Роль малого предпринимательства в Латвии и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:25, реферат

Описание работы

История малого бизнеса своими корнями уходит в древность. Малый бизнес развивался почти во всех древних культурах. Именно благодаря ему цивилизация распространилась по всем известным в то время странам.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность малого предпринимательства…………………………... ……4
1.1 Критерии по которым предприятие относят к сфере малого бизнеса .........5
1.2 Особенности малого предпринимательства……………………………....…5
1.3 Проблемы малого бизнеса…………………………………………………....6
Глава 2. Роль малого бизнеса в современной экономике…………………...…….7
2.1 Малый бизнес в США………………………………………………….…...….7
2.2 Малый бизнес в Японии……………………………………………….………9
2.3 Малый бизнес ЕС……………………………………………………………….11
Литература……………………

Работа содержит 1 файл

предпринимательство23.docx

— 46.10 Кб (Скачать)

 

Принимаемые правовые акты в отношении предприятий  малого бизнеса в Японии определяют статус малых предприятий и льготы для них. Льготы предусматривают  специальное налогообложение в  зависимости от вида деятельности предприятия. Значительная часть законопроектов направлена на регулирование антимонопольного законодательства Японии.

 

Японское  законодательство довольно жестко регулирует и ограничивает уровень повышения/понижения  рыночной стоимости на продукцию. За необоснованные скидки, или наоборот спекулятивные цены, предприятия  и предприниматели могут лишиться права осуществления своей деятельности. Причем эти условия действительны  для всех без исключения компаний. Благодаря развитым рыночным механизмам японским властям довольно удачно удается  сдерживать необоснованные изменения  цен и инфляцию. Таким образом, ввиду равенства начальных условий  и возможностей, в Японии созданы  хорошие предпосылки для развития малого бизнеса.

 

Государственным органам по регулированию осуществления деятельности предприятий малого бизнеса Японии является Управление малых предприятий, подчиняющееся Министерству внешней торговли и промышленности. Данное управление контролирует соблюдение антимонопольного законодательства, обеспечивает государственную защиту интересов малого бизнеса Японии, ограничивает контроль собственников, определяет ответственность заказчиков, исполнителей и субподрядчиков за нерыночные договорные отношения.

 

Для обеспечения  механизмов кредитования малого бизнеса  и предоставления займов государство  предусмотрело создание Корпорации страхования малого и среднего бизнеса, а также ассоциаций гарантирования кредита (аналогично созданию Государственных  фондов для развития и поддержки  малого бизнеса в Китае, США и  др. странах).

 

Стимулирование  предприятий малого бизнеса в  Японии ведется на всех уровнях, начиная  от властей центрального правительства  и заканчивая самостоятельными союзами  и объединениями малых предприятий. Центральные власти и местные  органы самоуправления субсидируют  на всех этапах жизненного цикла предприятия  малого бизнеса, непосредственно участвующие  в создании наукоемкого и высокотехнологичного производства. Для таких предприятий  государство выделяет займы, обеспечивает кредитование малого бизнеса через  предоставление поручительства и других видов кредитных гарантий. Также  при централизованной поддержке  государства в специальных центрах, некоммерческих организациях производится обучение кадров, осуществляется консультационно-информационная поддержка.

 

Субсидии, займы, кредиты для бизнеса на льготных условиях предусмотрены на следующие цели:

  • совершенствование, модернизация, переоснащение производственно-материальной базы наукоемких предприятий;
  • разработка совместно с институтами и университетами инновационных проектов, новинок, изобретений;
  • развитие легкой и пищевой промышленности;
  • разработка новых технологий (изобретений) и новых видов продукции;
  • создание и развитие новых предприятий малого бизнеса в промышленно отсталых регионах Японии.

 

 

 

2.3 Малый бизнес ЕС

Сегодня малые и средние предприятия - основа социально-экономической модели ЕС. В расширившемся Союзе насчитывается 23 миллиона мелких и средних предприятий, которые обеспечивают 70 процентов  занятости в частном секторе, дают 57 процентов общего оборота  и 53 процента добавленной стоимости. Малые и средние предприятия  занимают подавляющую долю в таких  отраслях экономики, как оптовая  и розничная торговля, пищевая  промышленность, строительство. Они  стали стимулом развития конкуренции  в европейской экономике, заставляют более крупные компании улучшать эффективность производства и внедрять новые технологии. Учитывая важность мелких и средних предприятий  для экономической структуры  ЕС, можно утверждать, что успешная интеграция экономики внутри Союза  во многом зависит от развития мелкого  и среднего бизнеса.

 

Европейская Комиссия хорошо осознает важность этого сектора, и "политика предпринимательства" является на сегодняшний  день одним из главных приоритетов  её деятельности. Так, 6 мая 2003 г. Европейская  Комиссия приняла новые критерии выделения микро, малого и среднего бизнеса. Новые стандарты были введены  в действие с 1 января 2005 г.:

· средние  предприятия - для них установлен предел от 50 до 249 занятых, при ежегодном  обороте, не превышающем 50 миллионов  евро и с балансом предприятия  до 43 миллионов евро;

· малые  предприятия - 10-49 занятых, предел объёма оборота и баланса - 10 миллионов  евро;

· микропредприятия - менее 10 занятых, предел объема оборота и баланса - 2 миллиона.

 

В последние  годы в рамках ЕС осуществляется системная  политика поддержки малого и среднего предпринимательства, ориентированная  на три главных звена, участвующих  в создании и функционировании малого и среднего бизнеса: на конкретного  человека, фирму и общество. Её главная  цель - сбалансирование интересов  государств и бизнеса.

 

Главными целями регулирования  и поддержки малого и среднего бизнеса в ЕС являются:

· укрепление единого внутреннего рынка;

· интернационализация  предпринимательской деятельности на уровне предприятий;

· устранение административных барьеров;

· создание единого экономического пространства в ЕС путём унификации законодательной  базы по малому бизнесу, усиления взаимодействия стран-членов ЕС по созданию экономического и валютного союзов в рамках ЕС.

 

Национальная  же политика в странах-членах ЕС имеет  своей целью предоставление лучших условий для предпринимательской  деятельности, увеличения конкурентоспособности  и роста.

Для того чтобы стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, в Европе была создана уникальная система  его регулирования и поддержки. Она начала складываться ещё в  начале 1970-ых годов. Общей целью политики Союза в этом направлении стало  максимальное стимулирование развития малого и среднего предпринимательства. Первыми шагами были меры по устранению административных препятствий:

· гармонизация налога на добавленную стоимость  в странах-членах ЕС;

· внесение корректив в условия финансирования (достижение прозрачности платёжных  систем и создание Европейской ассоциации фондов взаимных гарантий для малого бизнеса);

· некоторые  изменения в социальной политике (выравнивание социальных аспектов предпринимательской  деятельности малого бизнеса в соответствии с положениями Единого европейского акта).

 

Осознавая значимость мелкого и среднего бизнеса  для Союза, в 1993 г. ЕС опубликовал "Белую  книгу", в которой излагается европейская  политика и стратегия в отношении  этих предприятий. В ней малый  и средний бизнес рассматривается  как гарантия сохранения высокого уровня занятости, развитой системы социального  обеспечения, интенсивной защиты окружающей среды и т.д.

 

Другим  фактором, определяющим политику поддержки  мелкого и среднего бизнеса в  ЕС, стала Европейская хартия для  малых предприятий. В этом документе  главы государств и правительств признают большой потенциал малых предприятий, а также подчёркивают важность развития духа предпринимательства и создания благоприятных условий для повторных попыток создания собственного дела даже в случае некоторых прежних неудач. Признаётся важность таких ценностей, как профессионализм, надёжность и гибкость в новых экономических условиях. Положения, изложенные в Хартии, были включены в Многолетнюю программу по малому и среднему бизнесу (2001-2005 гг.), и уже в первый год в государствах Союза были запущены 11 проектов, призванные внедрить её положения на практике.

 

Основой регулирования и содействия развитию малого и среднего предпринимательства  стало создание для него режима наибольшего  благоприятствования, а содержанием - создание государственными структурами  экономических и правовых условий  и стимулов его успешного развития, а также вложения в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.

 

В ЕС получили развитие две формы  государственной поддержки:

· разработка долгосрочных программ по малому и  среднему предпринимательству как  основы законодательной базы;

· включение  малого и среднего предпринимательства  в решение таких актуальных проблем, как улучшение административной и нормативной базы, финансовых и  налоговых условий, предоставление информационных услуг и расширение сотрудничества, повышение конкурентоспособности  и доступа к исследованиям, инновациям, обучению.

 

Для осуществления  государственного регулирования в  малом и среднем предпринимательстве  применяется специальное законодательство, разрабатывается и реализуется  система целевых программ финансового, информационного, технологического, кадрового  содействия развитию этого сектора  экономики.

 

Большое значение имеет правовое регулирование. В целях стимулирования малого бизнеса  были разработаны и введены оригинальные юридические модели: Европейский  пул экономических интересов, Европейская  акционерная компания. Всё это  позволяет малому и среднему бизнесу  разных стран, вступающим в партнёрские  отношения, решать проблемы противоречий национальных правовых систем, облегчает  их участие в межнациональных  программах ЕС.

 

Как правило, европейская политика в сфере  стимулирования малого и среднего бизнеса  осуществляется на двух уровнях: через  деятельность стран и через программы, реализуемые под эгидой ЕС. Мероприятия  по поддержке малого бизнеса финансируются  из Структурных фондов ЕС (например, Социального фонда, Фонда регионального  развития).

 

1. Для  улучшения регулирования и развития  малых и средних предприятий  в ЕС была создана система  наднациональных и национальных  органов власти и организаций  с действенным механизмом их  взаимодействия. Она учитывает интересы  ЕС, отдельных стран-членов, мнения  различных предпринимательских  организаций, национальных отраслевых  и региональных структур и  ассоциаций малого бизнеса, торгово-промышленных  палат. 

 

Для развития межфирменного сотрудничества в  рамках ЕС было создано Бюро по сближению  предприятий, действует Европейская  ассоциация венчурного капитала, способствующая развитию малых совместных фирм. Комиссия ЕС организовала Комитет по упрощению  процедур в сфере предпринимательства. Сеть информационных предпринимательских  центров позволяет применять  единые методики и схожие требования к отбираемым предпринимательским  проектам, а также повысить эффективность  использования финансовых ресурсов.

 

  1. На уровне ЕС действуют две главные программы финансирования сектора малого и среднего предпринимательства. Одна из них направлена на обеспечение рисковым капиталом перспективных предприятий и предполагает выдачу кредитов в размере до 50 процентов стартового капитала, а также покрытие до 50 процентов эксплутационных затрат со сроком погашения пять лет. Вторая - "Евротек" - создала сеть из 13 фондов взаимных гарантий, которые выделяют кредиты для инвестиций в высокотехнологичные проекты транснационального характера и помогают инвестировать в структурно-кризисные отрасли, а также в экологические проекты.

 

В этой связи большое  внимание придаётся созданию сетей, рассчитанных на максимальное расширение взаимодействия малых и средних  предприятий с национальными, региональными  и местными структурами их поддержки. Такое сотрудничество осуществляется в сетях:

· Interprise - поощрение прямых связей и соглашений между предпринимателями стран Европы;

· Europartenariat - стимулирование кооперативных связей в менее развитых регионах;

· BC-Net - конфиденциальный поиск партнёров за рубежом, в т.ч. за пределами ЕС;

· BRE - открытый подбор партнёров для  создания совместных предприятий;

· Сеть ЕвроИнфоЦентров, которые предоставляют малому и среднему бизнесу коммерческую информацию по самому широкому кругу вопросов.

 

В основе поддержки мелкого и  среднего предпринимательства в  странах-кандидатах EC (т.н. ЕС-10) изначально лежала такая масштабная программа, как PHARE - программа технического содействия, которая финансировалась из бюджета  ЕС на безвозмездной основе и предусматривала  предоставление экспертных и консультативных  услуг, передачу ноу-хау, а также  комплекс исследований прединвестиционного характера.

 

Основные формы поддержки  мелкого и среднего предпринимательства  в рамках этой программы были таковы:

· предоставление информации о возможности  и перспективах развития бизнеса;

· содействие экспорту товаров и  услуг, производимых, малыми и средними предприятиями;

· поиск новых форм сотрудничества для малых и средних предприятий;

· устранение дискриминационных факторов при выходе малых и средних  предприятий на рынки капитала;

· создание индивидуальных схем получения  кредитов;

· создание системы гарантирования кредитов, предоставляемых малым  и средним предприятиям, и инвестиционных фондов.

Информация о работе Роль малого предпринимательства в Латвии и за рубежом