Рыночный риск в предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Даже в самых благоприятных экономических условиях для любого предприятия всегда сохраняется возможность наступления кризисных явлений. Такая возможность ассоциируется с риском. Риск присущ любой сфере человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений. Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов особенно стал проявляться при всеобщности товарно-денежных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота.

Содержание

Введение
1 Понятие и классификация рисков
1.1 Понятие риска, его основные элементы и черты
1.2 Виды рисков
2 Рыночный риск в предпринимательской деятельности
2.1 Понятие рыночный риск и его виды
2.2 Методы управления рисками
2.3 Пути снижения рыночного риска
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Рыночный риск в предпринимательской деятельности.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

5. Другие инструменты хеджирования.

Разработано значительное количество других способов хеджирования, например, кэп, флор и коллар.

Кэп (cap) и флор (floor) — контракты, которые предоставляют покупателю гарантированную максимальную стоимость заимствования (кэп) или минимальную доходность по вложениям (флор) в обмен на стоимость контракта: продавец контракта согласен возместить любое превышение стоимости заимствования выше или снижение доходности ниже специально оговоренного уровня. Коллар представляет собой комбинацию контрактов кэп и флор и дает покупателю возможность задать рамки изменения процентных ставок при финансировании и инвестировании.

Опционы типа кэп («процентная крышка»). С их помощью ограничивается максимальная процентная ставка. Кэп соответствует ряду опционов, страхующих от роста процентных ставок, и принимает вид одного опциона, который исполняется в случае, если процентные ставки превысят оговоренную strike-ставку1. В оговоренный момент времени strike-ставка сравнивается с какой-либо ссылочной ставкой (например, LIBOR). Если ссылочная ставка выше оговоренной strike-ставки, продавец опциона компенсирует покупателю эту разницу.

Опционы типа флор («процентный пол»). С их помощью ограничивается минимальная процентная ставка. Floor соответствует ряду опционов, страхующих от снижения процентных ставок, и принимает вид одного опциона, который исполняется в случае, если процентные ставки будут ниже, чем оговоренная strike-ставка. В оговоренный момент времени strike-ставка сравнивается с какой-либо ссылочной ставкой (например, LIBOR). Если ссылочная ставка ниже оговоренной strike-ставки, продавец опциона компенсирует покупателю эту разницу.

Выбор конкретных инструментов хеджирования должен осуществляться только после детального анализа потребностей бизнеса хеджера, экономической ситуации и перспектив отрасли, а также экономики в целом.

Целесообразность хеджирования. Решение о том, осуществлять хеджирование или нет, основывается на сравнительном анализе величины риска и размера допустимых (приемлемых или некритичных) потерь. Если величина возможных потерь в максимуме приемлема, а стоимость хеджирования высока и сопоставима с размером потерь, то проведение хеджирования может оказаться нецелесообразным. Управление риском распространяется, как правило, лишь на определенную долю деятельности компании. Полное хеджирование, хотя и дает лучшую защиту от риска, имеет серьезный недостаток - высокие издержки.

Затраты на хеджирование. Основным отличием хеджирования от других видов операций является то, что его целью является не извлечение дополнительной прибыли, а снижение риска потенциальных потерь.

Т.к. за снижение риска практически всегда приходится платить, хеджирование, обычно, сопряжено с дополнительными издержками (в виде прямых затрат и недополучения прибыли). Перечислим несколько источников таких издержек:

- затраты на исполнение сделок (разница цен покупки и продажи контракта, комиссионные платежи);

- гарантийный депозит (маржа), взимаемый биржей для обеспечения выполнения своих обязательств участниками сделки по фьючерсным и опционным контрактам. Размер маржи (2-20% от стоимости контракта) зависит от типа актива и устанавливается каждой биржей в отдельности.

Риски, связанные с хеджированием. Целью хеджирования является снижение ценового риска. Однако полностью исключить зависимость от неблагоприятного движения цены на рынке реального актива обычно не удается, более того, недостаточно проработанная стратегия хеджирования может увеличить подверженность компании ценовому риску. Совершенным считается хедж, при котором инструмент хеджирования в точности соответствует исходному риску убытков. Но на практике редко удается подобрать контракт, соответствующий страхуемому активу. Хеджирование осуществляется путем использования контрактов, имеющих колебания цен, схожие с колебаниями цен хеджируемого инструмента. Поэтому возникает базисный риск - риск, связанный с непараллельным движением цены реального актива и соответствующего срочного инструмента. Другим типом риска, с которым хеджирование бессильно бороться - это системный риск, связанный с непрогнозируемым изменением законодательства, введением пошлин и акцизов и т.д. и т.п. Более того, в этих случаях хеджирование может только усугубить ситуацию, т.к. открытые срочные позиции не дают экспортеру возможности снизить негативное влияние этих действий путем сокращения объема поставок.[5]

Основные принципы хеджирования.

Эффективная программа хеджирования не ставит целью полностью устранить риск; она разрабатывается для того, чтобы трансформировать риск из неприемлемых форм в приемлемые. Целью хеджирования является достижение оптимальной структуры риска, т.е., соотношения между преимуществами хеджирования и его стоимостью.

При принятии решения о хеджировании важно оценить величину потенциальных потерь, которые компания может понести в случае отказа от хеджа. Если потенциальные потери несущественны (например, мало влияют на доходы фирмы), выгоды от хеджирования могут оказаться меньше, чем затраты на его осуществление; в этом случае компании лучше воздержаться от хеджирования.

Как и любая другая финансовая деятельность, программа хеджирования требует разработки внутренней системы правил и процедур.

Эффективность хеджирования может быть оценена только в контексте (бессмысленно говорить о доходности операции хеджирования или об убытках по операции хеджирования в отрыве от основной деятельности на спот-рынке).

Что дает хеджирование. Несмотря на издержки, связанные с хеджированием, и многочисленные трудности, с которыми компания может встретиться при разработке и реализации стратегии хеджирования, его роль в обеспечении стабильного развития очень велика:

Происходит существенное снижение ценового риска, связанного с закупками сырья и поставкой готовой продукции; хеджирование процентных ставок и обменных курсов снижает неопределенности будущих финансовых потоков и обеспечивает более эффективный финансовый менеджмент. В результате уменьшаются колебания прибыли и улучшается управляемость производством.

Хорошо построенная программа хеджирования уменьшает как риск, так и затраты. Хеджирование высвобождает ресурсы компании и помогает управленческому персоналу сосредоточиться на аспектах бизнеса, в которых компания имеет конкурентное преимущество, минимизируя риски, не являющимися центральными. В конечном итоге, хеджирование увеличивает капитал, уменьшая стоимость использования средств и стабилизируя доходы.

Хедж не пересекается с обычными хозяйственными операциями и позволяет обеспечить постоянную защиту цены без необходимости менять политику запасов или заключать долгосрочные форвардные контракты.

Во многих случаях хедж облегчает привлечение кредитных ресурсов: банки учитывают захеджированные залоги по более высокой ставке; это же относится к контрактам на поставку готовой продукции.

Еще раз отметим - хеджирование не ставит своей непосредственной задачей повышение прибыли; источником прибыли является основная производственная деятельность.

Практические шаги.

Для того чтобы воспользоваться срочными инструментами для хеджирования ценового риска, компания должна выполнить следующие шаги:

1.      Выбрать торговую площадку и торгуемый на ней срочный контракт, наиболее полно соответствующий ее потребностям. На этом шаге необходим дополнительный анализ, т.к. не всегда имеется срочный контракт, полностью соответствующий объекту товарной сделки. В этом случае необходимо из имеющихся фьючерсов выбрать такой, динамика изменения цены которого наиболее точно соответствует динамике цены реального товара.

2.      Выбрать клиринговую компанию (компанию, контролирующую движение средств и гарантирующую выполнение обязательств по сделкам), аккредитованную на соответствующей бирже, а также биржевого брокера, который будет выполнять торговые приказы.

3.      Заполнить стандартные формы и подписать договоры на обслуживание.

4.      Открыть счет в клиринговой компании и перечислить на него определенную сумму средств, используемую в качестве обеспечения выполнения обязательств по открытым позициям (обычно это около 10% от планируемой суммы сделки). Многие биржи и клиринговые компании устанавливают минимальный объем средств, которые должны быть зачислены на торговый счет при его открытии (обычно 10000 дол.).

5.      Разработать стратегию хеджирования.

              Как метод нейтрализации рыночных рисков в отечественной практике хеджирование будет получать все большее развитие в процессе управления рыночными рисками по причине достаточно высокой его результативности.


Заключение

 

Современный этап развития международного финансового сообщества выдвигает проблему управления рисками в число самых приоритетных. Более того, не без оснований можно утверждать, что в постоянно усложняющемся и взаимозависимом мире финансовых рынков и продуктов шанс на успех имеют только те организации, которые могут контролировать свои риски и эффективно ими управлять. Риск-менеджмент необходим работникам казначейств, менеджерам по управлению портфелем, специалистам по контролю за рисками и управлению ими.

Сегодня особое внимание уделяется задаче управления рыночным риском, что объясняется рядом серьезных изменений, произошедших за последние пять-десять лет на мировых финансовых рынках. Хеджирование является наиболее распространенным и эффективным методом снижения рыночного риска. Этот инструмент является высокоэффективным механизмом уменьшения уровня риска, однако требует определенных затрат на выплату компенсационного вознаграждения брокерам, премий по опционам и т.п. Решение о том, осуществлять хеджирование или нет, основывается на сравнительном анализе величины риска и размера допустимых (приемлемых или некритичных) потерь. Если величина возможных потерь велика и неприемлема для компании, то проведение хеджирования целесообразно.

Операции хеджирования позволяют компенсировать рыночный риск практически во всех возможных на финансовом рынке ситуациях и потому широко используются субъектами, риск для которых неприемлем, в первую очередь банками, страховыми обществами, пенсионными фондами, предприятиями, ведущими внешнеторговые операции, и частными инвесторами.

Как известно, не бывает полноценной рыночной экономики без возможности хеджирования для ее участников, без развитого рынка деривативов. Бурный рост мирового рынка производных инструментов в полной мере подтверждает этот тезис. В российских условиях становление этого рынка особенно актуально ввиду существенной нестабильности отечественной экономики, развитие которой сопровождается кризисами и высоким уровнем рисков на финансовых рынках.

 


Список литературы

 

1.                 Алексеева В.Д. Банковские риски: методы расчета, регулирования и управления: Учеб. Пособие. Сыктывкар: Сыктывк. ун-т, 2008. - 50 с.

2.                 Аметистова Л.М. Управление рисками: Учеб. пособие по курсу «Страхование» для студентов, обучающихся по направлению «Электротехника, электромеханика и электротехнологии». М.: Изд-во МЭИ, 2009. - 37 с.

3.                 Арсеньев Ю.Н. Управление экономическими и финансовыми рисками [Учеб. пособие для вузов]. М.: Высш. шк., 2007. - 147 с.

4.                 Багиева М.Н. Концептуальные основы анализа и оценки рисков предприятия: Учеб. пособие по курсу «Упр. Рисками». СПб.: Изд-во С. - Петерб. ун-та экономики и финансов, 2009. - 51 с.

5.                 Бадалова А.Г. Управление рисками предприятий: практический инструментарий для менеджеров. М.: Янус-К, 2008. - 88 с.

6.                 Балдин К.В. Риск-менеджмент: учеб. пособие по специальности «Менеджмент орг.». - М.: Эксмо: Eksmo education, 2009. - 364 с.

7.                 Балдин К.В. Управление рисками: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и упр. М.: Юнити, 2008. - 511 с.

8.                 Барбаумов В.Е. и др. Энциклопедия финансового риск-менеджмента. Москва: Альпина Бизнес Букс, 2009. - 877 с.

9.                 Батадеев В.А. и др. Теоретические основы и практика страховой защиты субъектов предпринимательства: Учеб. пособие Моск. акад. гос. и муницип. упр. М.: Соц. - гуманитар. знания, 2009. - 431 с.

10.             Березин С.А. Управление рисками и страхование: хрестоматия Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. Новосибирск: СибАГС, 2008. - 97 с.

11.             Бернстайн Питер Л. Против богов: Укрощение риска. М.: Олимп-Бизнес, 2008. - 396 с.

12.             Бондарев А.Б. Прогнозирование биржевых сделок предприятий: Практ. пособие. - М.: Экономика и финансы, 2009. - 249 с.

13.             Воробьев С.Н. Управление рисками в предпринимательстве. М.: Дашков и Ко, 2008. - 769 с.

14.             Воронцовский А.В. Управление рисками учеб. пособие для студентов вузов. СПб.: ОЦЭиМ, 2009. - 482 с.

15.             Гончаренко Л. П. Риск-менеджмент: учеб. пособие. Москва: КноРус, 2009. - 215 с.

 



[1] Березин С.А. Управление рисками и страхование: хрестоматия Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. Новосибирск: СибАГС, 2008. – С. 43.

[2] Гончаренко Л. П. Риск-менеджмент: учеб. пособие. Москва: КноРус, 2009. – С. 87.

[3] Балдин К.В. Управление рисками: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и упр. М.: Юнити, 2008. – С. 401.

[4] Воробьев С.Н. Управление рисками в предпринимательстве. М.: Дашков и Ко, 2008. – С. 405.

[5] Аметистова Л.М. Управление рисками: Учеб. пособие по курсу «Страхование» для студентов, обучающихся по направлению «Электротехника, электромеханика и электротехнологии». М.: Изд-во МЭИ, 2009. – С. 21.


Информация о работе Рыночный риск в предпринимательской деятельности