Роль бизнес-плана в современном предпринимательстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:31, реферат

Описание работы

Бизнес-план – это документ, в котором описываются все основные аспекты деятельности предприятия, анализируются главные проблемы, с которыми оно может столкнуться, и определяются основные способы решения этих проблем.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Определение бизнес-плана 5
Глава 2. Необходимость бизнес-планирования в современном предпринимательстве 6
Заключение 11
Библиография 13

Работа содержит 1 файл

роль бизнес-плана в современном предпринимательстве.docx

— 31.85 Кб (Скачать)

Департамент образования  города Москвы

Государственное бюджетное  образовательно учреждение

Среднего профессионального  образования

Коммерческо-банковский колледж  № 6

 

 

 

Реферат

На тему: Роль бизнес-плана  в современном предпринимательстве

По дисциплине: Экономика  организации

 

 

 

Работу выполнила: Королева Дарья Александровна, студентка  группы ДБ-20

Преподаватель: Венецианова Зоя Ивановна

 

 

 

 

 

 

Москва

2012

 

Содержание

Введение 3

Глава 1. Определение  бизнес-плана 5

Глава 2. Необходимость  бизнес-планирования в современном  предпринимательстве 6

Заключение 11

Библиография 13

 

 

Введение

 

Несмотря на все трудности  и проблемы, в сфере частного предпринимательства  в России заняты уже миллионы людей.

Однако бизнес - это совершенно особая сфера деятельности, предполагающая готовность человека принимать самостоятельные  решения и рисковать. Решив заняться бизнесом, предприниматель должен тщательно  спланировать его организацию. Речь идет о бизнес-плане, с которого целесообразно  начинать любую деятельность. В условиях рынка подобные планы необходимы всем: банкирам и потенциальным инвесторам, сотрудникам фирм, желающих оценить  свои перспективы и задачи, предпринимателю, который должен тщательно проанализировать свои идеи, проверить их реалистичность.

Каждая фирма, начиная  свою работу, обязана четко представлять перспективные потребности в  финансовых, материальных, трудовых и  интеллектуальных ресурсах, источники  их получения, а также уметь точно  рассчитывать эффективность использования  имеющихся средств в процессе работы фирмы. В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

В этом случае бизнес-план является рабочим инструментом, как для начинающих , так и для действующих фирм, он побуждает предпринимателя тщательно изучить каждый элемент предполагаемого рискового рыночного занятия.

 

Овладение искусством составления  бизнес-плана становится крайне актуальным в условиях рыночной экономики. Это обусловлено тем, что в России и других государствах новое поколение предпринимателей не имеют опыта руководства предприятием, и поэтому весьма смутно представляют себе все ожидающие их проблемы. Опытных руководителей изменяющаяся хозяйствующая среда ставит перед необходимостью по-иному просчитывать свои действия на рынке, чтобы бороться с конкуренцией. Наконец, рассчитывая получить иностранные инвестиции, предприниматели должны уметь обосновывать свои заявки и доказывать, что они способны оценить все аспекты использования инвестиций не хуже бизнесменов из других стран.

Решению вышеперечисленных  проблем и призван в помощь бизнес-план, который является основным документом, определяющим стратегическое развитие фирмы.

В сегодняшней России одной  из первоочередных задач бизнес- планирования является привлечение для участия в проектах потенциальных инвесторов и партнеров.  

Глава 1. Определение бизнес-плана

 

В настоящее время имеется  большое разнообразие определений  бизнес- плана, его значения, структуры  и методов разработки.

Дословно «бизнес-план»  переводится с английского business plan как план предпринимательской деятельности и предполагает, по крайней мере, два слагаемых: бизнес и план. Слово «бизнес» здесь рассматривается как синоним предпринимательства.

В новых экономических  справочниках и словарях «бизнес» называется экономической деятельностью субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленной на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции и услуг.

Таким образом, бизнес-план – объективная оценка собственной  предпринимательской деятельности предприятия и в то же время  – необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями  рынка и сложившейся ситуацией.

 

Глава 2. Необходимость бизнес-планирования в современном предпринимательстве

 

В соответствии с вышеизложенным «бизнес-план» - это сложный по структуре  документ, отражающий основные аспекты  будущего коммерческого предприятия, позволяющий выбрать наиболее перспективные  решения и определить средства для  их достижения.

Бизнес-план – это программа  осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.

В этом плане с достаточной  полнотой анализируются, с одной  стороны, проблемы, с которыми может  столкнуться предприятие (фирма), а  с другой –  способы решения  этих проблем.

Бизнес-план служит для обоснования  предполагаемого бизнеса и оценки результатов за определенный период времени. В этой связи он может  рассматриваться как мера степени  достижения успеха.

Бизнес-план в большинстве  случаев используется как средство получения необходимых инвестиций. В этом аспекте он служит мощным инструментом финансирования бизнеса.

Бизнес-план может быть и  хорошей рекламой для предполагаемого  бизнеса, создавая деловую репутацию  и являясь своеобразной визитной карточкой организации.

Бизнес-план является своего рода документом, отражающим успех  предполагаемого бизнеса. Он демонстрирует  готовность идти на риск.

Итак, «бизнес-план» необходим:

- банкирам и инвесторам, у которых предприниматель (фирма) собирается просить финансовые ресурсы;

- сотрудникам фирмы для определения целей и задач своей деятельности;

- самому предпринимателю для анализа идей и проверки их на реальность;

- поставщикам ресурсов и оборудования;

- посредникам в реализации продукции предприятия (если предусматриваются);

- предприятиям или организациям, с которыми предполагается кооперирование научно-технической, производственной и иной деятельностью;

- возможным спонсорам предприятия.

Потребность в разработке бизнес-плана выявляется при решении  различного рода финансовых и управленческих задач в разных сферах деятельности. Можно выделить следующие области  применения бизнес-планирования:

- подготовка инвестиционных заявок существующими и вновь создаваемыми предприятиями на получение кредитов в банках, инвестиций от других предприятий и организаций, частных лиц и иностранных инвесторов;

- обоснование предложений по приватизации предприятий;

-  разработка проектов создания частных фирм, риск разорения которых намного больше;

- выбор экономически выгодных направлений и способ достижения положительных финансовых результатов предприятия в новых условиях работы, сбыта и не платежеспособности потребителей;

- составление планов эмиссии ценных бумаг (акций, облигаций и др.) предприятия.

С помощью бизнес-плана можно решить такие вопросы:

- определить емкость и перспективы развития рынка сбыта продукции;

- оценить возможные затраты на изготовление и реализацию продукции;

- соизмерить затраты с возможными ценами для прогнозирования прибыли;

- обнаружить возможные просчеты и ошибки;

- определить целесообразность развития данного производства в сложившихся экономических условиях.

Бизнес-план не имеет законодательного характера. Его структура и содержание основных разделов корректируются в зависимости от конъюнктуры рынка, и тем самым это позволяет отслеживать изменение рыночной ситуации. Как правило, формирование бизнес-плана начинается с определения конечных целей, с определения того, что получает предприятие от реализации задуманной программы и какие будут достигнуты в результате финансовые результаты. В него включаются многие компоненты, касающиеся как самого предприятия, так и его стремления к обновлению продукции и совершенствованию услуг, технологии, организации и управления производством, готовности идти на разумный риск, деловой шаг, самоотверженно трудится для решения сверхзадач, грамотно соизмерять затраты с ожидаемыми результатами производства.

Разработка бизнес-плана  является многоцелевым, многоаспектным процессом, и требует глубоких научных  и практических знаний, как в экономике, так и в политологии, социологии, в области права, законодательства, в том числе знаний законов  о налогообложении.

В процессе разработки бизнес-плана  производится оценка организационной  и производственной структуры предприятия. При этом определяется реальный вклад  каждой его структуры в намечаемую программу производства. Не должно быть ни одного структурного подразделения, не оправдывающего своего назначения. Такой подход приводит к оздоровлению финансового состояния предприятия.

На практике небольшие  фирмы чаще всего разрабатывают  бизнес-план на один год. Большие по размеру фирмы разрабатывают  чаще всего бизнес-план на один –  три года. В этом случае подробно выполняются расчеты на первый год  и делаются прогнозы на второй и  третий годы. Крупные фирмы разрабатывают  бизнес-планы на более длительный период: три – пять лет.

Существуют два основных подхода к разработке бизнес-плана. Первый заключается в том, что  инициаторы проекта сами разрабатывают  бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности, у возможных инвесторов.

При втором подходе инициаторы бизнес-плана сами его не разрабатывают, а выступают в качестве заказчиков. Заказчиком бизнес-плана являются юридические  и физические лица, осуществляющие предпринимательскую и инвестиционную деятельность. Разработчиками бизнес-плана  могут быть фирмы, авторские коллективы, специалист по бизнес - планированию. При  необходимости по согласованию с  заказчиком привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты. Руководитель фирмы, включаясь в работу по подготовке бизнес-плана лично, как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя целесообразность и обоснованность инвестиционного замысла.

В соответствии с заключенным  договором на составление бизнес-плана  разработчик может принимать  участие:

- в практической реализации бизнес-плана;

- в рассмотрении его на конкурентной основе;

- в подготовке заявки.

С целью объективной оценки подготовленного бизнес-плана проводится его проверка специализированной аудиторской  организацией.

Бизнес-план может быть разработан по полному и сжатому вариантам. Крупные фирмы, как правило, разрабатывают  бизнес-план по полному варианту.

Небольшие фирмы в момент их создания чаше всего разрабатывают  сжатый вариант бизнес-плана. Но после  того как фирма начинает функционировать, разрабатывается все равно полный вариант бизнес-плана.

К сожалению, в российских компаниях несерьезно подходят к  планированию своей деятельности. С  одной стороны, это связано с  отсутствием соответствующей квалификации у менеджеров, с другой – с  нашим «авось», т.е. начнем с того, что имеем, а дальше время покажет. Если даже бизнес-план готовится, то в  нем практически отсутствует  аргументация получения тех или  иных исходных экономических показателей, финансовых расчетов и результатов.

Главная ценность бизнес-плана  заключается в самом процессе планирования. Можно верить или не верить в планирование, но избежать его в полном смысле этого понятия  никому не удается. Отсюда альтернатива: планировать самому или быть планируемым. В условиях постоянно меняющейся рыночной обстановки надо уметь предвидеть «случайный результат», имеющий вероятностный  характер и свои причинно-следственные связи. Лучший план - это план, который  существует и находится в непрерывном  процессе совершенствования.

 

Заключение

 

Бизнес-план – это документ, в котором описываются все  основные аспекты деятельности предприятия, анализируются главные проблемы, с которыми оно может столкнуться, и определяются основные способы  решения этих проблем.

Такой важный документ, как  бизнес-план необходим не только крупным  предприятиям, организующим свое дело с размахом. Как показывает мировая  практика, он нужен для предприятий  всех форм и видов хозяйственной  деятельности, и прежде всего для  того, чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их разумность и реалистичность и тем самым  уменьшить риск потерь и неудач. Бизнес-план также необходим для  потенциальных инвесторов, которым  важна реалистичность задуманного  дела и способность возвратить кредит, арендованное имущество.

С помощью бизнес-плана  достаточно легко предугадать возрастающий объем производства, просчитать возможную  прибыль или убыток, оценить целесообразность выпуска на рынок нового продукта и т.д. И, действительно, составление  бизнес-плана облегчает работу предприятия, позволяет анализировать ситуацию на рынке, конкурентов, конкурирующих  товаров и предпринимать необходимые  меры для получения максимальной прибыли, расширению производства и  т.д.

Бизнес-план – это необходимый  документ, отражающий в концентрированной  форме ключевые показатели предприятия, обосновывающие целесообразность некоторого проекта, четко и наглядно раскрывающий суть предполагаемого нового направления  деятельности организации. Он разрабатывается  на год или на более длительный период в зависимости от масштаба целевого проекта и желания предприятия. Чем короче планируемый период, тем  более детальной должна быть проработка основных аспектов планируемой деятельности.

Информация о работе Роль бизнес-плана в современном предпринимательстве