Санитарные нормы и правила в торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:34, реферат

Описание работы

Цель данной работы рассмотреть санитарные нормы в торговле.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...2

1. Санитарные нормы и правила……………………………………………....3

2. Система служб, обеспечивающих санитарный контроль за ведением торговли………………………………………………………………………....5

3. Основания для проведения санитарно-эпидемиологических

экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и

токсикологических, гигиенических и иных видов оценок…………………..6



4. Требования к размещению организаций торговли ………….…………….7



5.Санитарные требования к содержанию предприятия и его работникам....9

6. Санитарные требования к торговым, производственным и подсобным помещениям…………………………………………………………………….9

7. Допуск к работе на предприятиях торговли……………………………….11

Заключение……………………………………………………………………..13

Список используемой литературы……………………………………………14

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 42.81 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………...2

1. Санитарные нормы и правила……………………………………………....3

2. Система служб, обеспечивающих санитарный контроль за ведением торговли………………………………………………………………………....5

3. Основания для проведения санитарно-эпидемиологических

экспертиз, расследований, обследований,  исследований, испытаний и

токсикологических, гигиенических  и иных видов оценок…………………..6

 

4. Требования к размещению организаций торговли ………….…………….7

 

5.Санитарные требования к содержанию предприятия и его работникам....9

6. Санитарные требования к торговым, производственным и подсобным помещениям…………………………………………………………………….9

7. Допуск к работе на предприятиях торговли……………………………….11

Заключение……………………………………………………………………..13

Список  используемой литературы……………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Каждое общество стремится  защитить себя. Защитить от врагов, недостаточно добропорядочных своих граждан, от болезней, от напастей и от всякого  рода опасности. Опасности, которая  в наше время приобретает все  больший размах .Она может принимать какие угодно формы, возникая из совершенно забытых источников, как, например, сибирская язва.

 Среда обитания человека  продолжает преподносить сюрпризы  в виде эпидемий, вирусов и  прочего. Таким образом, неоспорима  необходимость соблюдения гигиенических  норм и надлежащего контроля за состоянием всех природных ресурсов, продуктов питания человека и животного мира рядом с ним. Благополучие населения зависит от него самого. Понимая это, человек стремится проконтролировать все сферы жизни и максимально обезопасить себя. Для этого он создает различные службы, организации и общества, разрабатывает санитарные нормы и правила, надеясь с их помощью прийти к заветной цели.

Государство регулирует эту  отрасль общественных отношений  в правовой форме, обеспечивая тем  самым надлежащий контроль и надзор за соблюдением всех норм и правил. Предусмотрены определенные обязанности  граждан, связанные с медицинским  обслуживанием и выполнением  санитарно-гигиенических норм.

В отрасли организации  управления здравоохранением важное место  занимает санитарно-эпидемиологический надзор. Данная разновидность административного  надзора Регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Положением о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации. Положением о Государственном комитете санитарно- эпидемиологического надзора в Российской Федерации и другими правовыми актами. В соответствии со статьей 46 Федерального закона в Российской Федерации действует единая государственная централизованная система органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации). [1]

Цель данной работы рассмотреть  санитарные нормы в торговле.

 

 

 

 

 

 

1. Санитарные нормы и правила.

 

Санитарные нормы и  правила — нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу здоровью или жизни работников. Санитарные правила (СП) устанавливают гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, благоприятных условий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья работников.

Санитарные нормы (СН) устанавливают  оптимальные, предельно допустимые и допустимые уровни факторов производственной и окружающей среды. Гигиенические  нормативы (ГН) устанавливают гигиенические  и эпидемиологические критерии безопасности и безвредности факторов производственной и окружающей среды, среды обитания человека.

Наряду с С. н. и п. действуют методические документы:

  • руководство (Р) — свод обязательных к исполнению распорядительных и методических документов по вопросам организации госсанэпиднадзора, санитарно-гигиенического и эпидемиологического нормирования, выполнения требований санитарного законодательства РФ;
  • методические указания (МУ) — документы, устанавливающие обязательные к исполнению требования по организации и проведению госсанэпиднадзора, регламентации деятельности в системе санитарно-гигиенического и эпидемиологического нормирования;
  • методические указания по методам контроля (МУК) — документы, содержащие обязательные для исполнения требования к методам контроля и методикам качественного и количественного определения химических, биологических и физических факторов среды обитания человека, оказывающих или могущих оказать опасное и вредное влияние на здоровье человека.

На территории РФ действуют  федеральные санитарные правила, которые  вводятся на 5 лет; санитарные правила  на территориях субъектов РФ —  на срок до 1 года. Их действие может  быть продлено, но не более чем на 2 срока. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13 октября 1996 г. № 1 установлено, что на территории РФ действуют санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, утвержденные Минздравом СССР, в части, не противоречащей санитарному законодательству РФ, а также Госсанэпиднадзором России. Указанные документы действительны впредь до отмены либо принятия новых нормативных актов взамен существующих. [3]

В 1993 г. с целью унификации и систематизации нормативно-методических документов по основным направлениям санитарно-гигиенического и эпидемиологического нормирования разработан классификатор нормативных и методических документов. Перечень основных действующих нормативных и методических документов в области гигиены труда составлен в соответствии с принятой классификацией. В разд. 2 "Гигиена" выделена группа нормативных документов 2.2 "Гигиена труда", которая имеет несколько подгрупп:

  • 2.2.1. Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий.
  • 2.2.2. Технологические процессы, сырье, материалы и оборудование, рабочий инструмент.
  • 2.2.3. Предприятия отраслей промышленности, сельского хозяйства, связи, транспорта и др.
  • 2.2.4. Физические факторы производственной среды.
  • 2.2.5. Химические факторы производственной среды.
  • 2.2.6. Биологические факторы производственной среды.
  • 2.2.7. Физиология и эргономика.
  • 2.2.8. Средства коллективной и индивидуальной защиты.
  • 2.2.9. Состояние здоровья работающих в связи с состоянием производственной среды.

Все действующие Государственные  стандарты (ГОСТ), санитарные правила  и нормы (СанПиН), строительные нормы и правила (СНиП), правила по охране труда и др. нормативные акты, распорядительные, технические, инструктивные, методические и иные официальные документы по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасности и безвредности производственной и окружающей среды, среды обитания человека для его здоровья, издаваемые органами исполнительной власти (федеральными, субъектов РФ) и местного самоуправления, не должны противоречить санитарному законодательству РФ. [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Система служб, обеспечивающих санитарный контроль за ведением торговли.

 

 

В систему службы входят :

    • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор в стране;
    • органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы, созданные в установленном законодательством порядке для осуществления государственного санитарно- эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, городах, районах, на воздушном и водном транспорте;
    • структурные подразделения, учреждения федеральных органов исполнительной власти по вопросам железнодорожного транспорта, обороны, внутренних дел, безопасности, пограничной службы, юстиции и налоговой полиции, осуществляющие соответственно государственный санитарно-эпидемиологический надзор на железнодорожном транспорте, в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности и иного специального назначения;
    • государственные научно-исследовательские и иные учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно- эпидемиологического надзора.

Органы и учреждения государственной  санитарно- эпидемиологической службы действуют на основе подчинения нижестоящих вышестоящим и главному государственному санитарному врачу Российской Федерации.

Главный государственный  санитарный врач Российской Федерации  является первым заместителем министра здравоохранения Российской Федерации, а само министерство выступает в  качестве федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор в России. [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основания для проведения санитарно-эпидемиологических

экспертиз, расследований, обследований,  исследований, испытаний и

токсикологических, гигиенических  и иных видов оценок.

 

 

Основаниями   для    проведения    санитарно-эпидемиологических

экспертиз,  расследований,  обследований,   исследований,     испытаний и

токсикологических, гигиенических  и иных видов оценок могут быть:

  • предписания  главных  государственных   санитарных     врачей (их

заместителей),  выдаваемые   на   основании   подпункта   4   п. 1.ст. 51

Федерального     закона     от     30.03.1999     г.      N 52-ФЗ      "О

санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";

  • распоряжения  (приказы)  руководителей  органов   и   учреждений,

осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

  • заявления, поданные гражданами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами.

Санитарно-эпидемиологические  экспертизы, расследования,

обследования, исследования, испытания и токсикологические,  гигиенические и иные виды оценок могут проводиться  по  решениям   правоохранительных и судебных   органов,   а   также   по   обращениям     федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Претензии и споры, возникшие  между  заявителем  и  организацией,

проводившей   санитарно-эпидемиологической  экспертизы,   обследования,

исследования, испытания  и токсикологические, гигиенические  и  иные  виды

оценок, разрешаются  по  соглашению  сторон  или  в  судебном   порядке в

соответствии с законодательством Российской Федерации.

Санитарно-эпидемиологической экспертизе подлежат:

  • отдельные виды продукции, представляющие  потенциальную  опасность для человека, производимые  в  Российской  Федерации  при   постановке на производство,   при   изменении   состава,   комплектации,   конструкции, технологического процесса производства,  при  изменении  нормативной  или технической документации на продукцию;
  • отдельные виды продукции, представляющие  потенциальную  опасность для человека, ввозимые на территорию Российской Федерации;
  • отдельные виды продукции, представляющие  потенциальную  опасность для человека, при истечении срока действия  ранее  выданного  заключения, свидетельства о государственной регистрации;
  • отдельные  виды  деятельности  (работы,  услуги),  представляющие

потенциальную опасность  для человека. [4]

 

 

 

4. Требования к размещению организаций торговли.

 

 

1. При проектировании и строительстве новых, реконструкции существующих организаций торговли необходимо руководствоваться действующими санитарными правилами, строительными нормами, нормами технологического проектирования.

Предоставление земельных  участков на строительство организаций  торговли допускается при наличии  санитарно-эпидемиологического заключения об их соответствии настоящим санитарным правилам.

(Измененная редакция. )

2. Организации торговли могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных к жилым домам и зданиям иного назначения помещениях, а также размещаться на территории промышленных и иных объектов для обслуживания работников этих организаций. Размещение организаций торговли в жилых домах и зданиях иного назначения осуществляется в соответствии со СНиП «Общественные здания и сооружения», «Жилые здания». Деятельность организаций торговли не должна ухудшать условия проживания, отдыха, лечения, труда людей в жилых зданиях и зданиях иного назначения. При размещении организаций торговли в зоне промышленных предприятий и иных объектов, они не должны оказывать вредного влияния на организацию торговли.

3. В помещениях, встроенных, встроенно-пристроенных к жилым зданиям и зданиям иного назначения, не допускается размещать специализированные рыбные и овощные магазины, а также магазины, площадью более 1000 м2.

4. Загрузку продуктов следует предусматривать с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей при наличии специальных загрузочных помещений.

5. При размещении в организациях торговли организаций общественного питания, цехов по производству полуфабрикатов, кулинарных изделий и других пищевых продуктов, а также иных организаций, не связанных с реализацией пищевых продуктов, должны соблюдаться требования действующих санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов для этих организаций.

6. Территория рынка разграничивается на функциональные зоны: торговая, административно-складская, хозяйственная, стоянка для транспорта.

7. В хозяйственной зоне устраиваются навесы для хранения тары и площадки для сбора мусора и пищевых отходов. Для сбора мусора и пищевых отходов предусматривают раздельные контейнеры с крышками (или специально закрытые конструкции), установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. Площадки для сбора мусора и пищевых отходов располагаются на расстоянии не менее 25 м от организации торговли. Допускается сокращать указанное расстояние, исходя из местных условий размещения организаций торговли. Контейнеры и мусоросборники очищаются при заполнении не более чем на 2/3 их объема, но не реже 1 раза в сутки. В теплое время года они подвергаются дезинфекции с применением средств, разрешенных органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке. Вывоз контейнеров и мусоросборников производится специальным транспортом, использование которого для перевозки продовольственного сырья и пищевых продуктов не проводится. При централизованном сборе мусора мусоросборники должны доставляться чистыми и продезинфицированными.

Информация о работе Санитарные нормы и правила в торговле