфликтов и  предотвратить обострение социально-трудовых отношений (независимые эксперты, судьи, посредничество, улаживание конфликтов), а также консультативные и  информационно-образовательные объединения.

Классификация субъектов  социально-трудовых отношений строится на их способности обеспечивать индивидуальное взаимодействие (когда один работодатель заинтересован в найме сотрудника) или коллективное ( когда работники и работодатели заинтересованы друг в друге). На основании предварительных условий субъектами социально-трудовых отношений являются: работодатели, работники, государство.

Субъектам социально-трудовых отношений в странах со слаборазвитой  экономикой присущи определенные особенности.

Работник – это гражданин, подписавший трудовой договор с  работодателем, руководителем компании, уполномоченного органа, по которому работник обязан выполнять установленную  работу, в соответствии с определенными  правилами. Владелец компании, или ее полноправный представитель обязаны  выплачивать работнику заработную плату, обеспечивать

необходимые условия труда, в соответствии с законодательством. Работником как субъектом социально–трудовых отношений может быть индивид  или группа лиц, занимающих различное  социально-профессиональное положение, отличающихся по своим взглядам, мотивации  и другим характеристикам. Основными  показателями индивидуальных и групповых  различий являются: возраст, пол, здоровье, образование, уровень профессиональных навыков, отраслевая принадлежность.

Особую роль в формировании социально-трудовых отношений нового образца на Украине играет возрастное различие: смена поколений, которые разнятся по базовым социальным и психологическим параметрам, ориентированности и мотивированности.

Например, работодатель. В  большинстве случаев – это  человек, работающий независимо и постоянно  нанимающий для трудовых целей одного или более работника. Как правило, у работодателя обладает средствами производства. Однако бизнес практики Украины в публичном секторе  предполагают наличие работодателя и его супервизора в лице государства. В этом случае работодатель хоть и  устанавливает трудовые отношения  с работниками на основании заключения трудового договора, средствами производства он не обладает.

Роль государства в  процессе социально-трудовых отношений, как правило, сводится к законодательной функции. Законодательная база формируется на основании или в соответствии с Конвенциями и Рекомендациями МОТ, а также другими международными стандартами труда, в корреляции с национальными обычаями, законодательством и правилами социального партнёрства между гос. Учреждениями, работодателями и рабочими.  Имплементация международных норм труда и защита всех категорий трудящихся – обязанности государства. В процессе ведения социального диалога и коллективных переговоров, государство может выступать: инициатором, регулятором, арбитром, посредником.

Трудовые отношения делятся  по уровню регулирования. Эти уровни определяют сущность отношений и  различаются по субъектам. Можно  выделить:

Национальные (макроэкономические)

А) Гос. Регулирование –  через законодательство

Б) Договорное регулирование  – через Генеральное Соглашение и решение о партнёрстве.

Промышленные

А) Гос. Регулирование –  через акты центральных органов

Б) Договорное регулирование- через секторальные коллективные соглашения и решения о секторальном социальном партнёрстве.

Территориальные (региональные)

А) Регулирование коммунальными  хозяйствами – через решения  ответственных органов и местных  чиновников.

Б) Договорное регулирование  – через региональные соглашения и решения региональных органов  социального партнёрства

Производственные (микроэкономические)

А) Административное регулирование  – через решения владельцев и  уполномоченных органов.

Б) Договорное регулирование  – через коллективные переговоры, консультации, согласования, индивидуальные трудовые контракты.

 

  1. Объекты и типы социально-трудовых отношений

Объектом социально-трудовых отношений является цели, которые  участники трудовых отношений выполнить  на определенном этапе производства. Для каждого уровня и типа трудовых отношений объект и, вытекающие из него отношения, различны.

Условия социально-трудовых отношений на определенном уровне зависят  от трудовой жизни: трудовое самоопределение, проф. Ориентация, тренинги, найм и увольнения, проф. Подготовка, проф. Тренинги повышение квалификации, качество работы, оценка работы, вознаграждение. Социально-трудовые отношения на производственном уровне (микро), например, между работодателем и рабочим, строятся на основе кадровой политики, которая включает организацию людских ресурсов и (или) какие-то элементы: сертифицирование персонала,  контроль и анализ занятости,  организации по труду, оценка эффективности работы, трудовые споры и их разрешение, трудовую мотивацию.

Социально-трудовые отношения  на территориальном уровне связаны  с решением проблем экономически активного населения административной единицы, таких как создание новых  рабочих мест, поддержки местных  производителей, повышение квалификации рабочих, укрепление социальной инфраструктуры региона, улучшение экологической  обстановки и другие.

Социально-трудовые отношения  на секторальном уровне – специфические  вопросы данного сектора. Это  могут быть как вопросы нормализации работы трудовых организаций, определение  минимального уровня з/п, соблюдение достойных условий труда, социальные гарантии и привилегии и другие.

Социально-трудовые отношения  на национальном (макро) уровне – базовые  принципы и нормы социально-экономической  политики и трудовых отношений, включая гарантии занятости, гос протекционизм на рынке труда, поддержка местных производителей, обеспечение минимальных гарантированных выплат и других минимальных социальных гарантий, защита окружающей среды и так далее.

Социально-трудовые отношения  основываются на следующих базовых  проблемах: занятость, организация труда, эффективность работы и её организация, потребность в экономическом росте, вознаграждение труда, социальная защита работников, институциональный анализ.

Институциональный анализ охватывает экономический, социальный и психологические, аспекты функционирования различных  типов. Теория и практика доказывают, что этот метод может быть задействован в исследовании различных аспектов социо-трудовых отношений.

Ключевая характеристика трудовых отношений – их субъект. Субъект трудовых отношений это  многранный процесс.

Как субъект индивидуальных отношений на рабочем месте, субъектом  является специфическая часть жизни  работников. субъект (группа) социально-трудовых отношений на уровне предприятий в целом схож с кадровой политикой – з/п, оценка персонала, сертифицированные тренинги, карьерное планирование, ротация кадров, управление кадрами, и далее. Решение этих задач вкупе с другими задачами социально-экономического руководства, напрямую или косвенно влияют на качество трудовой жизни – развитие социально-трудовой сферы, защита окружающей среды, итд. Компоненты объекта анализируемых отношений следующие:

- Трудовая  занятость

- Трудовые  отношения, связанные с внутренней регуляцией

- Трудовые  отношения , связанные с защитой и условиями труда

- Трудовые  отношения во взаимосвязи с  построением персонала (курсы  повышения квалификации)

- Трудовые  отношения, связанные с организацией  индивидуальной и коллективных  работ

- Трудовые  отношения, связанные с оценкой  персональных качеств и результата

- Трудовые  отношения , связанные с компенсацией за услуги труда

- Трудовые  отношения по соблюдению законов  труда, договоров, соглашений

- Трудовые  отношения, возникающие по лубым другим аспектам трудовой жизни.

Получается, что любая  деятельность сторон в их трудовой жизни ведет к возникновению  трудовых отношений. Если не учитывать специфические феномены, которые происходят во время социально-трудовых отношений, те, что регулируют отношения между работниками, работодателями и их представителями: Трудовая занятость, Трудовые отношения , связанные с компенсацией за услуги труда, Трудовые отношения, связанные с организацией и эффективностью труда.

Субъект социально-трудовых отношений имеет организационную  и законодательную  основу, которая  воплощается в форме контрактов и соглашений различных уровней, которым предшествуют переговоры.

Типы социально-трудовых отношений характеризуют этическую, психологическую и законодательную  формы отношений на работе. Важную роль в дифференциации типов социально-трудовых отношений играют специфические приоритеты и их комбинации в процессе решения проблем.

Базовый принцип социально-трудовых отношений – юридическая защита прав в сфере трудовых отношений, определение объектов, субъектов, порядка  взаимодействия, зоны кооперации и  правоприменения.

 Для организационных  форм различаются следующие типы  социально-трудовых отношений:

- Партнёрство

- Патернализм

- Соперничество

- Солидарность

- Субсидиарность

- Дискриминация и конфликтность

Принцип партнёрства подразумевает  защиту интересов в социально-трудовых отношениях посредством координации политик и их приведение взаимно выгодным.

Принцип спецификации особенно важен для реализации программ по социальной защите.

Принцип интеграции подразумевает  обязательное взаимодействие и совместимость  всех форм, элементов и методов  социальной защиты, организую их через  единую систему на всех уровнях общества.

Патернализм (государство) –  практически полное гос регулирование социально-трудовых отношений. Патернализм на уровне предприятий основан на внедрении строгого регулирования социально-трудовых отношений. Администрация заботится о своих работниках.

Субсидиарность означает ориентирование на человеческие ожидания на пути к достижению цели. Принцип субсидиарности предназначен для предотвращения передачи ответственности в обществе.

Принцип солидарности – идеал, созданный человечеством в процессе социо-экономического развития. Подразумевает общую ответственность людей, базируюсь на персональной ответственности, согласованности, и общих интересах.

Информация о работе Социально-трудовые отношения