Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 21:11, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование бизнеса и его роли в современном мире.
Для реализации поставленной задачи необходимо решить следующие задачи:
- изучение и анализ литературы по теме курсовой работы;
- рассмотрение теоретических основ бизнеса;
- исследование роли бизнеса в современном мире;
- определение социальной роли бизнеса в мире.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕСА 5
1.1. Понятие бизнеса как предпринимательской деятельности 5
1.2. Исторические предпосылки возникновения бизнеса 10
2. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 13
2.1. Первичная роль бизнеса 13
2.2. Роль бизнеса в истории человечества 16
2.3. Бизнес как источники прогресса 21
3. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ БИЗНЕСА В МИРЕ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
От письменных памятников древности до рубежа нашего века тянется целая чреда последующих изобретений и нововведений, заложивших фундамент здания современного бизнеса. Сюда относятся [7]:
Кроме простой возможности получить долгосрочные вложения денежных средств, необходимых для развития бизнеса, предприниматель мог теперь по-новому оценивать результативность своего дела. С появлением акций и бирж стало возможным опираться не только на подсчет суммы накопленных у себя или находящихся в обороте средств, но и получать текущую объективную рыночную оценку, отражаемую в изменении курса акций предприятия.
Поскольку
эти курсы оказываются
Кроме того, биржевая деятельность, особенно после утверждения фьючерсных сделок — т. е. операций с не произведенным еще товаром, не выросшим зерном, не добытой нефтью, — все больше обостряет для бизнесменов необходимость работать не только в режиме «реального времени», но и осваивать основы стратегического планирования, организовывать работу с ориентацией на дальнюю перспективу, с соответствующим изменением системы рисков, необходимостью учета, а при возможности и активного влияния на факторы будущего, в том числе — на конъюнктуру спроса и предложения, политические события, общественное мнение.
С точки зрения экономики в целом в отличие от позиции отдельной компании первичная роль бизнеса заключается в ориентации своей деятельности на получение прибыли. Для выполнения своей первичной роли бизнесу нужны законы, институты и политическая стабильность, в которой функционирует рыночная экономика. Как пишет Colin Robins, «для процветания деловой и личной жизни, необходимы правила, но они не обязательно должны быть установлены правительством». Тем не менее, принятие законов, которые стимулируют экономическую деятельность, это первичная роль государства, а не бизнеса. Эта функция не может стать внутренней для бизнеса [15, c. 32].
Нельзя заявлять, что наблюдаемый в последние 50 лет стремительный экономический рост стал результатом сознательных действий предприятий, которые ставили перед собой именно такую задачу. Достижения капитализма – это не результат решительных действий предпринимателей и бизнесов для достижения этой задачи. Они – следствие работы конкурентного, открытого рынка.
Таким образом, первичная роль бизнеса определяется без ссылки на цели предприятий или мотивы их собственников (менеджеров, акционеров). Она заключается в том, что экономический прогресс и рост благосостояния, эффективная деятельность бизнеса не зависит от сознательных попыток бизнес лидеров улучшить мир.
Бизнес, вне сомнений, выполняет полезную социальную роль. Функция прибыли позволяет ему ее выполнять. Нет оснований полагать, что эта роль и функции перестанут работать в будущем. Сегодня наступило принципиально иное время, появились новые вызовы и угрозы. Самое распространенное имя этой новой угрозе – глобализация. Вместо того, чтобы призывать мир к либерализации, упразднению торговых барьеров, дебюрократизации и конкуренции, сегодня утверждается, что «грубая», изначальная роль бизнеса – зарабатывать прибыль – уже не достаточна.
Главный тест на определение социальной ответственности бизнеса – демонстрация его баланса и прибыли. Люди сами голосуют, добродетелен бизнес или нет, покупая или отказывая в покупке его товаров и услуг. Прибыль не является точным измерителем, но важным индикатором того, сколько добра делает бизнес людям. В этом смысле прибыль является важным информационным сигналом рыночной экономики. Из всех лозунгов сторонников концепции устойчивого развития самым ложным, антирыночным и вредным является лозунг «Сначала люди, потом прибыль». В конкурентной рыночной экономике прибыль получается только в результате прилежного служения потребителю. Конечно, идеализировать прибыль нельзя. Случается, что в погоне за прибылью сегодня компания ставит под сомнение свою устойчивость [15, c. 33].
Для полноценного анализа важно учитывать многие компоненты деятельности бизнеса. Возможны сговор отдельных участников рынка с целью определения маржи прибыли. Еще один популярный способ – обратиться за помощью к государству за ограничением входа на рынок конкурентов, которые сбивают цены. На размер прибыли влияют также квоты, импортные тарифы (особенно дискриминирующие отдельных производителей), лицензии, налоговые привилегии, первостепенный доступ к дешевым ресурсам и т.д.
При деятельности бизнеса
Одним из самых популярных
способов искусственной
Приведем пример оценки регулирования химических веществ в ЕС. Это мнение ученых, а не лоббистов: «Данное законодательство непрактично и имеет огромные экономические и этические импликации. Оно предполагает интенсивное тестирование на предмет безопасности всех не тестируемых ранее химических элементов, производимые в количествах более одной тонны вне зависимости от рисков, включая такие компоненты, как обычная соль или гидрокарбонат натрия (профессор Colin Blakemore, президент британской федерации биологических наук) [15, c. 35].
Очевидно, что такое регулирование сильно завышает издержки бизнеса и делает многие товары для «предельных» потребителей недоступными. Таким образом, государство должно не искать некое новое человеческое лицо» бизнеса, а создать условия, в которых бизнес работает для выполнения своей первичной функции. Это ответственность государства, а не бизнеса, предлагать законодательные решения. Бизнес может выступать в качестве консультанта, но не несут ответственности за плохую налоговую систему или закон о регистрации предприятий. Ошибочно относиться к бизнесу, как к роботу, который знает только две вещи – прибыль и убытки. На самом деле в бизнесе работают живые люди, со своими ценностями, взглядами и идеалами. Наконец, нельзя говорить о том, что неким кардинальным образом изменился характер экстерналий.
Нельзя говорить о бизнесе, не попытавшись увидеть и оценить ту роль, которую он сыграл в истории человечества. Очевидно, что подобная оценка может исходить из разных перспектив. Наиболее «заинтересованным» субъектом такой оценки, естественно, является история экономики. Наименее заинтересованными, как можно полагать, здесь выступят авторы, работающие в жанре, называемом «философия истории». Попробуем обратиться к их оценкам, полагаясь на них как на наиболее непредвзятых судей.
Трудность, которая встречается в связи с этим выбором,— это заметное пренебрежение многих авторов работ данного жанра тематикой бизнеса, коммерции и явное тяготение к анализу истории мысли, идей, деяний политических фигур и народов. Бизнес явно или неявно попадает таким образом в категорию «низкого жанра», упоминается вскользь и удостаивается в этом контексте незначительного внимания.
Тем более интересны те немногочисленные фрагменты, которые некоторые авторы сочли необходимым посвятить этой теме. Обратимся, например, к точке зрения Альфреда Уайтхеда — человека, «генетически непричастного» к бизнесу, англичанина, сына священника и директора школы, человека, пришедшего в философию на склоне лет после почти сорокалетних упорных занятий математикой. В своих математических трудах он предвосхитил основные идеи теории относительности за несколько лет до ее представления А. Эйнштейном, а впоследствии посвятил себя не менее упорному размышлению над судьбами и тенденциями развития человечества [7, c. 43].
К этим его биографическим характеристикам следует добавить высокую оценку его трудов за глубокое и точное понимание природы бизнеса, «коммерции» в рабочем лексиконе Уайтхеда, которую он определяет достаточно широко — не только как обмен материальными благами и их производство с целью такого обмена и не как совокупность связанных с этим денежных операций. «В своем наиболее общем смысле, — пишет Уайтхед, — коммерция означает любой вид обмена, совершаемого людьми посредством взаимного убеждения». Кроме того, Уайтхед задолго до появления соответствующих концепций выдвигает идею, являющуюся краеугольным камнем современных теорий маркетинга: «Все коммерческие ценности имеют психологическую основу, то есть они измеряются распространенным у людей желанием приобретать различные предметы».
Оценка
роли бизнеса в истории, данная Уайтхедом,
тесно связана с его
Между тем данная теория довольно интересна и состоит из двух частей. Первая — сугубо статистическая и математическая. В этой части работ Мальтус обнаружил, что прирост народонаселения в различных странах при всех наблюдаемых его колебаниях в целом соответствует закону геометрической прогрессии. В то же время прирост средств существования — пищи, жилья, одежды, орудий труда для их производства — подчиняется в истории тенденциям закона арифметической прогрессии. Из того математического факта, что геометрическая прогрессия на порядок опережает арифметическую, Мальтус и выводил основные положения второй части своей социологической теории, раскритикованной множеством авторов, — тезисы о неизбежности резкого расслоения общества на незначительную богатую и основную крайне бедную часть, о прогрессивном росте голода и нищеты, обострении социальных конфликтов и неизбежности войн [16, c. 73].
Для самого Мальтуса основной смысл его исследования был аргументом в полемике со многими современными ему авторами, обосновывавшими необходимость достижения идеала всеобщего равенства через справедливое общественное устройство. Ключевая же идея Мальтуса состояла в том, что равенство невозможно в принципе, поскольку бедность большинства вызвана не общественным строем, а действием естественных, «природных» законов.
Свои социологические выводы Мальтус подкреплял ссылками на картины жизни многих современных ему государств, таких, как Индия и Китай, где его законы действовали и отчасти продолжают действовать с очевидной наглядностью.
Уайтхед, искавший причины того, почему законы Мальтуса, неопровержимые в своей математической части, не сработали в реальной истории, в частности в истории Европы, приходит к следующему выводу: «При увеличении народонаселения История обнаружила только три способа, позволяющих избежать его [закона Мальтуса] последствий, — расширить Коммерцию, улучшить Технологию и использовать Незаселенные Регионы... В широком смысле этого слова Коммерция охватывает собой все эти три условия. Поэтому Коммерция является наиболее важным фактором, существенным для процветания цивилизации. Как только наступает застой, когда ослабевает процесс распространения и улучшения коммерции, когда тормозится новое в этом процессе, медленно и поначалу неприметно массы населения начинают подходить к грани гибельного вырождения. Китай и Индия — страны, где население живет в безнадежной нищете. Римская империя пала по причине упадка Коммерции. Ближний Восток — это целый музей пришедших в упадок городов, хранящих следы античного великолепия. Коммерция действительно является важнейшим из всех факторов, и, более чем какой-либо другой фактор, она развивается путем приключений...» [7, c. 47].