Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 20:22, реферат
В научной и учебной литературе проблемы реорганизации затрагиваются лишь косвенно, их освещение преимущественно носит лишь описательный характер. Большинство ученых не признает за реорганизацией самостоятельного значения и склонно рассматривать данный институт лишь как один из способов прекращения юридических лиц. Следствием подобного подхода является отсутствие углубленных теоретических исследований понятия, природы и признаков реорганизации как правового явления.
Введение 3
1. Реорганизация юридического лица: понятие, признаки 4
2. Виды реорганизации 7
3. Процедура реорганизации 16
4. Особенности реорганизации юридических лиц 23
Заключение 31
Список используемой литературы 38
-
сроки проведения
- способ оценки передаваемого (принимаемого) в порядке правопреемства имущества и обязательств;
-
порядок правопреемства в
-
порядок формирования
- направления (распределение) чистой прибыли отчетного периода и прошлых лет реорганизуемой организации с учетом возможной необходимости ее направления на выкуп (приобретение) у акционеров акций, списание (признание с оценкой последствий) условных обязательств и др.
При реорганизации бухгалтерская отчетность формируется при наличии (п.4 Методических указаний):
-
учредительных документов
-
решения учредителей или
-
договоров о слиянии или
-
передаточного акта или
-
документа, подтверждающего
В своем решении учредители могут указать, что разделительный баланс и передаточный акт включают следующие приложения:
- бухгалтерскую отчетность, в соответствии с которой определяются состав имущества и обязательств, их оценка на последнюю отчетную дату перед датой оформления передачи;
- акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации, проведенной перед составлением передаточного акта или разделительного баланса и подтверждающих их достоверность (наличие, состояние и оценку имущества и обязательств);
- первичные учетные документы по материальным ценностям (акты (накладные) приемки-передачи основных средств, материально-производственных запасов и др.), иному имуществу, подлежащему приемке-передаче;
-
расшифровки (описи)
Согласно ст. 54 НК РФ18 налогоплательщик исчисляет налоговую базу на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Поэтому можно говорить о том, что указанные документы необходимы организации и для ведения налогового учета.
Компания,
принявшая решение о
За нарушение данного срока штраф налагается как на юридическое лицо - нарушителя, так и на его руководителя:
- 1000 руб. - для организации (ст. 129.1 НК РФ)
- 3 - 5 МРОТ (300 - 500 руб.) - для руководителя (ст. 15.6 КоАП РФ19).
На основании ст.14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц"20 (далее - Закон о государственной регистрации) при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в регистрирующий орган представляются:
а) заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица.
В заявлении подтверждается, что:
-
учредительные документы
-
сведения, содержащиеся в этих
учредительных документах и
-
передаточный акт или
- все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
На каждое вновь возникающее в результате реорганизации юридическое лицо заполняется отдельное заявление;
б)
учредительные документы
в)
решение о реорганизации
г)
договор о слиянии или
д) передаточный акт или разделительный баланс;
е) документ об уплате государственной пошлины.
Место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, может отличаться от места нахождения реорганизуемого лица. Дальнейшая государственная регистрация вновь возникшего в результате реорганизации юридического лица в соответствии со ст.8 Закона о государственной регистрации осуществляется по месту его нахождения.
Государственную регистрацию создаваемых путем реорганизации юридических лиц осуществляет регистрирующий орган по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. На это им отводится не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п.4 ст.15 Закона о государственной регистрации).
Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Исключение - реорганизация в форме присоединения. В этом случае юридическое лицо реорганизовано с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц (ст.57 ГК РФ, ст. 16 Закона N 129-ФЗ).
Обратите внимание: юридические лица, созданные в процессе преобразования, слияния, выделения, разделения, после регистрации должны встать на налоговый учет, изготовить печать, получить коды ОКВЭД и встать на учет в государственных внебюджетных фондах. А так как при слиянии и присоединении прекращается деятельность юридических лиц - предшественников, ликвидация этих юридических лиц будет завершена только после внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Для этого необходимо снять организацию с налогового учета, аннулировать идентификационные коды ОКВЭД, закрыть расчетный счет в банке и уничтожить печать.
Реорганизация государственных унитарных предприятий может осуществляться только по решению собственника (Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"22) в отличие от других видов коммерческих организаций, реорганизация которых может быть осуществлена также и по решению органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Различные формы реорганизации унитарных предприятий соответствуют формам реорганизации других коммерческих организаций, однако с той особенностью, что вследствие требования о неделимости прав собственника имущества унитарного предприятия реорганизация в форме слияния или присоединения может быть осуществлена только в том случае, если имущество принадлежит одному и тому же публичному собственнику.
Следует заметить, что основные проблемы в деятельности унитарных предприятий вызывает институт реорганизации в форме преобразования.
В
соответствии со ст. 34 Федерального закона
"О государственных и
Одной
из проблем, существующих в судебно-арбитражной
практике по вопросам реорганизации
в форме преобразования, является
несоответствие нормы указанной
статьи о возможности преобразования
в государственное или
Учитывая, что унитарное предприятие не может считаться некоммерческой организацией, следует признать необходимым для устранения указанной коллизии изменить диспозицию нормы ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О некоммерческих организациях",25 убрав указание на некоммерческий характер преобразуемой организации.
Еще одна проблема возникает в связи с установлением в п. 4 ст. 29 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" нормы о том, что преобразование унитарного предприятия одного вида в другой (например, унитарного предприятия, действующего на праве хозяйственного ведения, в казенное предприятие) не считается реорганизацией и, соответственно, в данном случае не применяются правила п. 7 ст. 29 рассматриваемого Федерального закона об обязательном извещении кредиторов унитарного предприятия. Также не является реорганизацией и изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию).
В данной связи следует заметить, что, прямо указывая на возможность и порядок преобразования унитарного предприятия, действующего на праве хозяйственного ведения, в казенное предприятие, Федеральный закон ничего не говорит о возможности обратного преобразования.
В.Г.
Степанов считает норму Федерального
закона "О государственных и
муниципальных унитарных
Во-первых, указанная норма противоречит п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой преобразование в любом случае является формой реорганизации.
Во-вторых, установление подобной нормы нарушает законные интересы кредиторов, поскольку изменение вида унитарного предприятия влечет изменения в его правоспособности, что может повлиять на исполнение уже заключенных с третьими лицами договоров.
Действительно, при изменении вида унитарного предприятия меняются и его отношения с собственником, а также характер ответственности собственника. И если при преобразовании унитарного предприятия, действующего на праве хозяйственного управления, в казенное предприятие объем ответственности собственника имущества увеличивается, то в обратном случае он уменьшается.
По мнению автора, учитывая принципиальную разницу в правовом режиме имущества различных видов унитарных предприятий, следовало бы законодательно признать изменение вида унитарного предприятия реорганизацией.