Регистрация и ликвидация юридических лиц и ИП

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:54, лекция

Описание работы

На данный момент регистрация юридических лиц в Беларуси упрощена. В частности, на текущий момент не требуется нотариальное заверение учредительных документов; значительно уменьшился перечень документов, предоставляемых в регистрирующий орган; справки о постановке на учет в налоговой, фонде социальной защиты и Белгосстрахе предоставляются вновь созданной организации регистрирующим органом. Кроме этого, сроки регистрации юридического лица сократились до одного дня.

Работа содержит 1 файл

reg_i_likvid_yur_i_ip.doc

— 76.00 Кб (Скачать)

Регистрация юридического лица.

На данный момент регистрация юридических лиц в Беларуси упрощена.  В частности, на текущий момент не требуется нотариальное заверение учредительных документов; значительно уменьшился перечень документов, предоставляемых в регистрирующий орган; справки о постановке на учет в налоговой, фонде социальной защиты и Белгосстрахе предоставляются вновь созданной организации регистрирующим органом. Кроме этого, сроки регистрации юридического лица сократились до одного дня.

Основным нормативным документом, регулирующим порядок регистрации юридических лиц на территории Республики Беларусь, является Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее – Декрет о регистрации субъектов хозяйствования). 

Данный декрет предусматривает следующие шаги для регистрации юридического лица:

Шаг 1. согласование наименования организации;

Шаг 2. определение местонахождения организации;

Шаг 3. подготовка решения о создании организации и устава;

Шаг 4. формирование уставного фонда;

Шаг 5. предоставление документов в регистрирующий орган.

Согласование наименования

Согласовать наименование юридического лица можно в регистрирующем органе, в частности, при регистрации фирмы в Минске - в Минском городском исполнительном комитете (Управление регистрации и лицензирования) по адресу: пл. Свободы, д. 8.

Для согласования наименования учредителю создаваемой  фирмы необходимо явиться лично  с паспортом и заполненным заявлением о согласовании наименования. Бланк заявления можно найти в Интернете или получить в регистрирующем органе.

Определенные  сложности вызывает выбор подходящего  наименования для создаваемой организации  в связи с тем, что многие наименования уже заняты. Заранее проверить, занято ли наименование можно в сети Интернет. 
По результатам согласования наименования учредителю выдают справку.

Определение местонахождения организации

Процесс нахождения юридического адреса для вновь создаваемой  организации в настоящее время упростился, поскольку в регистрирующий орган уже не предоставляется гарантийное письмо от арендодателя о предоставлении юридического адреса. Между тем, к моменту регистрации юридического лица учредители должны найти юридический адрес, указав его в заявлении о государственной регистрации и уставе.

Подготовка  решения о государственной регистрации  юридического лица и устава

Решение о государственной  регистрации юридического лица является документом, являющимся основанием для  создания организации.

Устав юридического лица является его учредительным  документом. В частности, устав хозяйственного общества должен содержать следующее:

  • наименование хозяйственного общества;
  • место его нахождения;
  • цели деятельности, а в случаях, предусмотренных законодательством, и предмет деятельности;
  • размер уставного фонда;
  • права и обязанности участников;
  • структуру, порядок избрания или образования, состав и компетенцию его органов;
  • порядок управления деятельностью хозяйственного общества;
  • орган управления хозяйственного общества или лицо (работника), уполномоченных на подготовку, созыв и проведение общего собрания его участников (далее - уполномоченный орган хозяйственного общества);
  • порядок принятия органами управления решений, включая перечень вопросов, решения по которым принимаются органами управления единогласно или квалифицированным большинством (не менее двух третей, трех четвертей) голосов;
  • условия и порядок распределения прибыли и убытков;
  • перечень представительств и филиалов;
  • ответственность общества, его участников;
  • порядок утверждения бухгалтерской отчетности хозяйственного общества (данных книги учета доходов и расходов), его представительств и филиалов;
  • порядок и объем предоставления участникам информации о хозяйственном обществе;
  • иные сведения, предусмотренные законодательством.

 

 

Формирование  уставного фонда

Коммерческие  организации самостоятельно определяют размеры уставных фондов. Между тем  законодательством предусмотрены  отдельные исключения. В частности, минимальный размер уставного фонда  при регистрации фирмы в РБ устанавливается в сумме, эквивалентной:

  • 100 базовым величинам, - для закрытых акционерных обществ;
  • 400 базовым величинам, - для открытых акционерных обществ.

Предоставление  документов в регистрирующий орган

В регистрирующий орган при регистрации юридического лица предоставляются следующие документы:

  • заявление о государственной регистрации;
  • устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате .doc или .rtf);
  • легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для учредителей, являющихся иностранными организациями;
  • копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для учредителей, являющихся иностранными физическими лицами;
  • оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

 

 

 

 

 

 

Ликвидация  юридического лица.

 

В связи с вступлением с 1 февраля 2009 г. в силу Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов  хозяйствования, утв. Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 уходят времена, когда процедура ликвидации юридических лиц была довольно длительной (на практике могла достигать нескольких лет) и сложной.

Именно длительность процедуры и необходимость в  течение всего длительного срока  ликвидации в установленном порядке подавать налоговую и иную отчетность в соответствующие государственные органы предопределяло тот факт, что ликвидацию рассматривали как бремя, ложащееся на учредителей (участников). Ведь за подачу отчетности и выполнение функций ликвидатора, как и за любой труд, необходимо выплачивать вознаграждение. В таких условиях, многие участники даже и не пытались довести процесс ликвидации до своего логического завершения. В результате, появлялись так называемые «брошенные юридические лица», в которых уволены все работники, включая руководителя, деятельность которых не ведется, налоги не платятся, необходимая отчетность не подается, документы во многих случаях утеряны.

Однако, такое бездействие, с учетом существующей на сегодняшний день судебной практики привлечения участников юридических лиц к субсидиарной ответственности, является принципиально неверным. Поэтому процедуры ликвидации желательно доводить до ее логического завершения: получения выписки об исключении юридического лица из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГР).

В п. 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 "О государственной  регистрации и ликвидации (прекращении  деятельности) субъектов хозяйствования" установлено, что ликвидация (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования, решение о ликвидации (прекращении деятельности) которых принято до вступления в силу данного Декрета, осуществляется в порядке, действовавшем до вступления в силу Декрета № 1.

Стоит отметить, что если ликвидация начата по решению учредителей, то с учетом принципа диспозитивности (ст. 8 Гражданского кодекса Республики Беларусь), такие учредители могут принять решение об отмене ликвидации и возобновлении деятельности ликвидируемого юридического лица. Такая процедура позволит при принятии еще одного повторного решения о ликвидации воспользоваться преимуществами новой процедуры, предусмотренной Положением о ликвидации.

Процедура ликвидации может  проводиться как в обычном  порядке, так и путем подачи заявления  о банкротстве. Причем, выбор зависит не от субъекта, а от фактических обстоятельств. Так, если присутствуют основания для обязательной подачи заявления о банкротстве, то у соответствующего юридического лица нет возможности осуществить обычную процедуру ликвидации в силу прямого указания закона. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о банкротстве, должник обязан подать заявление должника в хозяйственный суд в случаях, когда:

  • удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами либо прекращению деятельности должника - юридического лица;
  • органом (лицами), уполномоченным (уполномоченными) в соответствии с учредительными документами должника - юридического лица на принятие решения о его ликвидации, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника;
  • органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника;
  • в ходе ликвидации выявлено что стоимость имущества должника - юридического лица, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов.

Правовые последствия  невыполнения такого требования довольно жестки. В соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона о банкротстве, неподача должником заявления должника в случаях, когда такая подача обязательна, не позднее одного месяца с момента возникновения соответствующего основания, влечет субсидиарную ответственность виновных в этом лиц, полномочных принимать или принимающих решение о подаче заявления должника по платежным обязательствам и (или) обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, возникшим по истечении указанного месячного срока.

В настоящей статье будет  исследована обычная процедура  ликвидации, осуществляема по решения учредителей (участников) без анализа норм об экономической несостоятельности. Условно сама процедура будет разбита на шаги. Сразу же стоит обратить внимание на то, что очередность шагов может в некоторых случаях и не соблюдаться. Так, многие процедуры могут совершаться практически одновременно или в несколько иной последовательности. 

 

Процедура ликвидации состоит из следующих шагов:

 

Шаг 1. Принятие решения  о ликвидации 

Шаг 2. Уведомление регистрирующего  органа о принятом решении

Шаг 3. Публикация в СМИ  сообщения о ликвидации.

Шаг 4. Переоформление счетов юридического лица

Шаг 5. Увольнение работников

Шаг 6. Выявление кредиторов и получение дебиторской задолженности

Шаг 7. Составление промежуточного ликвидационного баланса

Шаг 8. Удовлетворение требований кредиторов

Шаг 9. Составление ликвидационного  баланса

Шаг 10. Распределение  имущества общества между его  участниками

Шаг 11. Взаимоотношения  с налоговым органом

Шаг 12. Взаимоотношения  с Фондом социальной защиты населения  Министерства труда и социальной защиты

Шаг 13. Взаимоотношения  с Белорусским республиканским  унитарным страховым предприятием «Белгосстрах»

Шаг 14. Взаимоотношения  с таможенным органом

Шаг 15. Передача документов организации в архив

Шаг 16. Закрытие счета

Шаг 17. Исключение организации из ЕГР

Регистрация индивидуальных предпринимателей.  
Документы, необходимые для регистрации ИП:

Для регистрации  в качестве индивидуального предпринимателя гражданину следует обратиться в исполком по месту вашего жительства. Документы на регистрацию ИП придется подавать лично. Документы необходимые для регистрации ИП:

  1. паспорт гражданина РБ
  2. фотография 3 х 4 ( 6 штук)
  3. квитанция об уплате государственной пошлины за регистрацию ИП.

Шаги, которые  необходимо выполнить для регистрации ИП:

Шаг 1.  Гражданин обращается в Исполком по месту жительства, оплачивает госпошлину, заполняет в Исполкоме заявление о регистрации в качестве ИП.

Шаг 2.  Сотрудник Исполкома в этот же день рассматривает документы гражданина и вносит запись в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о регистрации ИП.

Шаг 3.  В течение 5 рабочих дней с момента государственной регистрации происходит регистрация ИП в налоговой службе и ФСЗН. Документы о постановке ИП на учет в налоговой можно получить через 5 рабочих дней в том же Исполкоме.

Информация о работе Регистрация и ликвидация юридических лиц и ИП