Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:25, реферат
История малого бизнеса своими корнями уходит в древность. Малый бизнес развивался почти во всех древних культурах. Именно благодаря ему цивилизация распространилась по всем известным в то время странам.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность малого предпринимательства…………………………... ……4
1.1 Критерии по которым предприятие относят к сфере малого бизнеса .........5
1.2 Особенности малого предпринимательства……………………………....…5
1.3 Проблемы малого бизнеса…………………………………………………....6
Глава 2. Роль малого бизнеса в современной экономике…………………...…….7
2.1 Малый бизнес в США………………………………………………….…...….7
2.2 Малый бизнес в Японии……………………………………………….………9
2.3 Малый бизнес ЕС……………………………………………………………….11
Литература……………………
Принимаемые правовые акты в отношении предприятий малого бизнеса в Японии определяют статус малых предприятий и льготы для них. Льготы предусматривают специальное налогообложение в зависимости от вида деятельности предприятия. Значительная часть законопроектов направлена на регулирование антимонопольного законодательства Японии.
Японское
законодательство довольно жестко регулирует
и ограничивает уровень повышения/понижения
рыночной стоимости на продукцию. За
необоснованные скидки, или наоборот
спекулятивные цены, предприятия
и предприниматели могут
Государственным органам по регулированию осуществления деятельности предприятий малого бизнеса Японии является Управление малых предприятий, подчиняющееся Министерству внешней торговли и промышленности. Данное управление контролирует соблюдение антимонопольного законодательства, обеспечивает государственную защиту интересов малого бизнеса Японии, ограничивает контроль собственников, определяет ответственность заказчиков, исполнителей и субподрядчиков за нерыночные договорные отношения.
Для обеспечения механизмов кредитования малого бизнеса и предоставления займов государство предусмотрело создание Корпорации страхования малого и среднего бизнеса, а также ассоциаций гарантирования кредита (аналогично созданию Государственных фондов для развития и поддержки малого бизнеса в Китае, США и др. странах).
Стимулирование
предприятий малого бизнеса в
Японии ведется на всех уровнях, начиная
от властей центрального правительства
и заканчивая самостоятельными союзами
и объединениями малых
Субсидии, займы, кредиты для бизнеса на льготных условиях предусмотрены на следующие цели:
2.3 Малый бизнес ЕС
Сегодня малые и средние предприятия
- основа социально-экономической модели
ЕС. В расширившемся Союзе
Европейская Комиссия хорошо осознает важность этого сектора, и "политика предпринимательства" является на сегодняшний день одним из главных приоритетов её деятельности. Так, 6 мая 2003 г. Европейская Комиссия приняла новые критерии выделения микро, малого и среднего бизнеса. Новые стандарты были введены в действие с 1 января 2005 г.:
· средние предприятия - для них установлен предел от 50 до 249 занятых, при ежегодном обороте, не превышающем 50 миллионов евро и с балансом предприятия до 43 миллионов евро;
· малые предприятия - 10-49 занятых, предел объёма оборота и баланса - 10 миллионов евро;
· микропредприятия - менее 10 занятых, предел объема оборота и баланса - 2 миллиона.
В последние годы в рамках ЕС осуществляется системная политика поддержки малого и среднего предпринимательства, ориентированная на три главных звена, участвующих в создании и функционировании малого и среднего бизнеса: на конкретного человека, фирму и общество. Её главная цель - сбалансирование интересов государств и бизнеса.
Главными целями регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса в ЕС являются:
· укрепление единого внутреннего рынка;
· интернационализация
предпринимательской
· устранение административных барьеров;
· создание единого экономического пространства в ЕС путём унификации законодательной базы по малому бизнесу, усиления взаимодействия стран-членов ЕС по созданию экономического и валютного союзов в рамках ЕС.
Национальная
же политика в странах-членах ЕС имеет
своей целью предоставление лучших
условий для
Для того чтобы стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, в Европе была создана уникальная система его регулирования и поддержки. Она начала складываться ещё в начале 1970-ых годов. Общей целью политики Союза в этом направлении стало максимальное стимулирование развития малого и среднего предпринимательства. Первыми шагами были меры по устранению административных препятствий:
· гармонизация налога на добавленную стоимость в странах-членах ЕС;
· внесение
корректив в условия
· некоторые
изменения в социальной политике
(выравнивание социальных аспектов предпринимательской
деятельности малого бизнеса в соответствии
с положениями Единого
Осознавая значимость мелкого и среднего бизнеса для Союза, в 1993 г. ЕС опубликовал "Белую книгу", в которой излагается европейская политика и стратегия в отношении этих предприятий. В ней малый и средний бизнес рассматривается как гарантия сохранения высокого уровня занятости, развитой системы социального обеспечения, интенсивной защиты окружающей среды и т.д.
Другим фактором, определяющим политику поддержки мелкого и среднего бизнеса в ЕС, стала Европейская хартия для малых предприятий. В этом документе главы государств и правительств признают большой потенциал малых предприятий, а также подчёркивают важность развития духа предпринимательства и создания благоприятных условий для повторных попыток создания собственного дела даже в случае некоторых прежних неудач. Признаётся важность таких ценностей, как профессионализм, надёжность и гибкость в новых экономических условиях. Положения, изложенные в Хартии, были включены в Многолетнюю программу по малому и среднему бизнесу (2001-2005 гг.), и уже в первый год в государствах Союза были запущены 11 проектов, призванные внедрить её положения на практике.
Основой регулирования и содействия развитию малого и среднего предпринимательства стало создание для него режима наибольшего благоприятствования, а содержанием - создание государственными структурами экономических и правовых условий и стимулов его успешного развития, а также вложения в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.
В ЕС получили развитие две формы государственной поддержки:
· разработка долгосрочных программ по малому и среднему предпринимательству как основы законодательной базы;
· включение
малого и среднего предпринимательства
в решение таких актуальных проблем,
как улучшение административной
и нормативной базы, финансовых и
налоговых условий, предоставление
информационных услуг и расширение
сотрудничества, повышение
Для осуществления
государственного регулирования в
малом и среднем
Большое
значение имеет правовое регулирование.
В целях стимулирования малого бизнеса
были разработаны и введены
Как правило, европейская политика в сфере стимулирования малого и среднего бизнеса осуществляется на двух уровнях: через деятельность стран и через программы, реализуемые под эгидой ЕС. Мероприятия по поддержке малого бизнеса финансируются из Структурных фондов ЕС (например, Социального фонда, Фонда регионального развития).
1. Для
улучшения регулирования и
Для развития межфирменного сотрудничества в рамках ЕС было создано Бюро по сближению предприятий, действует Европейская ассоциация венчурного капитала, способствующая развитию малых совместных фирм. Комиссия ЕС организовала Комитет по упрощению процедур в сфере предпринимательства. Сеть информационных предпринимательских центров позволяет применять единые методики и схожие требования к отбираемым предпринимательским проектам, а также повысить эффективность использования финансовых ресурсов.
В этой связи большое внимание придаётся созданию сетей, рассчитанных на максимальное расширение взаимодействия малых и средних предприятий с национальными, региональными и местными структурами их поддержки. Такое сотрудничество осуществляется в сетях:
· Interprise - поощрение прямых связей и соглашений между предпринимателями стран Европы;
· Europartenariat - стимулирование кооперативных связей в менее развитых регионах;
· BC-Net - конфиденциальный поиск партнёров за рубежом, в т.ч. за пределами ЕС;
· BRE - открытый подбор партнёров для создания совместных предприятий;
· Сеть ЕвроИнфоЦентров, которые предоставляют малому и среднему бизнесу коммерческую информацию по самому широкому кругу вопросов.
В основе поддержки мелкого и среднего предпринимательства в странах-кандидатах EC (т.н. ЕС-10) изначально лежала такая масштабная программа, как PHARE - программа технического содействия, которая финансировалась из бюджета ЕС на безвозмездной основе и предусматривала предоставление экспертных и консультативных услуг, передачу ноу-хау, а также комплекс исследований прединвестиционного характера.
Основные формы поддержки мелкого и среднего предпринимательства в рамках этой программы были таковы:
· предоставление информации о возможности и перспективах развития бизнеса;
· содействие экспорту товаров и услуг, производимых, малыми и средними предприятиями;
· поиск новых форм сотрудничества
для малых и средних
· устранение дискриминационных факторов при выходе малых и средних предприятий на рынки капитала;
· создание индивидуальных схем получения кредитов;
· создание системы гарантирования кредитов, предоставляемых малым и средним предприятиям, и инвестиционных фондов.
Информация о работе Роль малого предпринимательства в Латвии и за рубежом