Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:02, курсовая работа
В работе рассмотрены риски в предпринимательской деятельности, раскрыта сущность, дано понятие, анализ, оценка, выявлено значение, представлены основные виды.
Проведен сравнительный анализ российского опыта в управление финансовыми рисками на предприятие.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5
1 СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО РИСКА………………………………………7
1.1 Понятие и виды финансовых рисков…………………………………….7
1.2 Анализ и оценка финансовых рисков………………………………….13
1.3 Управление финансовыми рисками. Риск-менеджмент………………16
2 ОСОБЕННОСТИ РИСК- МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ………………...23
2.1 Риск-менеджмент на российских предприятиях ……………..………23
2.2 Риск-менеджмент на телекоммуникационных предприятиях………..28
3 РИСК- МЕНЕДЖМЕНТ НА ОАО «СВЯЗЬИНВЕСТ»……………………..33
3.1 Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Связьинвест»………………………………………………………………33
3.2 Управление финансовыми рисками на ОАО «Связьинвест»………….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….50
Основные
сводные технико-экономические
Таблица– 3.1 Сводные технико-экономические показатели предприятий холдинга
Показатели | 2006 | 2007 |
Совокупная монтированная емкость, тыс. номеров | 31 742 | 32 485 |
Городская телефонная сеть | 26 914 | 27 600 |
Сельская телефонная сеть | 4 828 | 4 885 |
Количество телефонных аппаратов, тыс. номеров | 30 129 | 30 425 |
Городская телефонная сеть | 25 423 | 25 717 |
Сельская телефонная сеть | 4 706 | 4 708 |
Протяженность междугородных телефонных каналов, тыс. кн/км | 4 583 240 | 11 626 259 |
Телефонная плотность (аппаратов на 100 человек) | 25,06 | 25,38 |
Численность работников, тысяч человек | 273,4 | 238,8 |
Компании
Группы «Связьинвест» ввели в
эксплуатацию 15,16 тыс. км линий передачи.
Удельный вес емкости электронных
станций от общей монтированной
емкости местной телефонной сети
вырос с 63,3% до 67,4%.
Таблица–3.2 Финансово-экономические показатели предприятий холдинга
Показатели | 2006 | 2007 |
Выручка от реализации | 218 252 315 | 244 337 520 |
Прибыль от продаж | 43 722 123 | 51 538 274 |
Чистая прибыль | 19 588 122 | 36 941 363 |
Выручка
дочерних предприятий ОАО «Связьинвест»
по сравнению с 2006 г. выросла на 12%, сумма
доходов от услуг связи – на 12,7%, а размер
чистой прибыли возрос на 88,6%.
Рисунок 1-. Выручка, млрд. руб
Структура доходов от услуг связи за 2007 г. выглядит следующим образом:
Прирост кредиторской задолженности по итогам 2007 г. составил 3,1%, что в 4 раза ниже темпа прироста выручки. Коэффициент финансовой независимости составил 0,49 при уровне 0,46 в 2006 г. Показатель рентабельности собственного капитала (ROE), рассчитываемый как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала, составил 22,4% по сравнению с 13,8% в 2006 г. Показатель рентабельности активов (ROA), рассчитываемый как отношение чистой прибыли к среднегодовой сумме активов, также имеет положительную динамику: 10,9% по сравнению с 6,4% в 2006 г.
Инвестиционная деятельность данного предприятия направлена на реализацию следующих приоритетных задач:
В 2007 г. объем капитальных вложений составил 47 млрд. руб.: на внедрение новых услуг (12 млрд. руб.); в традиционную телефонию (14 млрд. руб.); в строительство линий передачи и объектов инфраструктуры (12,5 млрд. руб.). Финансирование в большей части происходило за счет собственных средств, их доля в общем объеме инвестиций составила 72,5%. Из них вложения в оборудование составили 55%, или 26 млрд. руб., в строительно-монтажные работы – 37%, или 17,6 млрд. руб.
Кроме того, с 1 февраля 2007 г. была введена новая система оплаты местных телефонных соединений. Операторы связи предложили своим клиентам три обязательных тарифных плана – абонентский (безлимитный), повременной и комбинированный. Таким образом абоненты смогли реализовать свое право выбирать способ оплаты услуг и оптимизировать затраты на услуги связи.
По итогам 2007 г. распределение абонентов по тарифным планам стабилизировалось на равновесном уровне (Таблица-3.3).
Таблица-3.3 Распределение абонентов МРК по тарифным планам в 2007 г.
I кв., % | II кв., % | III кв., % | IV кв., % | |
Абонентская система оплаты (без СПУС) | 43,3 | З6,2 | 34,3 | 33,2 |
Безлимитный тарифный план | 23,3 | 23,7 | 23,6 | 23,3 |
Повременный тарифный план | 24,7 | 30,1 | 32,1 | 33,5 |
Комбинированные тарифные планы | 8,7 | 10 | 10 | 10 |
Положительная реакция абонентов на предложенные тарифные планы выразилась в росте абонентской базы на 1%. В целом введение новой системы оплаты местных телефонных разговоров позволило МРК обеспечить рост доходов от услуг доступа к сети местной телефонной связи, предоставления в пользование абонентских линий и предоставления местных соединений на 10,9% по сравнению с 2006 г.
Что же касается рыночных позиций, то положение ОАО «Связьинвест» на телекоммуникационном рынке определяется тенденциями развития отдельных его сегментов, а также факторами эффективности коммерческой деятельности компаний.
В наибольшей степени позиции Группы сформированы за счет присутствия в сегменте традиционной телефонии низкими общими темпами роста.
В сегменте услуг междугородной и международной связи доля Группы сокращается. Это является результатом либерализации рынка дальней связи.
Сокращение доли на рынке услуг зоновой связи связано с ростом давления со стороны конкурентов, предлагающих более низкие тарифы на услуги зонового завершения вызова.
По
итогам 2007 г. доля компаний ОАО «Связьинвест»
на рынке услуг местной связи выросла.
Это, в первую очередь, отражает эффективность
систем оплаты услуг местной связи, введенной
в действие в феврале 2007 г.
Таблица-3.4
Положение ОАО «Связьинвест» на рынке.
На лицензионных территориях МРК (доля
МРК)
Услуги зоновой связи, % | Услуги местной связи (предоставление доступа к сети), % | Услуги подвижной радиотелефонной связи (СПС), % | Услуги сети передачи данных, % | Всего,
% | |
Доля Группы в 2006 г. | 96,8 | 82,7 | 4,1 | 51 | 30,4 |
Доля Группы в 2007 г. | 95,7 | 83,3 | 4,1 | 52,5 | 28,2 |
В наиболее емком и одновременно продолжающем расти сегменте услуг сети подвижной радиотелефонной связи Группа практически не присутствует. Сохранение стабильной позиции обеспечено позитивной динамикой в работе ОАО «Уралсвязьинформ».
Основным драйвером развития компаний Группы выступают услуги сети передачи данных (СПД). Этот сегмент является самым активно растущим и ключевым направлением деятельности компаний ОАО «Связьинвест». Основу рынка услуг СПД составляют услуги широкополосного доступа в Интернет. Рост доходов в данном сегменте приводит к изменению структуры операционных доходов МРК. Компании Группы активно используют возможности увеличения доходов за счет агрессивной коммерческой политики, направленной на увеличение абонентской базы.
МРК
сталкиваются с высоким конкурентным
давлением: компании находятся в
условиях демпинга и вынуждена постоянно
снижать цены на доступ к сети на
относительно низких скоростях. Тем
не менее, они сохраняют доходность
услуги за счет организации доступа на
больших скоростях, а также выводят на
рынок конкурентоспособные безлимитные
тарифные планы.
Группа
компаний «Связьинвест» объявила неаудированные
итоги деятельности за 9 месяцев 2010
г. в соответствии с российскими
стандартами бухгалтерского учета (РСБУ).
Так, выручка за 9 месяцев 2010 г. выросла
на 3,9% по сравнению с аналогичным периодом
прошлого года, достигнув 199,3 млрд руб.
По итогам отчетного периода доходы от
услуг местной связи составили 64,4 млрд
руб., показав увеличение на 7,3% по сравнению
с 9 месяцами 2009 г. Доходы от услуг сотовой
связи выросли на 8,3% и достигли 11,9 млрд
руб. Доходы от услуг междугородной и международной
связи продолжили снижаться и составили
26,3 млрд руб. в отчетном периоде по сравнению
с 29,6 млрд руб. по итогам 9 месяцев 2009 г.
Доходы от услуг внутризоновой связи снизились
на 5,2% до 20,2 млрд руб. Доходы от услуг присоединения
и пропуска трафика упали на 8,0% до 21,6 млрд
руб.
По итогам 9 месяцев
2010 г. межрегиональным компаниям связи
удалось существенно увеличить базу интернет-пользователей
и тем самым компенсировать снижение доходов
от оказания услуг внутризоновой связи
и услуг по пропуску трафика, отмечают
в «Связьинвесте». За 9 месяцев 2010 г. доходы
от интернет-услуг выросли на 18,5% и достигли
37,3 млрд руб.
Операционные расходы группы «Связьинвест»
за отчетный период практически не изменились
и составили 158,0 млрд руб. Показатель EBITDA
увеличился на 12,5% до 76,6 млрд руб. EBITDA margin
составила 38,4%. Чистая прибыль группы увеличилась
на 37,8% по сравнению с аналогичным периодом
прошлого года и составила 31,3 млрд руб.
3.2 Управление финансовыми рисками на
ОАО «Связьинвест»
В марте 2007 года ОАО «Связьинвест» приступило к построению системы ERM (Enterprise-Wide Risk Management Systems) – единая корпоративная система управления рисками на уровне всей компании. ERM представляют собой систему, через которую крупные финансовые учреждения могут контролировать риски на всех уровнях и подразделениях из единого центра управления – подразделения отвечающего за управления рисками на уровне всей компании. Решаемые задачи и функции подразделения должны быть четко определены и утверждены.
Была
создана рабочая группа, в которую
вошли представители
Работа проходила в несколько этапов. На первом управляющая компания разработала «Концепцию интегрированной системы управления рисками» и «Классификатор типичных телекоммуникационных рисков». В разрабатываемой концепции риск трактуется как событие (или стечение обстоятельств), которое в случае реализации оказало бы существенное негативное или положительное влияние на достижение холдингом или отдельным дочерним обществом своих долгосрочных и краткосрочных целей. Риски, которые могут оказать негативное влияние, называются угрозами, а риски, способные оказать положительное воздействие, – возможностями. Концепция содержит методические указания, рекомендуемые к использованию в программах по управлению рисками: материалы по организационной структуре риск-менеджмента; положения, регламентирующие деятельность подразделений по управлению рисками; описание процедур по выявлению, оценке и управлению рисками. В «Классификаторе типичных телекоммуникационных рисков» были перечислены потенциальные риски (угрозы и возможности), проанализированы вероятные причины их возникновения, описан набор методик по их оценке и управлению.