Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 18:41, реферат
Знание состояния и тенденций развития предпринимательства, выявление его связей и зависимостей с другими структурными элементами общества, позволяет более четко и конкретно видеть основные проблемы и пути становления гражданского общества в России.
Возможные направления преодоления препятствий: укрепление стабильности экономического развития; совершенствование правового воздействия и повышения правовой культуры населения; создание современного законодательства о предпринимательстве; неукоснительное выполнение законов и иных правовых актов; активизация деятельности самих предпринимателей.
Введение……………………………………………………………………………………..3
1. Сущность предпринимательства ………………………………………………………..4
2. Принципы развития предпринимательства в России, этапы развития …………..….4
3. Виды и формы предпринимательства………………………………………………...…8
4. Основные проблемы развития предпринимательства…………………………...……..9
5. Государственная политика по отношению к предпринимательству…...…………....11
Заключение…...…………………………………………………………………………….13
Список литературы……...…………………………………………………………………14
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Сущность предпринимательства ………………………………………………………..4
2. Принципы развития предпринимательства в России, этапы развития …………..….4
3. Виды и формы предпринимательства……………………………
4. Основные проблемы развития предпринимательства………………………….
5. Государственная политика по отношению к предпринимательству…...…………...
Заключение…...…………………………………………
Список литературы……...………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.
Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем элементом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.
Предпринимательство занимает свое особое место в экономических отношениях, внедряя в них прежде всего нестандартные и инновационные подходы и решения. Наряду с этим оно способствует формированию и укреплению среднего класса. Есть свои особые связи и направления взаимодействия предпринимательства и властных структур. Несомненно воздействие предпринимательской деятельности на формирование ряда позитивных черт и ценностных ориентаций личности, особенно молодого поколения.
Таким образом, предпринимательство выполняет не только экономические функции, оно теснейшим образом связано со всеми сферами жизнедеятельности общества. Знание состояния и тенденций развития предпринимательства, выявление его связей и зависимостей с другими структурными элементами общества, позволяет более четко и конкретно видеть основные проблемы и пути становления гражданского общества в России.
1. Сущность предпринимательства
Предпринимательство - одна из важнейших составляющих экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес.
Главной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности. Общественный характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих в нем агентов, но и наличие в общественном хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условий составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность. Экономическая свобода является определяющим признаком предпринимательской среды. Для предпринимателя наличие экономической свободы - это не только возможность заниматься тем или иным видом деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам, но и морально-этическая санкционированность предпринимательской деятельности.
Личная заинтересованность выступает движущим мотивом предпринимательства, поэтому обеспечение условий для присвоения полученных результатов, извлечения и накопления дохода является определяющим условием предпринимательской среды.
2. Принципы развития предпринимательства в России, этапы развития
Началом развития предпринимательства в нашей стране является 1985 г., когда вышел Закон об индивидуальной трудовой деятельности.
С признанием индивидуальной трудовой деятельности, личная собственность, не используемая ранее в интересах общества, приобрела производственный характер и составляла определенную долю в производстве ряда товаров и услуг. В общем объеме бытовых услуг около половины всех работ по ремонту квартир , автомобилей и сложной бытовой техники выполнялись людьми, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью.
Период с 1985 г. по 1987 г. можно обозначить как первый этап в истории развития отечественного предпринимательства. Для этого периода характерны деятельность центров научно-технического творчества, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер.
Сфера деятельности малого предпринимательства расширяется на втором этапе (1987 – 1988 г.), когда оно развивалось, в основном, в виде кооперативов.
В этот же период материальное обеспечение кооперативов ухудшилось. Возникли проблемы по поводу отвода земель под строительство, отсутствовали свободные ресурсы, не получила развития рыночная оптовая торговля и т.п.
Все это вынудило предпринимателей заняться деятельностью, которая требовала крупных материальных затрат. На начало 1991 г. в России действовало 134,6 тыс. кооперативов, ими было произведено товаров и услуг на сумму 42,6 млн. руб.
Таблица № 1. Развитие кооперации в 1988 г. – 1993 г. (на начало года)
| 1988 | 1989 | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 |
Число действующих кооперативов, тыс. | 7,3 | 38,9 | 102,2 | 134,6 | 78,4 | 43,8 |
Численность работающих, тыс. человек | 69,7 | 708,2 | 2688 | 3512 | 3665 | 941,0 |
Объем реализации продукции за год, млн.руб | 168,2 | 3326 | 24875 | 42801 | 49425 | 183759 |
В том числе непосредственно населению, млн.руб. | - | 1256 | 3404 | 4433 | 9934 | 38440 |
Из таблицы № 1 видно, что происходит свертывание кооперативного движения. Позднее многие профильные кооперативы оказались наиболее конкурентно способными, и некоторые из них стали крупными предпринимательскими структурами. На их базе были созданы союзы, акционерные общества, совместные предприятия.
Кооперативы начали выполнять важную функцию, создавая основы развития отраслей по производству товаров народного потребления и услуг. Однако, реализация этой продукции сдерживалась тем, что были запрещены многие формы их деятельности и ограничен доступ к сырью, оборудованию, материалам.
Третьим этапом можно условно назвать 1989 – 1990 г. Для него характерно принятие законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий:
Таблица № 2.
Нормативный акт | Дата принятия | Основное содержание | Последствия применения в экономике |
Закон СССР «О предприятии в СССР» | 04.06.1990 | Объявлено о равенстве организационно-правовых форм предприятий, основанных на любой форме собственности | Рост предприятий различных форм собственности |
Постановление совета Министров СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» | 08.07.1990 | Определены основные документы для государственной регистрации малых предприятий, утвержден двухнедельный срок регистрации, определены льготы малому бизнесу по налогообложению, амортизации и др. | Развитие малого предпринимательства, основанного на различных формах собственности. |
Для четвертого этапа (1991 – 1992 г.г.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Именно в это время происходит наиболее быстрый рост малых предприятий в различных организационно-правовых формах.
1992 г. – год шоковой терапии – характеризовался самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них (7,7 % от общего числа занятых). В это время наблюдается становление рыночной инфраструктуры (коммерческие банки, биржи, оптовые и посреднические организации и т.п.), укрепление финансовых институтов.
К пятому этапу развития малого предпринимательства в России можно отнести 1993 – 1994 г.г. – период широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательской деятельности. Появилось множество собственников и интенсивное участие малого предпринимательства в сфере услуг, торговли, питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления. Были заложены основы рыночных отношений. Сформировавшиеся капиталы давали основание предполагать об их способности к инвестированию деятельности, к развитию предпринимательства.
В 1993 г. были сделаны самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства как особого сектора экономики России, т.к. не существовало хозяйственного механизма поддержки и государственной программы развития малых предприятий. 11.05.1993 г. вышло постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации».
На основании данных Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержки новых экономических структур, информации Госкомстата Российской Федерации на начало 1993 г. можно проследить основные тенденции формирования малого предпринимательства (данные были получены при обследовании 189834 малых предприятий).см. табл. № 3.
Таблица № 3.
Предприятие | % |
Частные предприятия | 27,4 |
Товарищества | 23,6 |
Кооперативы | 23,1 |
Государственные и муниципальные предприятия | 8,3 |
Акционерные | 5,2 |
Иные | 12,2 |