Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 11:59, курсовая работа
Т Как показывает мировой опыт, без свободы рыночной экономики, без
самодеятельного производителя, без предпринимательской активности никакое
процветание невозможно.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Предпринимательство как экономический ресурс……………………4
1. Формирование теории предпринимательства……………………..4
2. Понятие предпринимательского ресурса. Мировой опыт
предпринимательства………………………………………………….7
2. Сущность предпринимательской деятельности……………………..12
1. Установление субъектов и объектов предпринимательства….12
2. Предпринимательство как метод хозяйствования……………...14
3. Предпринимательство как особый тип экономического
мышления………………………………………………………………18
3. Элементы предпринимательского риска………………………………20
1. Анализ риска…………………………………………………………...20
2. Организация взаимодействия факторов производства………...26
4. Предпринимательский потенциал России и его характерные
черты………………………………………………………………………...30
Заключение………………………………………………………………....33
Список литературы…………………………………………
управлении деятельностью фирм и организаций. В состав предпринимательского
ресурса входят его носители — предприниматели, его инфраструктура —
рыночные институты, его этика и культура.
К предпринимателям относят владельцев компаний и менеджеров, не
являющихся собственниками компаний, а также тех организаторов бизнеса,
которые сочетают в одном лице владельцев и управляющих. В русском языке у
термина «предприниматель» есть два значения: капиталист, владеющий
предприятием, и предприимчивый человек, делец. Таким образом,
предприниматель — это лицо, занимающееся организацией экономических
процессов на микроуровне. Границы слоя предпринимателей расплывчаты. Так,
многие владельцы компаний не принимают реального участия в их управлении.
Большинство менеджеров низшего звена являются в основном простыми
исполнителями, а не организаторами экономических процессов, и поэтому они
также не могут быть отнесены к предпринимателям. К ним нельзя отнести и
чиновников государственных учреждений, хотя их деятельность оказывает
серьезное воздействие на предпринимательство.
Другая составная часть предпринимательского ресурса той или иной страны —
это рыночная инфраструктура, т.е. такие институты и нормы рыночной
экономики, как биржи и банки, страховые и аудиторские компании,
консультационные и юридические фирмы, суды, государственные экономические
органы, хозяйственное законодательство.
Наконец,
составная часть национального
предпринимательского
это этика и культура, сам предпринимательский дух общества. Если
предпринимательская этика (а не только национальное законодательство) не
допускает обмана партнера, а культура предпринимательства имеет длительную
историю и значительная часть общества стремится к нему, то подобная
атмосфера способствует изобилию предпринимательского ресурса в стране.
В целом можно сделать вывод, что в той или иной стране
предпринимательский ресурс обилен, если в ней немало опытных и образованных
предпринимателей, развита рыночная инфраструктура, имеет глубокие корни
предпринимательская этика и культура, а сам дух общества не просто
благожелателен к предпринимательству, а пронизан стремлением к нему
значительной части населения. Подобными характеристиками обладают прежде
всего развитые страны, большинство из которых взращивали
предпринимательский ресурс столетиями (Европа) или являются наследниками
старой предпринимательской культуры (Северная Америка и другие
переселенческие страны), а также некоторые из новых развитых и новых
индустриальных стран с глубокими торговыми традициями (это прежде всего
государства Восточной и Юго-Восточной Азии).
Мировой
опыт также показал, что
эффективно реализуются в указанных странах, если сильная степень
либерализации хозяйственной деятельности сочетается с высокой
эффективностью государственных институтов, а также активной государственной
поддержкой мелкого и среднего предпринимательства и политикой поощрения
конкуренции на внутреннем рынке.
В последнее время в странах с развитой рыночной экономикой
предпринимательство переживает своеобразный ренессанс. Все больше людей
вовлекается в бизнес, начиная с собственного небольшого дела. Если в 50-е
годы в США ежегодно регистрировалось в среднем примерно 130 тыс. фирм, в 60-
е - 220 тыс., в 70-е - 350 тыс., то в 80-е годы ежегодно возникало в
среднем до 600 тыс. фирм. Причина этого явления видится в результате
действия, по меньшей мере, трех факторов. Во-первых, это результат
технического прогресса, научно-технической революции, в ходе которой была
создана чрезвычайно производительная техника. Повысилась роль
информатизации общества, значимость информационных услуг, которые могут
предоставляться небольшими коллективами или предпринимателями, работающими
индивидуально с персональным компьютером, в ряде случаев на дому.
Второй фактор, способствующий расцвету предпринимательства, - это
усложнение индивидуальных и общественных потребностей людей. В основе этого
- опять же технический прогресс: сегодняшняя эпоха отличается от других не
только тем, как, какими орудиями труда производятся товары, но и тем, что,
какие потребительские товары производятся. Потребности современного
общества столь многообразны, что только предпринимательство с его гибкостью
и быстрым реагированием способно их более или менее успешно удовлетворять.
Запросы общества, направленные на удовлетворение потребностей, как раз и
служат толчком к расширению сферы предпринимательской активности. Отвечая
на эти запросы, предприниматели обеспечили рост эффективности производства,
дали миру множество новинок.
В мелких фирмах, созданных талантливыми предприимчивыми людьми,
появились первые автомобили, самолеты, кондиционеры, фотокамеры мгновенной
фотографии, копировальные аппараты, аэрозольные баллончики, пенные
огнетушители, застежки-молнии, безопасные бритвы и многие-многие другие,
ныне широко используемые товары. И сегодня очень много прогрессивных идей
рождаются и превращаются в инновации именно в мелких фирмах, где дух
предпринимательства особенно силен.
Нововведения становятся двигателем роста, повышая значимость
предпринимательства в обществе. В связи с тем, что экономика начинает
характеризоваться все в большей степени процессом создания и
распространения разнообразных новшеств во всех ее сферах, среди движущих
сил экономического роста значительно возрастает роль невещественных
условий.
Третий
фактор расцвета
политический. Развитие предпринимательства в США и других странах с
развитыми формами демократии и рыночной экономики свидетельствует о том,
что старый корпоративный капитализм постепенно превращается в общество с
гораздо большей степенью экономической свободы, чем ранее. Свобода в
принятии решений и их реализации - это необходимое условие для
предпринимательства. Она, разумеется, сопряжена с полной экономической
ответственностью за результаты деятельности.
Если рыночная система зарекомендовала себя более эффективной
сравнительно с командно - административной, если она может дать обществу
несравненно больше, чем противоположная ей, если она обеспечивает более
высокие темпы социально-экономического роста, если она выступает как одна
из основ свободы личности в производственной сфере и вне ее, то наше
возвращение на путь так называемого капиталистического развития является
совершенно естественным.
Правда,
предпринимательство
социальных проблем для всего общества (безработица, банкротство,
неустойчивость хозяйственных связей и др.), однако они оказываются меньшим
злом по сравнению с тем, которое сопутствует тотальной социализации.
Итак, убедившись на мировом опыте экономически развитых стран в
необходимости присутствия свободного предпринимательства для развития
рыночной экономики и процветания общества, следует разобраться в сущности
предпринимательской деятельности: чем она характеризуется, основные
показатели.
2. Сущность предпринимательской деятельности.
2.1 Установление субъектов и
Как экономическая категория
установлением субъектов и объектов. Предпринимательство в рыночной
экономике может осуществляться в трех формах: индивидуальной, коллективной
и государственной. Если первая означает осуществление ее гражданами, то
есть физическими лицами, «своей волей и в своем интересе», гражданами,
которые «свободны в установлении своих прав и обязанностей на основании
договора и в определении любых, не противоречащих законодательству, условий
договора»1, то вторая форма предпринимательства – коллективная –
предполагает границы и процедуры, очерченные более строго. В этом случае
предпринимательская деятельность осуществляется уже на основе и в пределах
тех задач и полномочий, которые отражены в учредительных документах и
уставе соответствующих форм предприятий. Субъектами индивидуальной
деятельности являются частные лица (организаторы единоличного, семейного и
более крупного производства), субъекты коллективной формы
предпринимательства – это хозяйственные товарищества (полные и
коммандитные), общества (с ограниченной ответственностью, акционерные),
производственные кооперативы. Государственные и муниципальные унитарные
предприятия являются субъектами государственной предпринимательской
деятельности.
Предприниматель берет на себя инициативу соединения основных факторов
производства (природных ресурсов, труда и капитала) в единый процесс
товаров и услуг с целью получения
1 Гражданский кодекс Российской Федерации, ст.1,п.2.
прибыли. Осуществление наиболее эффективной комбинации этих факторов
Информация о работе Роль предпринимательства в развитии рыночной экономики